Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Дизайнер выставки о гонениях на Церковь: главное – идея света и узкого пути в Царствие Божие

№0'0000 Культура  02.09.13 08:05 Версия для печати. Вернуться к сайту

В Римини прошла выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная ПСТГУ. У экспозциии был интересный дизайн: современный и лаконичный. Черное и белое, геометрия, сложный свет и игра шрифтами. Рассказывает автор – арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль. ФОТОГАЛЕРЕЯ

План выставки выглядит как облако тэгов

В рамках ежегодного христианского фестиваля в Италии (Meeting Rimini 2013) проходила выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная коллективом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и его друзьями из Италии, России и Украины.

Арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль рассказывает:

В мою задачу входило создание архитектурно-пространственного решения и дизайна выставки. В этом интересном деле мне помогала историк Лидия Алексеевна Головкова, потому что концепт должен был отталкиваться от исторического содержания и текста экскурсий, который так же составляли доктор церковной истории протоиерей Александр Мазырин, Александр Филоненко, протоиерей Георгий Ореханов и студенты ПСТГУ и итальянских вузов.

Сложность работы заключалось в том, что необходимо было соединить элементы православной храмовой организации пространства с современными минималистическими решениями дизайна, которые позволяли бы лаконично представить содержание, в то же время сохранить линейное построение рассказа и большое количество текстовой и фото информации и одновременно передать христоцентрическую идею всего события. В логотипе выставки по тем же причинам я соединил традиции русской вязи с современным трафаретным шрифтом и завязал это все в ясно читаемый силуэт православной церкви.


1000 кв метров выставочного пространства были разделены на 8 залов, рассказывающих про историческую Голгофу народа. Они были погружены в темноту и точечно освещены лишь стенды, посвященные жутким событиям XX века. В каждом зале была громадная белая надпись на полу, говорящая о теме зала. Слова были подобраны так, чтобы их можно было топтать: террор, гонения, ГУЛАГ и тд.



Первый зал посвящен началу гонений, русской революции, уничтожению Империи, судьбе Императора-мученика Николая II и членов его семьи. Во втором посетители знакомились с обстоятельствами Поместного Собора 1918 года и жизнью святого патриарха Тихона. Третий и четвертый залы посвящены «торжеству» воинствующего секуляризма 20-х – 30-х гг., уничтожению храмов, а также соловецким узникам. Пятый и шестой залы описывают самый кровавый период гонений 1936-1937 гг., возникновение ГУЛАГа и расстрелы на Бутовском полигоне, а также жизнь церковных общин в условиях террора. Седьмой зал посвящен периоду от знаковой встречи Сталина с церковными иерархами 1943 г. до конца хрущевских гонений. Восьмой рассказывает о праздновании 1000-летия Крещения Руси и начале возрождения церковной жизни в России.

В конце экскурсии посетители посещали 8-гранное помещение с белым полом и стенами, находящееся посередине выставочного пространства. В нем были проделаны окна из которых лился свет в темные участки залов. Эта часть выставки символизировала воцерковленный мир с прозрачной часовней посередине и алтарем.

К светлому 8-граннику примыкали стены с фотографиями и жизнеописаниями новомучеников, и находясь рядом с ними можно было заглянуть в окна, в которые был виден свет и алтарь часовни. И здесь можно было помолиться святым в унисон звучащему богослужению, посвященного новомученикам.

Я пытался передать идею света и живой Церкви, через организацию пространства и окна — узкий путь в Царство Божие, по которому прошли мученики и исповедники.

Сама тема выставки для меня стала очень важной. Это попытка прожить трагедию и испытания, которые легли на плечи наших соотечественников и увидеть меру падения человека и меру его вознесения. Вглядываясь в лица убийц и гонителей, в который раз убеждаешься, что поиском врага и ненавистью, ничего хорошего создать нельзя ни в государстве, ни в человеческом обществе под каким бы лозунгом это не происходило. И проблема религии и государства тут встала особо остро. А вглядываясь в лики святых, понимаешь, что никакие мучения и испытания не страшны, когда есть Любовь и Христос. И нам, в свете последних событий об этом надо помнить. Показательно, кстати, что эту выставку в Италии посетило 15 000 человек за неделю!, а за 1,5 месяца в Москве выставку с той же тематикой и наполнением ("Преодоление"), всего 7 000. А ведь нам, как никому надо знать о злодеяниях и преступлениях той эпохи в нашей стране, чтобы не совершить их впредь и не пытаться обелить палачей. Ведь патриотизм начинается не со слащавых восхвалений своего Отечества, а с честности, правдивости и умения смело смотреть в глаза Истории. И как начинался утерянный роман А. Введенского, так хочется закончить фразой: "Убийцы — вы дураки!". Дураки потому, что нельзя свет тьмой победить. «LA LUCE SPLENDE NELLE TENEBRE»




Алексий ЧЕКАЛЬ
Арт-директор студии PanicDesign
www.panic.com.ua