В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне.
Летом 1814 года поэт-романтик Перси Шелли сбежал во Францию со своей невестой Мэри – обоим на тот момент едва исполнилось по 16 лет. Спустя два года парочка, бывшая в близких отношениях с Байроном, решила провести вместе с поэтом лето на Женевском озере. Лето оказалось сырым и холодным, вместо милых прогулок приходилось долгими часами не выходить из дома. И однажды, под впечатлением от разговоров об ученом Эразме Дарвине, проводившем эксперименты по оживлению человеческих тел при помощи электричества, Байрон предложил всем гостям написать по "сверхъестественному рассказу". Ночью Мэри приснился синопсис ее произведения, где главным героем был ученый оккультных наук Франкенштейн.
Будучи дочерью либерального философа и журналиста Уильяма Годвина, Мэри не могла остановиться на простом рассказе и сочинила роман "Франкенштейн, или современный Прометей". Книга с оригинальным сюжетом и не лишенная оригинальных философских мыслей была издана в Лондоне к двадцатилетию Мэри Шелли. Спустя полтора столетия специалист по английской литературе и сценарист Ник Дир переделал роман в пьесу, которую на подмостках британского Королевского национального театра поставил Дэнни Бойл. Но Бойлу, режиссеру с особым видением и пониманием внутреннего мира человека, показалось недостаточным "проиграть" "Франкенштейна". Один и тот же спектакль он поставил дважды: в первой версии роль "монстра" играет Бенедикт Камбербэтч ("Шерлок" "Шпион, выйди вон"), а Джонни Ли Миллер ("На игле", "Мрачные тени", "Охотники за разумом") становится Франкенштейном. Для следующего выхода на сцену они меняются ролями.
Ровно в тех же декорациях и костюмах, с теми же актерами на второстепенных ролях, но теперь уже Миллер превращается в рожденного поневоле отвратительного и уродливого монстра, а Камбербэтч становится его хозяином, алхимиком из Швейцарии. Будь монстр не столь отвратителен или, неожиданно, хорошо воспитан, он обязательно нашел бы "добрую душу". Но, подобно всякому неразумному малому дитяти, он не знаком ни с этикетом, ни с правильными поступками. Только он не ребенок, и потому окружающий мир боится его: одни бегут в испуге, других страх подвигает на жестокость и издевательства. На грани отчаяния он встречает, наконец, того, кто не отвернулся от уродства, не засмеялся над невежеством, не ударил беззащитного.
Вместе они изучают римских философов и восхищаются античной литературой не меньше, чем красотой поднебесного мира. Правда, тот, кого люди зовут монстром, подозревает, что милосердный друг милосерден лишь по одной причине – он совершенно слеп, и ему еще придется убедиться в верности этой догадки. Пока же они разбирают каракули в дневнике, случайно обнаруженном в кармане, и узнают, что монстр был создан Франкенштейном, мечтающим о славе великого ученого. Именно этой идеей Виктор руководствовался, когда сшивал из кусков разных тел живое, существо, да "первый блин" вышел таким "комом", что, Франкенштейн в ужасе бежал, оставив беззащитного один на один с собственным бессилием.
"Франкенштейн" от странного трио - юной романистки Шелли, лингвиста Дира и режиссера Бойла - настолько грандиозное событие в культурном пространстве, что с трудом поддается осмысленному пересказу. Возможно, постановка особенно удалась, поскольку каждый из них брал за основу чужую идею (ведь и Шелли "надоумил" Байрон) оттачивал ее, привносил что-то свое и "передавал" следующему. Важен результат - спектакль вышел удивительный: тонкий, пронзительный, эмоциональный, завораживающий буквально с первых мгновений и не отпускающий до финальной сцены. Каждый из авторов наблюдателен и безжалостен к человечеству, при этом милосерден по отношению к зрителю: по большей части мораль и назидания тактично прячутся за традиционным английским юмором или иносказаниями. И домысливать ничего не придется, все предельно ясно: каков окружающий нас мир, таковой он (себе по сталь) вырастил и Элизу Дулиттл. Надеяться на появление белокурой восторженной красотки с IQ, равным 150 нелепо, если ты ненавидишь и презираешь свое создание.
Только и останется, что наслаждаться безграничным актерским талантом Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера. Сравнивать их исполнение бессмысленно, их герои, будучи совершенно идентичными, одновременно, остаются уникальными, благодаря харизме и индивидуальным особенностям каждого из актеров. Бенедикт будто постоянно нащупывает своих персонажей, отдавая им часть своего порывистого, трепетного, нервического темперамента. Никогда нельзя быть уверенным до конца в том, что его монстр и его же Франкенштейн сейчас будут делать или говорить. Миллер, сыгравший Байрона в предыдущей постановке Ника Дира и Психа-кайфолома в "На игле" у Дэнни Бойла бьет словом наотмашь, а исполнением наповал. Они сходятся в равной схватке, расходятся в разные сцены, меняются местами. После первого спектакля кажется, что второй и смотреть незачем, но вот уже и последнее действие второго спектакля на исходе, а уйти нет никакой возможности. Как и забыть увиденное на экране.
Именно, что на экране, ведь помимо того, что показы спектакля завершились в мае прошлого года, довольно странно было бы рекомендовать ехать в Лондон ради "Франкенштейна". Даже при том, что за блистательную работу в этом спектакле оба актера получили престижную премию Лоуренса Оливье и театральную награду Evening Standard. Однако теперь в рамках проекта Королевского национального театра NT Live в России впервые состоятся специальные показы "Франкенштейна" на большом экране. Не каждый день и всего в нескольких кинотеатрах Москвы и Питера, зато на протяжении всего лета ценители театра и поклонники кино могут посмотреть обе постановки. Кроме того за московскими (и не только московскими) трансляциями можно следить на сайте http://www.theatrehd.ru/. Ограничиться всего одной версией спектакля можно, но – не рекомендуется.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Андрей Звягинцев: История шелкопряда В мае в России состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Елена», не так давно этот фильм попал в широкий прокат. Фильмы Андрея ЗВЯГИНЦЕВА никого не оставляют равнодушным. Рецензии на них похожи на отгадывание загадок: «Так что же он хотел этим сказать?» Некоторое время назад режиссер дал интервью журналу «Нескучный сад»
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
Алексей Герман: один замысел и вся жизнь Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Предъявите ваши документы: в чем секрет успеха документального кино Рост зрительского интереса россиян к документальному кинематографу — иллюзия или реальность? И если реальность, то каковы ее доказательства и причины? Наш корреспондент выслушал и сопоставил мнения специалистов.
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Павел Лунгин: «Иван Грозный» выйдет весной Недавно в магазине «Библио-глобус» прошла презентация книги известного режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз». В книгу вошли написанные им киносценарии, составляющие, по словам режиссера, единое целое. На вопрос, кем в большей степени он себя считает: режиссером или сценаристом,
Павел Лунгин ответил, что две эти «специальности» смежные и находятся между собой в непростых отношениях
«Мастер»: фильм о «ленивых виноградарях» В российском прокате идет фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер». Это очень качественная, очень умная и очень лукавая картина о прелестях новых религиозных движений
Водевиль бунта Успех фильма «Идиот» пытаются развить «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Если бы писатель жил в наше время, он скорее всего радовался бы такому вниманию и сам согласился бы писать телесценарии. Так считает известный литературовед Людмила САРАСКИНА
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Движется любовью Картина «К Чуду» режиссера Терренса Малика – воспитание чувств, расположенное по ту сторону мира развлечений
Аниме как образец для российского кино будущего Реальный мир лишен романтики, в то время как она очень актуальна для молодежи. «Мир 0» нарочито романтичен и героичен. В отличие от «мира 1», который реалистичен, материалистичен и скучен, «мир 0» - мистический, магический, фантастический. В «мире 1» человек является субъектом обезличенных отношений внутри общества. «Мир 0» предполагает, что человек более индивидуален, здесь присутствуют свобода и независимость, сконструированные разными способами. Реконструируемые миры, как правило, воинственны, отсюда повышенное внимание к оружию как ценности. Благопристойный «мир 1» не одобряет экстремальной деятельности и накладывает на нее ограничения. Соответственно «мир 0» построен на приключениях, войнах, экстатических состояниях
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
Страна чудес дедушки Дурова Существуют планы по перестройке и расширению знаменитого «Уголка дедушки Дурова». Предполагается построить конюшню с манежем, комплекс зданий «Храм детства», многофункциональный деловой центр с офисами, апартаментами, торговыми помещениями. Предлагаемое эссе Алины ВОЛЫНСКОЙ о том, что значит для Москвы и москвичей этот «уголок».
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.