Отношения Церкви и интеллигенции стали одной из самых острых тем уходящего года. Как они будут развиваться в дальнейшем? Об этом на сайте «НС» размышляют священники, журналисты, искусствоведы. «Истинный интеллигент не обвиняет, а задает вопрос: что я могу сделать, чтобы Церковь стала лучше», – отмечает искусствовед Ирина Языкова
Михаил Нестеров. На Руси (Душа народа)
Разговор об интеллигенции идет у нас не первый год. Но в этом году он приобрел, на мой взгляд, какой-то новый ракурс. От некоторого иронически-пренебрежительного отношения мы постепенно переходим к серьезному обсуждению проблемы места интеллигенции в Церкви.
Безусловно, Церковь универсальна, она несет Истину и простецам, и мудрецам. Господь пришел ко всем. В Евангелии мы видим, что к яслям Христа пришли и умудренные волхвы, и простые пастухи. И те, и другие, воздали славу Спасителю. Так же и в Церковь приходят самые разные люди, образованные и не очень, интеллигенты и пролетарии. Церковь должна уметь говорить со всеми.
Но сегодня, как ни странно, она более понятна и доступна человеку образованному, который читал Евангелие, знаком с богословской литературой, знает Литургию, понимает церковнославянский язык.
Так называемые простые люди, не очень образованные, воспитанные в силу исторических причин вне традиции, в Церковь входят труднее. В основном они относятся к ней утилитарно-магически: поставить свечку, чтобы дела шли лучше, покрестить ребенка, чтобы не болел, отпеть умершего, потому что так полагается. Но это еще не вхождение в Церковь. Такой человек застревает в притворе Церкви. По-настоящему войдя в Церковь, человек меняется, он учится новому языку, новому мышлению, новому образу жизни.
И Церковь призвана учить, а христианин — ученик по определению, так изначально назывались последователи Христа. Образование происходит от слова «образ», это восстановление в человеке образа Божия.
Конечно, у Церкви нет задачи всех сделать интеллигентами, а вот священники должны стать настоящей церковной интеллигенцией, они должны быть хорошо образованными и настроенными на самоотверженное служение.
Это было всегда главными признаками интеллигенции. И образованных священников становится все больше в Церкви. Я преподаю в Коломенской семинарии уже больше десяти лет, и вижу, что за это время уровень студентов заметно вырос. А нередко молодые люди идут в семинарию, уже получив светское образование, так что духовные знания ложатся на какой-то фундамент. Образованней священник имеет более широкий кругозор и ему легче найти общий язык с разными людьми.
Сколько среди интеллигентов сейчас тех, кто настроен антиклерикально.
Сегодня интеллигенцию в чем только не обвиняют, и в либеральных настроениях, и в антиклерикальных. Но это не значит, что вся интеллигенция такова. Да, немало образованных людей настроены критически по отношению к Церкви, не принимают чего-то в ней, не согласны с позицией отдельных ее служителей. Кто-то даже уходит из Церкви.
Но разве мало так называемых простых людей, которые также настроены антиклерикально и враждебны Церкви. Просто голос интеллигенции слышней, интеллигент привык свою позицию артикулировать, а народ безмолвствует.
Но посмотрите, кого сегодня больше в храмах? Образованных. Не только в Москве и Петербурге, но и в провинции. Это в советские времена считалось, что верующие малограмотны. Это не так. Я хорошо знаю ситуацию в Подмосковье, где деревенские храмы живут в основном за счет летом приезжающих дачников-москвичей. А местные жители не часто приходят на богослужение.
Но уж если простой человек принимает веру, то безоговорочно. У простых людей и вера простая, исключающая всякие сомнения. Но всегда ли это хорошо? Интеллигенция настроена критически, просто потому, что люди, занимающиеся наукой, мыслительным процессом, имеют критический ум.
Мало образованным не с чем сравнивать, они принимают на веру даже то, что к вере не относится. Приведу пример. Недавно в церковной лавке я выбирала икону для подарка. Долго выбирала. Не могла ни на чем остановиться, все было не то. Что греха таить, у нас в лавках продают не шедевры. Потеряв терпение, дама за прилавком говорит мне: ну что вы никак не выберете? Я говорю: да тут нет ни одной хорошей иконы. На что она мне безапелляционно заявляет: Плохих икон не бывает! Что на это ответить? Не проводить же ликбез по икононописи.
Чем сегодняшние люди искусства отличаются от поколения 1960-80, которые в Церковь шли?
Интеллигент — это, прежде всего, человек думающий, а потому и сомневающийся, неравнодушный, болезненно переживающий проблемы. Сегодня много говорят о «креативном классе», это новое поколение 30-40-лених. Поколение людей, пытающихся жить не пассивно, а добиваться поставленных целей, что-то менять в жизни. И это замечательно. Это поколение более свободное, более смелое, более инициативное, чем наше. И эти люди не пойдут в Церковь, чтобы просто «отстоять обедню» или поставить свечку. Им нужно применять себя, реализовывать свои таланты, свою энергию. Такие, кстати, часто идут в волонтеры. И волонтерское движение сегодня включает в себя не только церковных людей, но и нецерковных. Это одна из новых, и я считаю замечательных, примет времени. Еще десять лет назад такого не было. Что «креативному классу» может предложить Церковь: «поститься, молиться и слушать радио Радонеж»? Умеет ли она разговаривать с такими людьми?
Новое поколение, безусловно, отличается от тех, кто пришел в Церковь в 1960-х, 70-х, 80-х гг. Мы приходили к вере, когда вера была под запретом. Верующему человеку чинили препятствия при поступлении в институт, особенно в гуманитарный, потому что это была сфера идеологическая.
За церковную активность (домашние семинары, распространение религиозной литературы) могли выгнать из института, отказать в аспирантуре, уволить с работы, а то и отравить в места не столь отдаленные или в психушку. Но интеллигенция всегда ищет смысл, смысл жизни, а в советской идеологии не было ни смысла, ни жизни. И поэтому ищущие, творческие люди, не принимавшие советской идеологии, приходили к вере, к Богу, шли в Церковь, несмотря на запреты и реальные опасности.
Немало людей тогда пострадали за веру. Гонения и репрессии продолжались вплоть до середины 80-х годов. Большинство тех, кто сегодня ходит в Церковь, пришли уже после перестройки, «когда стало можно», они ничем не рисковали ради веры. И, возможно, те испытания, которые обрушились сейчас на Церковь, для них оказались неожиданными.
Легко хлопнуть дверью и сказать: я ухожу из Церкви, она оказалась не такой, как я думал. Гораздо труднее быть верным. Труднее исправлять себя. Истинный интеллигент не обвиняет кого-то, а задает вопрос: что я могу сделать, чтобы Церковь стала другой. Ведь Церковь — это не только Патриарх, епископы, священники, это все мы, все, кто причащается Тела и Крови Господа. И еще, сегодняшние люди во многом настроены на успех, они хотят быть успешными в жизни, хотят побеждать, так живет современный мир. Но Церковь не от мира, и как сказал один богослов: она идет не от победы к победе, а от поражения к поражению, к той единственной победе, которую совершил Христос.
"Богоискательство" и "богостроительство"
Для интеллигенции всегда характерны то, что в советской идеологической литературе называлось «богоискательством» и «богостроительством». Но это может и уводить от реальности. Интеллигенция — это сословие людей, которые не просто живут, но постоянно рефлексируют по поводу прожитого. Обдумывают, переживают, пытаются понять, постоянно задают вопросы: почему, зачем, какой в этом смысл.
Без Бога эти качества могут стать и отрицательными, потому что такая рефлексия чревата эгоцентризмом. Евангелие же — христоцентрично, Христос исцеляет от эгоцентризма, потому что обращает внимание, прежде всего, на другого, на ближнего. Поэтому интеллигенции нужна Церковь, где интеллект уравновешивается чувством, а рационализм встает перед лицом тайны. Но и интеллигенция нужна Церкви. Сегодня вера должна быть глубоко осмысленна, даже критически. Вере противостоит не сомнение, а фанатизм и идеология, критическому подходу — фундаментализм, обрядоверие, язычество.
Бурные события прошедшего года нередко приводили к тому, что верующие люди становились по разные стороны баррикад, раскалывались на «партии», обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Но Церковь это не партия, где все голосуют единогласно, не армейский строй, где все шагают в ногу. Церковь — это единство в многообразии. Как писал Бл. Августин: «В главном — единство, в спорном — свобода, и во всем — любовь».
И это как раз хорошо понятно интеллигенция, которая всегда ценит свободу мысли и право каждого на свое мнение. Интеллигенция с самого начала была свободным сословием, и эта любовь к свободе и независимости у нее осталась навсегда. Дмитрий Сергеевич Лихачев, безусловно, интеллигент высшей пробы, говорил: «к интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам». Одним из главных итогов прошедшего года я считаю испытание разномыслием. Мы поняли, что Церковь объединяет самых разных людей, мнения которых по отдельным вопросам может не совпадать, но нас объединяет Христос, и это гораздо важнее. Злободневные проблемы приходящи, а Христос вечен.
Что может принести интеллигенция в Церковь?
Интеллигенция может дать очень многое для Церкви, прежде всего, это люди, готовые служить Богу своими знаниями и талантами, они хотят не только что-то брать от Церкви, но и трудиться, созидать Ее. Так было всегда, на протяжении всех двух тысяч лет именно интеллигенция созидала Церковь. Миф о том, что христианство — религия рабов, придумали марксисты, а советские идеологи пытались внушить, что верующие это только малообразованные старушки. Но это не так.
Разве апостол Павел, имевший, как бы сейчас сказали, два образования — иудейское и эллинское, не был интеллигентом? Разве святые отцы, апологеты, проповедники, богословы, гимнографы, оставившие нам в наследие тома мудрейших книг, великолепную литургию, не были интеллигентами? Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Николай Кавасила — были высокообразованными людьми. Разве это не интеллигенция Церкви? А великие иконописцы?! Феофана Грека Епифаний Премудрый называет «философом зело хитрым», он явно был очень образован и художественно одарен. И сам Епифаний был прекрасно образован и творчески одарен. Список этот может быть бесконечен.
Сегодняшняя Церковь нуждается в мыслящих, одаренных, творческих людях, которые могут изучать, развивать и популяризировать великое богатство Церкви, учить вновь приходящих, поднимать интеллектуальный уровень духовенства и прихожан, говорить с миром, который так стремительно меняется. Интеллигенция может не только осмыслять опыт прошлого, но и прокладывать новые пути для Церкви. А это не менее важно.
Что изменится?
Мне кажется, что многое уже меняется. Сегодня возрос образовательный ценз в Церкви, гораздо больше уделяется внимание образованию духовенства. Сегодня не достаточно, что священник благочестив и знает службу.
Современный священнослужитель не может быть не образованным. Помимо семинарии и академии сегодня есть церковная аспирантура и докторантура. Есть даже курсы повышения квалификации для епископов.
И в отношении творческих мирян виден сдвиг вперед, Церковь осознает необходимость взаимодействия с ними. Этого требует жизнь. Невозможно обойтись без архитекторов и иконописцев при строительстве храмов, без реставраторов при восстановлении древних святынь. И искусствоведы Церкви нужны, чтобы поднять качество церковного искусства. Для этого создаются искусствоведческие комиссии при епархиях.
Есть необходимость в преподавателях широкого спектра дисциплин в семинариях и богословских вузах, в редакторах и переводчиков для издания книг и журналов. А как востребованы сегодня журналисты, теперь в каждой епархии есть свои медиа-рессурсы.
Однако мне кажется, что нужно менять характер отношений Церкви с творческими людьми, давать им больше свободы, ведь они не просто «исполнители», а духовенство не просто «заказчик», все мы — члены одного Тела Христова, которое созидается в любви.
И хорошо бы, например, церковно обсуждать творческие вопросы, проблемы взаимосвязи науки и богословия, Церкви и современной культуры, Церкви и общества и т.д. Я думаю, что начало этому положено выходом в свет журнала «Храмоздатель», приложения к ЖМП, сейчас должен выйти уже второй номер.
Это ответ на целый ряд проблем. Но есть и другие, еще нерешенные. Интеллигенция готова служить Церкви, но ее нужно воцерковлять, заниматься ее духовным образованием. Нет ничего страшнее духовно не образованного человека, даже если он получил неплохое светское образование. Но образовывать интеллигенцию тоже должна интеллигенция, церковная интеллигенция. Так что, на мой взгляд, интеллигенция должна занять свое место в Церкви, которое даст ей возможность служить тем дарами, данными ей от Господа. И от этого выиграют все.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Наши в Берлине В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания -- для веры не самые тяжелые.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Что такое кощунство? Тема кощунств и провокаций, к сожалению, стала в последнее время особо актуальной. Но что такое кощунство, как это объяснить светскому или не очень религиозному человеку? Как христиане должны реагировать на кощунство? Об этом мы спросили религиоведа и преподавателя ПСТГУ диакона Максима Крижевского
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.