Чтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.Рембрандт Харменс ван Рейн. Бедняки просят милостыню у дверей дома, 1648
Зачем ангел таскал пророка за волосы
Пророк Даниил, по ненависти вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку — Аввакуму, который в это время нес пищу на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед в Вавилон, к Даниилу в ров львиный». Аввакум отвечал: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за волосы и поставил в Вавилоне над рвом, силою Духа. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал к тебе». Даниил сказал: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно вернул Аввакума на его место (Дан. 14, 29-41). Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: «У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу, что же будут есть мои работники?» Но не сказал так Пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок.
Сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у кого нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог, конечно, мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова, но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты — богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты — за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно — вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно. То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.
Не дари подарки диаволу
Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда, куда надобно; во втором — посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надо, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.
В рай за червонец
Давай, сколько надобно , то есть смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба, но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету, недостаточно и на приданое бедной девице.
Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.
Взаймы Богу
Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточил, роздал нищим, посему правда его прерывает вовеки (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню, учит Сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра; когда подает одна рука, другой о том знать не надо: пусть они обе подают — щедро и обильно.
«Встаньте, умершие богачи!»
Наконец, давай, когда надобно . Это всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте — девице выйти в замужество, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь. Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! Какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался! До того ли будет в то время, когда будешь находиться при последнем издыхании? Ты соберешься написать духовное завещание, а к тебе уже придут родные и знакомые, чтобы закрыть глаза твои… Но положим, что ты успеешь написать это завещание: уверен ли ты, что наследники твои исполнят волю твою? Какое неразумие! Когда уже при жизни ты не доверял им пожитков своих, ужели по смерти своей доверишь им душу свою? Богачи умершие! Если можно, встаньте из ваших гробов; я предложу вам только один вопрос: если бы Бог даровал вам воскреснуть только на один час, что бы вы сделали тогда? О, конечно, вы тогда четверицею заплатили бы за всякую неправду свою, вы роздали бы все свое достояние, чтобы чрез то умилостивить Божие правосудие… Вот, слушатель, ты теперь спрашиваешь, как евангельский богач: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). И я тебе отвечаю на сей вопрос: если Бог благословил тебя земными благами, как оного богача, то давай.
Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах — жизнь вечную, Царство Небесное. Больше сего, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?
Илия (Минятий) (1669-1714) — богослов, дипломат, епископ Керники и Калаврита (тогда Османская империя, ныне Греция). Славился своими проповедями, которые читал экспромтом, без предварительной записи, отчего до нашего времени их дошло сравнительно немного.
Текст публикуется по книге «Мужество духовное» (М. : Правило веры, 2006 ).
Подзаголовки даны редакцией журнала «Нескучный сад».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Богатые и бедные: В социальном расслоении виновато все общество Каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие, рассуждает руководитель автобуса помощи бездомным «Милосердие» диакон Олег ВЫШИНСКИЙ.
"Тюрьма должна давать труд и специальность" Как может быть организована помощь местам заключения? Какой должна быть тюрьма или колония, чтобы человек действительно получал здесь возможность для исправления своей жизни?
С этими вопросами мы обратились к исполняющему обязанности председателя Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерею <b>Димитрию Смирнову</b>.
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Православие в Киргизии: купил бизнесмен монастырь Как православный директор спасал свой детский дом на берегу Иссык-Куля от ваххабитов, космонавт Терешкова спасла пятерых сирот, а предприниматель бросил бизнес и купил бывший монастырь
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Спасай наших Мы привыкли, что помощь приходит сама только в случае большой беды. А если вся жизнь — экстремальная ситуация? В Смоленской области в порядке эксперимента ввели новую должность — социальный уполномоченный. Он не ждет, когда люди попросят о помощи, он сам ищет тех, кто нуждается в ней.
В палате, на кухне, в саду У нас добровольные помощники в больницах - это пока редкость, это как-то не принято и на них порой смотрят косо (может, потому, что всегда считалось, что для советского человека все ДОЛЖНО сделать государство?). А вот в Европе, Америке, Канаде, Австралии они уже никого не удивляют. Люди там гораздо деятельнее участвуют в жизни своего поселка, городка, района. Помощь добровольцев больницам (и не только) очень распространена. Быть добровольцем почетно, для них есть специальное обучение, работать в больнице берут далеко не каждого. Добровольческих организаций в мире довольно много, они очень разные и существуют уже давно. И в организации волонтерской работы у них есть чему поучиться
Царь болгар Симеон II: бывать в России для меня радость 27 апреля единственный в мире миропомазанный православный царь посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве. Болгарский монарх и политик побывал в Покровском храме и крипте, музее прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и детском саду для детей-инвалидов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
После Крымска Корреспондент НС и опытная сестра милосердия Ирина СЕЧИНА работала в Штабе помощи пострадавшим при храме Архангела Михаила в Крымске с 9 июля. Специально для НС она подводит итоги тех первых дней, когда свежие раны трагедии не позволяли вводить жесткие рамки порядка
Церковные добровольцы в Крымске: не хватает рук! Сегодня в штабе помощи пострадавшим от стихии трудятся только 15 добровольцев, город находится в крайне бедственном положении, одним словом требуются помощники. О том, как работают церковные добровольцы в Краснодарском крае, наш небольшой фоторепортаж
Крымск: раненый город Корреспонденты Милосердия.ру, побывав на месте событий, рассказывают о том, как устроена помощь пострадавшим в Крымске (репортаж с сайта Милосердие.ру, который временно недоступен из-за перебоев с подачей электричества в дата-центре хостинг-провайдера Masterhost)
Епископ Пантелеимон: православная организация должна приводить ко Христу Казус с участием обвиняемой по делу «Пусси райот» Марии Алехиной в православном волонтерском движении «Даниловцы» поставил перед православными добровольческими организациями вопрос об ответственности за действия своих добровольцев, в том числе бывших. Ситуацию комментирует духовник православной службы добровольцев «Милосердие» (Москва), председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Чем грозит закон о волонтерах добровольческому движению? Совсем недавно, в сети была опубликована концепция нового закона о волонтерах, содержащая рад положений, таких как введение обязательной регистрации добровольцев и обязательное заключение письменных контрактов между волонтерами и добровольческими организациями. Эти предложения мгновенно вызвали шквал критики: Почему? Это мы спросили у сотрудников волонтерских организаций
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Бахрушины: щедрее Морозовых, богаче Третьяковых О меценатах, покровительствовавших искусству на рубеже XIX-XX веков, знают все. А вот о благотворителях, открывших первый российский хоспис и первый детдом семейного типа, сегодня напоминает разве что улица Бахрушина и одноименный театральный музей. НС решил восстановить историческую справедливость и рассказать о предпринимателях братьях Бахрушиных, жертвовавших на благотворительность до 80% своего дохода.
Ольга Седакова: расчет враждебен христианству В Сан-Франциско православный монах помогает бездомным, которые не собираются исправляться и прийти к Богу; в СССР бывший белый офицер, рискуя сам вернуться в застенок, отдает все свои деньги товарищу, за которым ведется слежка, – поэт Ольга СЕДАКОВА рассказывает истории абсолютного сострадания, христианской надежды и любви. Они больше похожи на сказку, но произошли на самом деле
Что делать с оставшейся непостной едой? Отдать бедным! Среди нас есть люди, у которых нет ничего лишнего в холодильнике, а зачастую и холодильника тоже нет. И все, что осталось, можно отдать им – и начать пост добрым делом, которое сделает пост настоящим. Публикуем небольшой гид – куда пристроить непостную еду
"Белый цветок": праздник милосердия на самой красивой улице Москвы 12 мая 2013 года праздник благотворительности и милосердия "Белый цветок" прошел на улице Кузнецкий мост, недавно ставшей пешеходной. Майский день, центр Москвы, море народа, оркестры, хоры, игры, веселые и счастливые лица взрослых и детей. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Бизнес и вера: верблюжий горб, набитый деньгами Можно ли предприниматель в России быть честным? А православным? А честным и православным? О том, какие нравственные вопросы встают перед современными бизнесменами в России, размышляет предприниматель Святослав МОЖЕЙ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.