Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Гаражи против храма

№0'0000 Жизнь в Церкви  14.02.12 14:27 Версия для печати. Вернуться к сайту

В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ.

Зеленым заштрихована будущая территория храма, слева под зеленой штриховкой гаражный кооператив, справа сквер с поклонным крестом

Общественные слушания – это обязательная процедура, через которую по новому Градостроительному кодексу должен пройти любой проект, связанный с изменением городского плана. Жители района на этих слушаниях могут проголосовать «за», или «против» строительства, их голоса суммируются окружной комиссией, и учитываются при принятия окончательного решения городскими властями. Строительство каждого из 200 новых храмов шаговой доступности подразумевает внесение исправлений в план, а стало быть, должно пройти через процедуру «народного» утверждения.

Схема расположения храмов, запланированных к постройке по патриаршей программе

6 февраля небольшой актовый зал Выставочного комплекса Северо-Западного округа оказался наполнен до отказа, у входа — стол регистрации, тут собираются голоса и регистрируются участники. К моменту начала слушаний о строительстве церкви святого Александра Невского на улице Мневники почти все места в зале заняты, так что опоздавшие вынуждены стоять в дверях и проходах. Красочные информационные стенды на сцене сообщают об архитектурной концепции храма, цветные фото иллюстрируют, как в будущем будет смотреться церковь на фоне сквера и многоэтажек.

Уже после первых выступлений дискуссия приобретает острый характер, бывший депутат и «автор четырех книг» с трибуны пытается успокоить сограждан. Он рассказывает про старую звенигородскую дорогу, давно переименованную, на которой и расположится храм, про преподобного Савву Сторожевского, который, вероятно, бывал на этой дороге.

— Хватит морочить нам голову! – голоса из зала бесцеремонно перебивают лектора. — Причем тут это?

Ни исторический экскурс, ни слова про патриотизм и духовность не убеждают публику. Разгневанная группа противников строительства с галерки приводит свои аргументы: «колокольный звон будет мешать спать», «построят забор вокруг сквера и никого не пустят», и главный козырь – причину наибольшего недовольства: на территории будущего храма уже стоят гаражи.

Действительно, на территории, выделенной под храм располагается гаражный кооператив. Железные (то есть по определению «временные») гаражи стоят здесь уже с 1996 года, когда кооперативу этот участок был выделен префектурой.

Как объясняют сторонники строительства храма, договор аренды, подписанный 16 лет назад, у кооператива истек еще в 2006 году, этот договор не был продлен, кроме того, еще в 2002 году по просьбе патриарха Алексия участок был предварительно согласован с мэрией и отведен под строительство церкви. Префектура попустительствовала кооперативу, и только в этом году потребовала от него разобраться с документами и уплатить штраф.

«Переоформить договор нам не дают, так как теперь на месте гаражей собираются построить храм. Наши гаражи снесут и мы не получим никакой компенсации, — объясняют члены гаражного кооператива. – Мы не против храма, но ведь у нас тоже нельзя отнимать собственность, это не по-христиански».

«Если гаражи находятся на территории законно, то московское правительство обязано предложить новое место, если нет, о новом месте не может быть и речи», – объясняет Константин Блаженов, заместитель председателя Комитета по связям с религиозными объединениями при правительстве Москвы.
Участки, выделенные для строительства 200 новых храмов, отбирались по комплексу градостроительных критериев (среда, плотность застройки) и принципу шаговой доступности: расстояние от храма до жилого массива не должно превышать километра.

«Если храм строится на территории сквера и его строительство связано с вырубкой деревьев, такое строительство санкционируется Департаментом природопользования. В этом случае Департамент обязывает строителя производить так называемую «компенсационную посадку, — объясняет Блаженов. — Сам я живу рядом с бульваром Матроса Железняка, на этом бульваре не так давно был построен храм, в виде компенсации разбили шикарный сквер возле храма, это стандартная процедура, при любом строительстве».

В небольшом сквере рядом с гаражами в Мневниках уже установлен поклонный крест. С прошлой зимы тут, под открытом небом, группа прихожан во главе с иеромонахом Даниилом (Бушуевым), настоятелем прихода будущего храма, служит молебны каждое воскресенье. Церквей в районе не хватает, на праздники немногочисленные храмы не в силах вместить всех верующих. Разместить храм на месте сквера и креста невозможно, под сквером пролегают газовые коммуникации, единственное место, свободное от них, совпадает с территорией кооператива.

О перспективах мирного урегулирования конфликта руководство управы предпочло промолчать и воздержалось от комментариев. Отец Даниил, напротив, нашел время для нашего корреспондента: «Дискуссия на слушаниях велась на слишком повышенных тонах. Я лично встречался с представителями гаражного кооператива, они прекрасно понимают, что гаражи на этом месте в любом случае не останутся и просроченный договор об аренде не будет продлен, – рассказывает он. – По документам, площадь занимаемая сегодня гаражами может быть занята только объектами культурного назначения. Мы понимаем чувства людей, которые лишаются гаражей, и я предложил свою поддержку, если члены гаражного кооператива попросят для себя новое место, но это решение находится в компетенции управы».

«В большинстве конфликтных случаев, количество которых последнее время заметно растет, противники строительства храма оказываются в меньшинстве, их, как правило, раз в десять меньше чем сторонников. Но бывают и сложные случаи, когда у меня, как у наблюдателя создается впечатление, что некоторые участки, выделенные под храмы, были отобраны местными чиновниками специально, чтобы спровоцировать конфликт и затянуть дело, – считает директор Православного правозащитного центра «Территории Церкви» и редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков. – Ведь местные чиновники понимают, что это именно за участок, чем он в данное время занят. Но это только одна сторона проблемы. По сути, от чиновников сегодня требуется не обсуждение, а действие, был подписан договор между Церковью и московским правительством, теперь этот договор нужно выполнять, а не обсуждать, хотя многим это может и не нравиться».

Если в каждом дворе прислушиваться к мнению меньшинства, то ни одного храма построить не удастся, убежден Александр. На его сайте недавно была размещена памятка «защитникам строительства», с подробной инструкцией как себя вести на слушаньях. «Потому что с противоположной стороны мы тоже часто встречаем организованное сопротивление, это и общественные организации атеистической направленности, как некий фонд «Здравомыслие», и активисты некоторых политических партий, – говорит Александр. – Они борются с храмами исходя из антицерковных убеждений, а не потому что им не нравится место. А стало быть, и мы должны бороться, координировать свои действия».

Итог слушаний по Мневникам, равно как и вердикт: быть ли храму – станет известен только в конце февраля, когда голоса жителей будут суммированы и подсчитаны. Пресс-служба Хозяйственного управления Московской Патриархии, пока не может предоставить цифры, но по ее данным, в большинстве случаев горожане голосуют «за». Всего на сегодняшний день народные собрания рассмотрели около 70 участков, предложенных правительством Москвы под храмовую застройку. В то же время, как подчеркивают в управе, общественные слушания – только один из этапов согласования, а их результат имеет лишь совещательный характер, оставляя решение целиком в компетенции муниципальной администрации.