Не тот случай, когда стоит говорить: «Халтура! Колхозная ярмарка! Тупо исказили! Голливудщина!» Нет, новая зарубежная экранизация русской классики стоит более серьезного разговора. Ее достоинства и недостатки тоньше всего того, что позволительно обсуждать с помощью басовитых лозунгов.
«Анна Каренина» получила в фильме Джо Райта, поставленном по сценарию знаменитого драматурга Тома Стоппарда… ветхозаветную трактовку. И это, пожалуй, стержень всего киноповествования.
Одна из центральных, сюжетообразующих фраз фильма, сказанная о главной героине: «Она нарушила закон… хуже того, она нарушила правила». Действие картины бродит между любовью, законом и правилами. Правила – то, что безусловно ниже первого и второго. Это не более чем общественная условность, нечто наносное, поверхностное. Так, например, вернувшись с Вронским в Санкт-Петербург и почувствовав пренебрежительное отношение общества, Анна Каренина все же настаивает на посещении театра. Там на нее смотрят с презрением и негодованием: нарушены светские приличия! Скверная женщина, предъявив всему свету свою незаконную страсть, получает в ответ ушат холодной воды – ей показывают, насколько она вышла за пределы нормы, принятой у господствующего класса. Являясь в неположенное время в неположенное место, Анна отнюдь не тем дурна, что изменила мужу и связалась с красавчиком-офицером, а тем, что попыталась вписать свои поступки в рамки этой самой нормы. Ее визит в театр в трактовке Райта и Стоппарда – почти что общественный манифест: «Да, я имею право так любить и не понимаю, почему это мое чистое чувство может быть воспринято как нечто дурное!» Она пытается сохранить статус светской дамы, отказавшись следовать «правилам игры», принятым в светском обществе. Но любила бы она своего Вронского тихо… тихонечко… точнее сказать, потихоньку, и кто бы ее осудил из светских дам? Нашли бы сей «роман» пикантным, похихикали бы, даже. Вероятно, одобрили бы ее выбор…
Многое возможно в обществе, если делается молчком.
Разумеется, картина предъявляет нищету подобной позиции. Даже, быть может, с избыточной силой. Ведь второстепенность приличий перед лицом закона и любви очевидна: к чему тут подчеркивать, выделять?
Видимо, дело в том, что Райт и Стоппард решили подчеркнуть во-первых, колоссальную разницу между приличиями и Законом (именно так, с большой буквы, как надо бы писать в «Слове о Законе и Благодати») и, во-вторых, мощь, если только не преобладание Закона в споре его с Любовью (именно так, тоже с большой буквы).
А вот это уже интересно. И в какой-то степени наводит на мысли о возрождении спора между Ветхим заветом и Новым. При том, что позиция Закона, раз навсегда установленного порядка, нерушимой Традиции манифестирована с большей силой, чем у самого Льва Николаевича Толстого. Со значительно большей.
Для автора романа муж Анны – человек невеликой значимости. Можно сказать, второстепенная фигура. В некоторых случаях он представлен с оттенком комизма. Толстой сделал так, чтобы очень малое число его читателей могло проявить сочувствие к Алексею Каренину. Наверное, сочувствие этому человеку следовало бы счесть исключением из правила, экзотической позицией читателя. Джуд Лоу в роли Алексея Каренина
А вот для авторов фильма супруг главной героини и сам – главный герой, как бы парадоксально это ни звучало. Во всяком случае, он подан интереснее, значительнее, сильнее, чем Вронский. А порой Каренин, блистательно сыгранный Джудом Лоу, выходит на первый план, затмевая жену. Ее страсть понятна. Его страсть глубже, и боли в ней едва ли не больше, чем в эмоциях Анны.
Это человек Закона.
На первых порах он проигрывает супруге, настаивая на соблюдении приличий. Мол, ревность недостойна, но ты, голубушка, не давай обществу повода судачить. Репутация! Затем выясняется, что его интересует не столько соблюдение правил, принятых в свете, сколько – истинного Закона. Он судит грех, ему страшно, что жена впала в грех. А по истинному Закону грех должен быть наказан. Но потом он не просто прощает Анну, не просто примиряется с Вронским, он проделывает это, победив в себе и гордость, и стремление ни в чем не расходиться с Законом. Иначе говоря, совершив огромную, страшную душевную работу, сломав себя, поддавшись духовной любви, которая поставлена в картине выше, чем страсть самой Анны. Это неожиданно, любопытно, и это несколько в сторону от смыслов, заложенных в «Анну Каренину» самим Толстым.
Каренин был бы чудесным христианином, образцом всепрощения, смирения и веры… но Закон есть Закон. И дело даже не в том, как представлял этого персонажа Толстой, а в том, что Райт и Стоппард четко показывают: конечно, столь высокая духовная любовь может иногда кое в чем становиться причиной ухода он норм Закона, но… именно кое в чем. И тут есть своя мера: нельзя ТАКОЙ женщине отдать на воспитание сына, будь она трижды мать; уместно проявить колебание (в фильме это именно колебание, там нет бесповоротно жесткого отказа), решая, стоит ли разводиться в подобных обстоятельствах.
Иначе говоря, хорош тот, кто руководствуется прежде всего Законом, а любви позволяет победить себя лишь в исключительных случаях.
Вторая главная линия романа – левинская – служит подтверждением этой идеи. Сам Константин Левин сильно обеднен по сравнению с персонажем романа. У Толстого это мудрый человек, самостоятельный и крепко стоящий на ногах. Его идеализм, его нравственные искания не мешают ему оставаться крепким расчетливым хозяином. Неудачная попытка добиться взаимности от возлюбленной приводит его к отчаянию, но не выбивает из колеи. Этот персонаж в высшей степени обаятелен, и именно к Левину Толстой постарался прикрепить читательские симпатии. У Райта и Стоппарда Левин – милый сельский философ, некрасивый чудак, существо высоконравственное, но наивное и нерешительное. Однако и Левин силен тем, что содержит в себе Закон, стремится поступать правильно. А значит, руководствоваться долгом. Его счастливый брак с Кити Щербацкой представлен как апофеоз любви, скрепленной истинным Законом. У Толстого этот союз также наполнен светом, теплом, но только любви в нем больше, а пафос «правильности» не столь силен.
Главная героиня в романе вызывает жалость и сочувствие. Ей дана очень сильная страсть. И при других обстоятельствах из этой страсти родилась бы прекрасная, окрыленная любовь, но… только не при тех, в которые попала Анна. У Толстого она – жертва; общество скверно устроено, возможно, не будь оно столь сильно подчинено приличиям, женщине, загнанной в тупик трагической беззаконной любовью, удалось бы преодолеть соблазн самоубийства… В финальных главах она подана в состоянии нервного расстройства, раз за разом жестоко ссорится с любовником-Вронским. Подобные сцены выглядят неприятно, но все-таки не лишают читателя жалости по отношению к Анне. У Райта со Стоппардом Каренин и Вронский показаны лучше, благороднее, чем предстают они у Толстого. Зато градус истеричности Анны задран существенно выше, чем в романе. Холодноватая внешность Киры Найтли, сыгравшей Каренину, в соединении с хорошо поставленной истерикой оставляет впечатление не столько горя, сколько стервозности, чуть ли не одержимости…
Анна Каренина – человек Любви. И Любовь на экране решительно проигрывает Закону. Красавица, великолепная аристократка, человек, способный очень далеко зайти, ведомый большим чувством, Анна слаба тем, что в ее страсти подчеркнуто темное, хаотическое начало.
Фильм, в итоге, проще, мягче романа. В нем предлагается спасительный выход из борения страстей (счастье Левина с Кити) и чтится Закон. Так может быть, правы были постановщики, убоявшись научить современную публику злу? А ведь беззаконная любовь, окончившаяся самоубийством, – зло, грех, никак не иначе... С другой стороны, та сила трагедии, которая в романе приводит Анну Каренину под поезд, – великий урок. Душа, прошедшая этот путь по книге, избегнет, возможно, подобного маршрута в жизни. Но если предостережение утратило силу, смягчено, упрощено, кого оно напугает? Кого оно уведет с гибельных рельсов?
Трудно сказать, хороша ли мягкость и «цивилизованность» картины. Красивая вещь, качественная вещь… только нет в ней того ужаса, которым наполнены предельные вопросы нашего бытия. А без него – все несколько не по-настоящему.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Алексей Герман: один замысел и вся жизнь Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
«Мастер»: фильм о «ленивых виноградарях» В российском прокате идет фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер». Это очень качественная, очень умная и очень лукавая картина о прелестях новых религиозных движений
Павел Лунгин: «Иван Грозный» выйдет весной Недавно в магазине «Библио-глобус» прошла презентация книги известного режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз». В книгу вошли написанные им киносценарии, составляющие, по словам режиссера, единое целое. На вопрос, кем в большей степени он себя считает: режиссером или сценаристом,
Павел Лунгин ответил, что две эти «специальности» смежные и находятся между собой в непростых отношениях
Водевиль бунта Успех фильма «Идиот» пытаются развить «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Если бы писатель жил в наше время, он скорее всего радовался бы такому вниманию и сам согласился бы писать телесценарии. Так считает известный литературовед Людмила САРАСКИНА
Движется любовью Картина «К Чуду» режиссера Терренса Малика – воспитание чувств, расположенное по ту сторону мира развлечений
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Андрей Звягинцев: История шелкопряда В мае в России состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Елена», не так давно этот фильм попал в широкий прокат. Фильмы Андрея ЗВЯГИНЦЕВА никого не оставляют равнодушным. Рецензии на них похожи на отгадывание загадок: «Так что же он хотел этим сказать?» Некоторое время назад режиссер дал интервью журналу «Нескучный сад»
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
На самом деле миссионера не убили Мы решили снимать фильм именно в той же деревне и в том интернате, где работал Бруно. Пациентов интерната играли настоящие пациенты, православного священника Николая – настоящий священник, отец Виталий. Да и крещение умственно отсталых было настоящим, и освящение восстановляемого после советской эпохи храма проходило на самом деле. Профессионалами были лишь некоторые
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Предъявите ваши документы: в чем секрет успеха документального кино Рост зрительского интереса россиян к документальному кинематографу — иллюзия или реальность? И если реальность, то каковы ее доказательства и причины? Наш корреспондент выслушал и сопоставил мнения специалистов.
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Аниме как образец для российского кино будущего Реальный мир лишен романтики, в то время как она очень актуальна для молодежи. «Мир 0» нарочито романтичен и героичен. В отличие от «мира 1», который реалистичен, материалистичен и скучен, «мир 0» - мистический, магический, фантастический. В «мире 1» человек является субъектом обезличенных отношений внутри общества. «Мир 0» предполагает, что человек более индивидуален, здесь присутствуют свобода и независимость, сконструированные разными способами. Реконструируемые миры, как правило, воинственны, отсюда повышенное внимание к оружию как ценности. Благопристойный «мир 1» не одобряет экстремальной деятельности и накладывает на нее ограничения. Соответственно «мир 0» построен на приключениях, войнах, экстатических состояниях
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.