На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Фильм "Орда": дикое поле и святой митрополит


Версия для печати
01.06.13, 20:21

Историческая драма «Орда» Андрея Прошкина заставляет задуматься о природе чудес и сопоставить прошлое этого мира с его настоящим.



Русский колдун


В основу картины положен один конкретный, документально подтвержденный эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского (Максим Суханов), а именно – его поездка в столицу Золотой Орды город Сарай, предпринятая в 1357 году по требованию могущественного хана Джанибека (Иннокентий Дакаяров).

С молчаливого одобрения матери Тайдулы (Роза Хайруллина), Джанибек только что, при всем честном дворе, во время пира и приема ватиканских послов удавил ниткой бус собственного брата Тинибека (Андрей Панин), после чего взошел на царствование. Едва он успевает заказать широкий трон-скамейку для себя и своей любимой матери, как та по непонятным причинам в одночасье слепнет. Приглашенные китайский знахарь, индийский йог и сибирский шаман оказываются бессильны перед неизвестной хворью, и Джанибек посылает к московскому князю Ивану (Виталий Хаев) гонцов: «Слышали мы, что есть у вас поп, которому Бог дает все по молитве его. Пустите к нам сего, да испросит он здравие Тайдуле». В фильме, впрочем, это требование выражено значительно менее вежливо, в случае же отказа Джанибек обещал, не мешкая, пожечь Москву.

Причиной обращения к «русскому колдуну» (как татары называют в фильме Алексия) стали многочисленные слухи об успешном Алексиевом целительстве. Якобы однажды он целый град Владимир от чумы спас, обойдя с молебном каждый дом. Сам Алексий относительно своих экстрасенсорных способностей никаких иллюзий не питает («Забыл, что Бог чудо совершает, а не человек?»), а над пришедшим к нему князем Иваном откровенно иронизирует: «Может, ты не договариваешь? Может, надо еще, чтобы безногий ходил, а безрукий на дудке играл?» Тем не менее, делать ничего не остается, и вот митрополит, которому по самым скромным подсчетам шел шестой десяток, отправляется вместе с помощником Федькой (Александр Яценко) в многодневное и, скорее всего, последнее свое путешествие.

Фильм-житие


Уже из синопсиса становится понятно, что основной конфликт в картине должен разворачиваться в пространстве напряжения между логикой мирской – и духовной; языческой – и христианской; между торжеством грубой силы и законами божественной любви. Это соответствует и логике жития святого (а митрополит был канонизирован уже через 50 лет после своей смерти) и утверждению Прошкина, что «Орда» – не столько историческое кино, сколько фильм-миф, основанный на житийном сюжете.

С точки зрения житийного повествования, время и место действия также выбрано исключительно удачное: в середине XIV века Орда – это живое воплощение, в восприятии оседлых обществ, мирового Зла – находилась на пике своего могущества, а остальное человечество взирало на нее с отвращением и страхом. Недаром фильм начинается с того, как к Тинибеку на карачках приползают папские послы, а принимает их «Царь царей земных» в каком-то мрачном подземелье: несомненно, что для мира, именуемого цивилизованным, полчища чингизидов являли собой скорее легион поганых демонов из преисподней, жестоких, вероломных и непредсказуемых, нежели благоразумного и благородного врага. Тинибек (хоть ему осталось жить не больше десяти минут) добродушно поясняет латинянам, что не имеет против них ничего личного, но его стадам необходимы новые пастбища, а потому придется попросить их папу Иннокентия стать для Тинибека пастухом.

(Здесь, возможно, следует добавить, что при всем натурализме фильма режиссеру удалось избежать какого быто ни было налета ксенофобии, национализма и любого прочего «разжигания розни», о чем еще до завершения съемок нас предупреждали некоторые татарские СМИ.)

Сами по себе хождения сиятельных русских в Орду, «дабы отмолити людии от беды», не были чем-то из ряда вон выходящим. Памятны многие поездки князей, бояр и духовенства в огнедышащую пасть татаро-монгольского дракона. Некоторые из них оканчивались относительно благополучно, как у Александра I; другие трагически, как в случае с Михаилом Черниговским, готовым поклониться хану («Тобе, цесарю, кланяюся понеже Богъ поручил ти есть царство света сего»), но казненным за отказ пройти сквозь ритуальный огонь и поклониться идолам. Дважды ходил в Орду и предшественник Алексия Феогност, причем второе хождение окончилось большими неприятностями: русскую церковь обложили огромной данью.

Но нынешний поход в корне другой – ведь предстоит Алексию отнюдь не дипломатический торг, а ни много ни мало совершение чуда, которое одно может спасти целую Москву. Задача, человеку, скорей всего, непосильная, но ничтожная для Бога, а следовательно – к спокойному и мужественному ожиданию смерти в духе стоиков не сводимая, представляющая собой также и острый вопрос личной веры митрополита и его ответственности за вверенную ему паству. Хочешь - не хочешь, а сила молитвы главы церкви – это ведь, в каком-то смысле, и вопрос его профессиональной компетенции. Как ни отговаривайся справедливым напоминанием, что все суть в руцех Божьих, а ханшу исцелять придется не кому-нибудь, а именно тебе, твоими знаниями и молитвами.

Вот Бог, а вот порог


И все же «Орда» не ограничивается экзистенциальным сюжетом (нис-)хождения Алексия «во Адъ», это картина повествовательно обманчивая, в хорошем смысле слова, и не одномерная. Поначалу неизбежно кажется, что главное ее «послание» – в проанонсированном поединке между на вид бессильным, но светлым и непременно как-нибудь побеждающим добром и темным восточным «поганством», однако все оказывается гораздо сложнее, к чести создателей картины, и грань между добром и злом («порог») Арабов с Прошкиным проводить мудро воздерживаются. Если присмотреться, языческой ереси в картине не миновал никто. Уже три с половиной сотни лет, как Русь приняла христианство, а князь Иван всерьез рассуждает, не обратиться ли к Перуну. Даже Алексий, в отчаянии, что молитвы не помогают, механически повторяет «рецепт» евангельского исцеления.

Рабочим названием картины было «Святитель Алексий», и если бы история исчерпывалась нашим рассказом, это название было бы идеальным. Однако фильм был назван «Орда», и хотя этот заголовок появился достаточно поздно, он максимально точно раскрывает и главную тему фильма и его важнейший образ (Арабов даже сказал: «Жаль, что не я придумал»).

При всем уважении к Максиму Суханову, который совсем не «хлопотал» лицом, но добился, по общему мнению, предельной выразительности, важнейший образ «Орды» – не митрополит, а сама Орда, от ее степей с шатрами до мрачного города-крепости Сарая, выросшего на берегу предположительной Волги, с домами-сотами, тесными рынками и затхлыми производственными цехами внутри. Перед нами военизированная рабовладельческая версия библейского Вавилона, средоточия мытарств и горя; место, куда регулярно сгоняют пленников, чтобы одних определить на рабское производство, а другим сделать секир-башка; среда, в которой христианская проповедь кажется неуместнее, чем где бы то ни было (или наоборот – уместнее?). Но именно в таких пространствах, как показывают авторы картины, и проходишь испытание на веру; перефразируя Эзопа: «Здесь Сарай, здесь прыгай!».

Любопытно, что убедительно воссозданный архаический монгольский быт и урбанистика взывает к сопоставлению с нынешними мегаполисами. И это не случайная ассоциация, поскольку она сознательно предполагалась авторами фильма. В частности, отвечая на вопрос о параллелях, связывающих современное общество с тем, что показано в фильме, Прошкин подчеркивает это «уверенный, твердый прагматизм в жизни, ощущение абсолютной самодостаточности и прочности этого общества, его основ. Излишняя самонадеянность, непонимание истинного положения вещей».

В картине всячески педалируется понятие и образ порога, на который по тюркским обычаям ни в коем случае нельзя наступить – если только не желаешь зла хозяевам. Символизируя отчетливую пропасть между на вид непохожими государством-войском татаро-монголов и оседлыми обществами, образ «порога» также намекает и на невидимую грань между добром и злом.

– Где он, этот порог? – задается вопросом латинский монах, бредя по слабо освещенному коридору.
– Увидишь, – ухмыляется провожатый.
– Если бы все было так просто, – добавляем мы про себя, наученные горьким опытом.

Николай ПРОПУЩИН

Версия для печати

Тэги: Святые  Культура  Кино 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.