14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Английская Зеландия
К походу присоединился волшебник Гэндальф и тринадцать гномов под предводительством легендарного воина Торина Дубощита. Опасными тропами путешествие привело их в Дикие Земли, кишащие гоблинами и орками, гигантскими пауками и колдунами. По пути к пустошам Одинокой Горы, в тоннелях гоблинов, на берегу подземного озера Бильбо встретил создание, которое изменило его жизнь навсегда, — Голлума. Там он стал обладателем «прелестного» кольца, таящего в себе странные и неожиданные возможности. Это простое золотое кольцо было связано с судьбой Средиземья настолько тесно, что Бильбо представить себе этого не мог. В новом фильме Джексона снимались как актеры — участники предыдущего толкиеновского проекта (Й. МакКеллен в роли Гэндальфа, К. Ли — Сарумана, К. Бланшетт — Галадриэль, Х. Уивинг — Элронда, Э. Вуд — Фродо, О. Блум — Леголаса, Э. Серкис - Голлум), так и «новички»: в роли Бильбо снялся М. Фриман, известный как доктор Ватсон из сериала «Шерлок». Надо сказать, Джексону важно, чтобы придуманных английским писателем персонажей играли английские актеры — хоббиты на экране должны выглядеть англичанами (по его просьбе в свое время Э. Вуда и Ш. Астина учили английским манерам два других хоббита — актеры Д. Моннахан и Б. Бойд, — чтобы Фродо и его слуга смотрелись «по-английски»).
В честь грандиозной премьеры столица Новой Зеландии Веллингтон на три недели переименована в Середину Средиземья. Три недели будет длиться фестиваль, посвященный творчеству Дж. Р.Р. Толкиена и премьере снятого по его книге фильма. Второй фильм «Хоббит: Пустошь Смога» выйдет 13 декабря 2013 года, а третий «Хоббит: Туда и обратно» — 18 июля 2014-го. Самое время вспомнить о том, что предшествовало событиям. То есть каким образом Новая Зеландия из «спального района мира» превратилась в державу, диктующую кинематографическую моду. Кто чудовище?
В 1961 году в Новой Зеландии родился Питер Джексон. Свой первый фильм он снял в возрасте восьми лет, когда друзья семьи подарили ему кинокамеру, причем мальчика сразу заинтересовали способы создания спецэффектов и возможности правдоподобного изображения чудовищ на экране. Чудовища разного облика и разной природы остаются любимым предметом его изображения по сей день. Режиссуре он никогда не учился. Первый полнометражный фильм Джексона — «Дурной вкус» (1987) — был начат как любительское повествование о высадке склонных к каннибализму инопланетян где-то в новозеландской деревне, а по окончании был показан на Каннском кинофестивале и попал в мировой прокат. Первым профессиональным фильмом Джексона стала «Живая мертвечина» (1992), развивающая модную тему зомби — существ без вины виноватых, перешедших на сторону зла только потому, что их покусала не та тварь. С острова Суматра в один из новозеландских зоопарков привозят лысую крысообезьяну, укус которой, судя по прологу, опасен настолько, что единственное средство борьбы с инфекцией — немедленно отсечь укушенную конечность. В зоопарке крысобезьяна кусает почтенную вдову, в одиночку растящую сына, — и потом только ему одному удается успешно уворачиваться от безостановочно плодящихся зомби и, во имя поддержания семейных ценностей, периодически вкалывать маме и ее новому окружению транквилизаторы, чтобы хоть как-то локализовать смертельную угрозу для остального человечества.
Далее последовали «Небесные создания» (1994), фильм, в основу которого легла реальная история двух четырнадцатилетних девочек из новозеландского городка Кристчерч, Полин Паркер и Джулиет Хулм, которые так полюбили друг друга, что убили мать Полин, Гонору Рипер, только чтобы не разлучаться. Это случилось в 1953 году, и обе участницы событий живы до сих пор, хотя живут под другими именами. Решением суда видеться им запрещено, и они действительно не виделись последние 60 лет, но Джулиет стала писательницей, а Полин не запрещено читать ее книги. Этот фильм часто вспоминают и потому, что он стал дебютным для юной Кейт Уинслет, сыгравшей Джулиет (Мелани Лински, сыгравшая Полин, снимается теперь в основном в сериалах). Съемки проходили в Новой Зеландии, в непосредственной близости от реального места действия, и сцена убийства снималась в ста метрах от того места, где произошло настоящее убийство. Остается вопрос, кто же чудовище в этом фильме: возможно, юные девицы, запихивающие половинку кирпича в чулок, а возможно — оживленные спецэффектами глиняные фигуры. Девочки живут в придуманном мире и лепят глиняные фигурки персонажей, чтобы заселить придуманный мир. В какой-то момент фигурки оживают и начинают общаться с девочками, помогая принимать решения в этой нелегкой жизни. Побить рекорд русского
Потом были «Страшилы» (1996), первый фильм Джексона, снятый в Голливуде и не очень успешный в прокате несмотря на то, что спецэффекты, использованные в фильме, были определенной вехой в техническом развитии кинематографа середины 1990-х годов. Главный герой фильма — экстрасенс-мошенник, избавляющий обывателей от нашествия разнообразных барабашек на их мирные жилища. Он действительно способен общаться с миром мертвых, и все безобразия в избранных домах устраивают его знакомые привидения, склонные к небольшому хулиганству. Паранормальные способности позволяют экстрасенсу-мошеннику раскрыть серию таинственных смертей от разрыва сердца, следующих в маленьком городке одно за другим. Убивает людей привидение-маньяк, санитар, при жизни убивший в больнице 13 человек и приговоренный к смерти. Его тень терзает желание побить рекорд «этого русского», убившего 50 человек (уж не знаю, кто имеется в виду, возможно, Чикатило). Самый запоминающийся образ в фильме — спецагент ЦРУ, мазохист, любящий Родину и принимающий во имя этой любви всевозможные истязания и пытки, неизбежные во время экзотических спецопераций. Он весь покрыт шрамами, одновременно робок и непреклонен, когда речь идет об исполнении долга. 17 «Оскаров»
После «Страшил» Джексон стал добиваться возможности реализации двух своих любимых идей — римейка знаменитого «Кинг Конга» 1933 года, поразившего его в детстве, и «Властелина колец», которого он прочитал в подростковом возрасте залпом за 12 часов все три тома. Положение осложнилось тем, что правами на экранизацию «Властелина колец» с начала 1970-х владел С. Заентц, а права на экранизацию «Хоббита», которого больше всего хотелось Джексону снять, принадлежали кинокомпании United Artists. Процесс подготовки к работе был долгим и мучительным, студия Miramax в какой-то момент отказалась его реализовывать из-за гигантских расходов, пришлось искать новую (ею оказалась New Line Cinema). Съемки начались 11 октября 1999 года и продолжались до 22 декабря 2000 (438 дней). За это время был снят материал для всех трех фильмов одновременно, потом на протяжении четырех лет отснятый материал постепенно превращался в отдельные части трилогии (в окончательном варианте она длится более девяти часов, но в полном могла бы длиться и шестнадцать — столько отсняли материала). Съемки проходили в Новой Зеландии в 150 различных местах; одновременно работало до семи съемочных групп под руководством ассистентов режиссера, а Джексон координировал их деятельность.
На съемках происходили самые разные истории, некоторые просто по Станиславскому. Например, когда король Арагорн обнаружил обгоревшие останки орков и понял, что с хоббитами, которых орки накануне похитили, случилась беда. В отчаянии Арагорн должен был пнуть тяжелый металлический шлем, валявшийся рядом с орками. Актер Вигго Мортенсен, исполнитель роли Арагорна, раз за разом пинал шлем, пока, на пятом дубле, вдруг не закричал и не упал на колени. Именно этот пятый дубль как наиболее выразительный вошел в фильм, но в действительности в этот момент актер Мортенсен сломал два пальца на ноге.
Были и забавные и поучительные подробности: например, для массовки понадобилось большое количество людей, умеющих хорошо управлять лошадями. Столько мужчин-«лошадников» в Новой Зеландии не нашлось, и армия Рохана состоит, на самом деле, по большей части из загримированных женщин. Исполнитель роли гнома Гимли Дж. Рис-Дэвис имеет рост метр девяносто, то есть в действительности он был самым высоким из всех членов Братства кольца. На память о съемках Джексон подарил Э. Вуду (Фродо) и Э. Серкису (Голлуму) по кольцу из тех, что сняты в фильме, и каждый пребывал в убеждении, что ему достался экземпляр № 1 и т. д.
Может быть, трилогия Джексона и не обладает всепроникающим влиянием книги Толкиена, но колоссальный проделанный труд был оценен по достоинству американской Киноакадемией. Три фильма собрали 17 «Оскаров», из них 11 получил третий — «Возвращение короля» (лучший фильм, лучший режиссер, сценарий, декорации, костюмы, звук, монтаж, визуальные эффекты, грим, песня, саундтрек), — присоединившись, таким образом, к держателям рекордов прежних лет — «Бен-Гуру» (1959) и «Титанику» (1987). Обезьяна с блондинкой
И вот, наконец, настал черед «Кинг Конга» (2005). Джексону не давал покоя фильм 1933 года, в котором Конг, с белокурой красавицей Фэй Рэй в лапе, карабкался на вершину Эмпайр-стейт-билдинг, где его расстреливали с самолетов. Но в 1976 году режиссер Дж. Гиллермин уже переснимал «Кинг Конга» с поправкой на прогресс и изменившиеся нью-йоркские реалии. В его фильме обезьяна взбиралась на одно из зданий Всемирного торгового центра, и расстреливали ее уже с боевых вертолетов (в этом фильме, кстати, представлена корыстная блондинка в исполнении Джессики Ланж, думающая только о своей карьере и не испытывающая к Конгу симпатии). Эта версия не имела особого успеха в прокате (хотя отечественный зритель знает, скорее, именно этого Конга). Кроме того, между замыслом середины девяностых и воплощением середины нулевых лежит еще 11 сентября 2001 года. Не гигантская обезьяна, а сам Всемирный торговый центр был атакован и рухнул, и в восстановлении классической версии «Кинг Конга» появлялся дополнительный смысл, одновременно как бы и намек на то, почему невозможно вспоминать фильм 1976 года, и возможность избежать травмирующих напоминаний: в мире, где господствует Эмпайр-стейт, Всемирный торговый центр словно бы и не существовал, и его невозможно было разрушить. Рекламная графика к фильму Питера Джексона "Кинг-Конг"
Прекрасную блондинку сыграла Наоми Уотс, сражение Кинг Конга с динозаврами было дополнено избыточным количеством всепожирающей биомассы, напоминающим нездоровую иллюстрацию к теории Дарвина о поединке всех со всеми не на жизнь, а на смерть, а самым трогательным эпизодом был, пожалуй, тот, где гигантская обезьяна, неохотно признав блондинку полноценным существом, любезно пригласила ее вместе полюбоваться закатом солнца. Короче
Следом появилась картина «Милые кости» (2009) по одноименному роману С. Сиболд, про четырнадцатилетнюю девочку, убитую маньяком. Кадр из фильма "Милые кости"
Девочка смотрит с небес, как пытаются ужиться с горем ее родные и будет ли разоблачен убийца. Здесь чудовищем оказался человек; звериную сущность этого мира теперь следует искать не снаружи, а внутри. А то, что она может выступить на поверхность и стать заметной окружающим, показал малобюджетный фантастический фильм «Девятый район», который Джексон продюсировал. Фильм этот вызвал множество споров своею «странностью» — тем, что же именно его авторы хотели сказать: то ли вызвать «милость к падшим» — пришельцам, не хуже инопланетян заполняющим улицы наших городов; то ли показать, что человечество настолько убого в нравственном отношении, что переход на сторону инопланетян, в том числе физический (тело главного героя вследствие химической реакции превращается в тело пришельца), не такой уж необъяснимый порок. «Девятый район» был чем-то вроде профилактической прививки перед «Аватаром», не предотвратившей, правда, последовавшую эпидемию.
Надо сказать, что Джексон настолько разноплановый режиссер, что некоторые наивные зрители, видевшие, например, «Милые кости» и «Властелина колец» или «Живую мертвечину» и «Кинг Конга», не отдают себе отчета, что все это снял один человек, если не имеют привычки читать титры. Есть, однако же, у этих фильмов общий объединяющий признак: их исключительная продолжительность и постоянное ощущение, что фильм мог бы быть короче минут на двадцать (как в «Милых костях», похоже, не найдено другого способа дать понять зрителю, что прошло время, кроме как заставить физически эту продолжительность пережить).
Теперь мы ждем «Хоббита», снятого по книге, раз в восемь, наверное, меньшей по объему, чем «Властелин колец», и превращенного во все те же три части грандиозной киноэпопеи. Ждать осталось недолго.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Алексей Герман: один замысел и вся жизнь Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
«Мастер»: фильм о «ленивых виноградарях» В российском прокате идет фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер». Это очень качественная, очень умная и очень лукавая картина о прелестях новых религиозных движений
Водевиль бунта Успех фильма «Идиот» пытаются развить «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Если бы писатель жил в наше время, он скорее всего радовался бы такому вниманию и сам согласился бы писать телесценарии. Так считает известный литературовед Людмила САРАСКИНА
Движется любовью Картина «К Чуду» режиссера Терренса Малика – воспитание чувств, расположенное по ту сторону мира развлечений
Андрей Звягинцев: История шелкопряда В мае в России состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Елена», не так давно этот фильм попал в широкий прокат. Фильмы Андрея ЗВЯГИНЦЕВА никого не оставляют равнодушным. Рецензии на них похожи на отгадывание загадок: «Так что же он хотел этим сказать?» Некоторое время назад режиссер дал интервью журналу «Нескучный сад»
Аниме как образец для российского кино будущего Реальный мир лишен романтики, в то время как она очень актуальна для молодежи. «Мир 0» нарочито романтичен и героичен. В отличие от «мира 1», который реалистичен, материалистичен и скучен, «мир 0» - мистический, магический, фантастический. В «мире 1» человек является субъектом обезличенных отношений внутри общества. «Мир 0» предполагает, что человек более индивидуален, здесь присутствуют свобода и независимость, сконструированные разными способами. Реконструируемые миры, как правило, воинственны, отсюда повышенное внимание к оружию как ценности. Благопристойный «мир 1» не одобряет экстремальной деятельности и накладывает на нее ограничения. Соответственно «мир 0» построен на приключениях, войнах, экстатических состояниях
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
На самом деле миссионера не убили Мы решили снимать фильм именно в той же деревне и в том интернате, где работал Бруно. Пациентов интерната играли настоящие пациенты, православного священника Николая – настоящий священник, отец Виталий. Да и крещение умственно отсталых было настоящим, и освящение восстановляемого после советской эпохи храма проходило на самом деле. Профессионалами были лишь некоторые
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Предъявите ваши документы: в чем секрет успеха документального кино Рост зрительского интереса россиян к документальному кинематографу — иллюзия или реальность? И если реальность, то каковы ее доказательства и причины? Наш корреспондент выслушал и сопоставил мнения специалистов.
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Павел Лунгин: «Иван Грозный» выйдет весной Недавно в магазине «Библио-глобус» прошла презентация книги известного режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз». В книгу вошли написанные им киносценарии, составляющие, по словам режиссера, единое целое. На вопрос, кем в большей степени он себя считает: режиссером или сценаристом,
Павел Лунгин ответил, что две эти «специальности» смежные и находятся между собой в непростых отношениях
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.