Своими впечатлениями от просмотра поделился Владимир БЕРХИН, публицист, руководитель фонда «Предание».
Просмотр фильма собрал многих известных московских священников, а также главных редакторов и журналистов некоторых православных СМИ. На фото: прот Николай Балашов, иг. Петр (Еремеев)
Вчера вечером в московском храме пророка Илии в Черкизове собралась весьма представительная компания московских священников и мирян, дабы посмотреть кино. Предлагавший к просмотру документальный фильм называется «Расстриги» (снят продюсерским центром DC-Фильм). В фильме сделана попытка показать судьбу нескольких священнослужителей, по тем или иным причинам от своего служения отказавшихся. Организатором просмотра выступил арх.Савва (Тутунов).
Фильм снят в обычной сейчас документалистской манере – без закадрового текста, тягучий, неспешный, состоящий из длинных планов и малосвязанных реплик, которые ,по идее, должны складываться в общую мозаику и рождать какое-то общее впечатление. Журналист Ксения Лученко, а она, в отличие от меня, в кино разбирается, сказала, что это нормальный современный киноязык, сложный в использовании, и что решения авторов фильма использовать именно его – это заявка огромной важности и большой смелости. Пользоваться этим языком сложно.
Я не вижу большого смысла пересказывать содержание. Скажу лишь, что заявленная организаторами просмотра «пастырского выгорания», оставления священником служения по причине разочарования в себе как служителе, в вере как таковой, по впечатлению собравшихся, в фильме скорее не раскрыта. И герои молоды, и метод не позволил раскрыть их подробно, и уж очень просты и безыскусны их истории. Никто из них не шёл в никуда и не бежал сломя голову от охватившего его кризиса – наоборот, в фильме чересчур ясно показано, куда и зачем они направили стопы свои. (Поясним, что из трех героев фильма двое ушли от священства «из-за женщины».) Из-за чего постоянно хочется решить – почему они их направили именно так.
Если смотреть его неспешно, не на мониторе компьютера, а на более серьёзном экране, вдумываться в детали – то возникает эффект, похожий на поездку рядом с людьми в поезде дальнего следования. Вот человек сказал что-то о себе, вот ты услышал кусочек телефонного разговора, вот неожиданные эмоции, вот он общается с семьёй или решает конфликт – и из этих пятен как-то складывается образ. Незавершённый такой, будто туманный. И вот можно этот образ рассматривать, додумывать, что-то близкое в нём ловить.
Собрание фильм покритиковало за излишнюю невнятность и нераскрытие заданной темы и перешло к обсуждению ситуации священнического «ухода» со всех сторон.
Вспомнили и правило «рук ни на кого не возлагай поспешно», о. Алексий Уминский сказал про одиночество священника, который со всех сторон – и для епископа, и для собратьев, и для прихожан есть зачастую голая функция, а поговорить ему по душам не с кем и поддержать его некому. С другой стороны увидел проблему о. Всеволод Чаплин. Фильм вообще способствует погружению в воспоминания, и о. Всеволод стал вспоминать, что очень многие из тех, кто когда-то начинал в стране православное возрождение, со временем перестали служить – и ответственность за это решение лежит на них самих, не понесших разницы между служением Богу и стремлением к мирским, даже вполне благим целям.
После просмотра все получили возможность высказаться. На фото: арх. Савва (Тутунов), Владимир Берхин
Конечно, вопросов к фильму возникает много – неясно, например, кому его показывать. Потому что семинаристам он покажется, как сказал кто-то из присутствующих, «сказкой со счастливым концом» – люди ушли, но живут ведь как-то, мирянам он расскажет о проблеме, которая их не касается, а священство и так в общем-то всё про себя знает. Тем не менее, создателей фильма благодарили все – даже те, кому фильм, как о.Максиму Козлову, совсем не понравился.
Фильм действительно ставит новую проблему, о которой раньше в общем церковном пространстве не говорилось как о проблеме, а только как о чьих-то грехах. Авторы попытались подойти к судьбам бывших священников не как к материалу для обличения, а сделать попытку понять – что происходит в душе того, кто уходит и как он живёт после того, как разрыв со служением станет фактом. Постаравшись сделать это аккуратно, без оценок, излишних акцентов или намёков. Получилось ли – мне показалось, что да, собранию, что скорее не получилось.
Но в любом случае – вопрос задан, попытка поговорить на заявленную тему новым языков сделана. И вот за это, за попытку и постановку проблемы – авторам, несомненно, большое спасибо.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Юрий Норштейн: «Шинель» и Евангелие «Все мировое искусство имеет смысл, если в наших душах открывается любовь» -- эти христианские по сути слова принадлежат человеку, который называет себя нерелигиозным, но его творчество, как немного у кого из сегодняшних художников, полностью соответствует этому духу любви
<strong>На вопросы НС отвечант Юрий НОРШТЕЙН</strong>
«Толкин оставил подробные рекомендации, что и как переводить» 19 декабря - российская премьера "Хоббита". В России существует множество вариантов переводов трилогии «Властелин колец», а почитатели Толкина все никак не могут договориться, какой из переводов лучше, какой более соответствует замыслу англичанина. Мы решили поговорить о самых первых переводах, неожиданно появившихся в книжных магазинах еще в советские времена, c Алексеем МУРАВЬЕВЫМ – сыном одного из первых переводчиков этой книги Владимира Муравьева. Как они создавались, почему их не запретили и как возникла сама идея перевести книгу, которую читает и перечитывает уже не одно поколение людей
Можно ли детям показывать «Хоббита»? Отвечают протоиерей АНДРЕЙ БЛИЗНЮК, который занимается миссионерской работой с молодежью, и преподаватель Димитриевской школы священник ДИОНИСИЙ ГУДЗЬ. Отцу Андрею предыдущая экранизация Толкиена Питером Джексоном – трилогия «Властелин колец» – понравилась, а отец Дионисий считает, что режиссер «убил все, что есть в книге»
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Играют войну Фильмы о войне 1812 года, даже снятые в совершенно разные годы, как ни странно, имеют много общего между собой и при этом часто воспроизводят некую фантастическую реальность, почти не имеющую ничего общего с реальной войной. Откуда берутся кинематографические мифы и куда исчезает историческая достоверность, разбирается кинокритик Татьяна ШОЛОМОВА.
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Юный герой старой войны Кино о войне давно уже стало особым жанром с традиционной устойчивой системой образов. Однако последнее время установившийся канон расшатывается, герои молодеют, история меняется на глазах. Связано ли это с новыми задачами, которые ставит перед собой новый кинематограф, или причины нехудожественные и объяснение лежит в области социологии? Кино о войне смотрит и комментирует Татьяна ШОЛОМОВА
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.