Умение обращаться с деньгами, их экономить и тратить, а также зарабатывать – это часть тех навыков и умений взрослой жизни, которую подростку рано или поздно придется осваивать. И родители могут им в этом помочь.
Встречаются взрослые, которые считают, что просто так давать подростку деньги нельзя, чем раньше ребенок узнает цену деньгам, тем лучше. Наверное, в таком подходе не было бы ничего плохого, если бы не одно «но»: до определенного возраста у российского подростка практически нет возможностей работать, а потребность в карманных деньгах уже есть. На Западе, где таких возможностей больше, предпочитают действовать так: выдают небольшую сумму на карманные расходы, а остальное предлагают заработать - подстричь газон перед домом, вымыть машину и пр.
Сто рублей за «пятерку» по алгебре и тысяча – за «Войну и мир»
Родители, которые надеются приучить ребенка к труду, начинают платить ему за выполнение домашних обязанностей: вынос мусора, мытье посуды, покупка продуктов, прополка грядки на дачном участке и т.д. А кто-то из детей сам начинают просить или даже требовать деньги. «Когда в детстве мне были нужны деньги, я говорила маме: "Давай ты будешь платить мне за работу по дому?" и мы даже составили расценки за разный труд, но до дела почему-то так и не дошло», – вспоминает 14-летняя Кристина. «Сначала у него появился азарт – он каждый раз кидался мыть посуду, вытирать пыль, пылесосить. А потом начал торговаться: сколько хочет денег за то или иное поручение. Даже пытался записать «в долг», если прямо сейчас у меня не было денег», – делится на форуме мама 13-летнего сына, пытавшаяся получить хоть какую-то помощь по дому. В общем, такая коммерциализация домашних обязанностей нравится не всем родителям. 10-летний сын моей подруги, наученный предприимчивым одноклассником, решил потребовать денег за вымытую после обеда посуду. Мама согласилась, выставив ему, в свою очередь, счет за обед, а также за постиранные и выглаженные школьные рубашки. На этом тема финансовых обязательств в семье на ближайшие несколько лет была закрыта.
Главный аргумент противников: а принесет ли вам ребенок стакан воды, если у вас кончатся деньги? Психологи считают, что такая опасность существует: ребенок может начать манипулировать родителями, специально стараясь сделать что-то хорошее и полезное, в надежде на вознаграждение. Со временем он будет добавлять все новые и новые дела и обязанности, ожидая или требуя за них денег. В конце концов, он может сделать неправильные выводы: бесплатно в жизни не делается ничего.
Что думают об этом сами подростки?
«Думаю, если бы я поставила такие условия, родители были бы не против. Но я и так всегда могла попросить у них денег на покупку новых вещей, при этом сохраняя отношения взаимопомощи без определенной выгоды, поэтому такие предложения не поступали» (Даша, 18). «Каждый раз, когда я делала что-то хорошее или полезное, отец давал мне деньги. Сначала мне это нравилось, но когда я подросла, мне стало даже как-то неприятно: лучше бы он меня просто хвалил. Нельзя выражать любовь к детям с помощью денег», – считает 16-летняя Юля.
К этой же категории («все должно оплачиваться») можно отнести и тех родителей, кто платит своим детям за выполнение уроков или за хорошие оценки в школе. Чаще всего такой подход работает, если подросток и так все хорошо с учебой. «Классе в 6-м родители платили мне за «пятерки», но быстро перестали, т.к. им это оказалось невыгодно – я и так приносила только хорошие отметки», (Аня, 16 лет)
«В 8 и 9 классе я старательно делала домашние задания, стремилась отвечать на уроках и получать хорошие оценки. Как-то я предложила своей маме поэкспериментировать: за каждую хорошую отметку она вынуждена была платить мне деньги, а за каждую плохую – забирать. За одну хорошую отметку я получала до 5 гривен. В итоге, за неделю у меня могло собираться до 50 гривен, а то и больше. Мне это очень нравилось, так как это значительно подняло уровень моей успеваемости. Да и какого подростка деньги не будут мотивировать к труду? И я очень рада, что мои родители согласились на подобный эксперимент. Возможно, я и немножко потрясла их кошелок, но не думаю, что это так сильно отразилось на их доходах. Тем более, какие родители не будут рады такому росту успеваемости их ребенка. Думаю, это намного дороже денег. А мотивировать детей в любом случае нужно, деньги – один из вариантов. (Лиза, 16 лет, Украина)
«Мои родители практиковала оплату каждой зачетной письменной работы по основным предметам и определенный балл за полугодие. Не скажу, что это резко улучшило мою успеваемость, заставило учиться на пределе возможностей, но однозначно дало осознание, что головой можно заработать денег как минимум не меньше, чем руками», – делится на форуме своим школьным опытом женщина, по признанию которой ее собственного сына такая «подработка» не впечатлила: ему оказалось интереснее сидеть за компьютером. Кстати, подростков, чрезмерно увлекающихся электронными играми или не вылезающих из социальных сетей, вообще сложно стимулировать деньгами – они им не так нужны, как подросткам, живущим в «реальной» жизни. «Мне трудно сказать, когда я просил у родителей деньги в последний раз… Да мне толком и не нужно. Особенно если потратишь их на какую-то ерунду, а потом думаешь – ну и зачем?» – говорит 16-летний Миша, проводящий значительную часть свободного времени за компьютером.
Так что если подросток учится неважно, то этот метод редко работает: чаще всего ребенок довольно быстро машет на заработок рукой: свободное время и собственные увлечения оказываются для него важнее. «За уроки мне никогда не платили, но у меня в школе за хороший рейтинг снижали плату (речь идет о частной школе – прим.) и мне пообещали отдавать разницу с этих денег. При лучшем рейтинге я могла бы получить около 4 тыс. в месяц. Я этим не особо пользовалась, с учебой это не помогло. Деньги не служили стимулом. Сейчас даже не могу сказать почему – ведь столько денег за минимум усилий... Видимо я не была настолько организованной, кроме того, у меня голова была тогда занята другим» (Катя, 15 лет).
Я слышала о родителях, готовых даже платить своим детям за чтение книг (не вслух – старенькой подслеповатой бабушке, а просто потому что дети не читают). Правда, среди моих знакомых таких не оказалось, поэтому так я и не выяснила, как в таком случае происходит проверка прочитанного и как рассчитывается стоимость книги: по количеству страниц или затраченному времени? Но когда-то давно один папа признался мне, что его сын прочитал «Войну и мир» только после того, как ему пообещали за это новые ролики.
Работа
По данным опроса компании TNS, только 24% российских подростков от случая к случаю подрабатывают, а 14% работают неполный рабочий день. В Северной Америке, по данным TNS, этот показатель в два раза выше. Что не удивительно: там даже у 10-12-летних есть возможность заработать, выгуливая соседскую собаку или занимаясь бебиситтерством, а старшие подростки могут в свободное от учебы время работать в Макдоналдсе, развозить пиццу или, например, получить сертификат и работать инструктором плавания. Многие американские и канадские подростки еще в школе начинают копить деньги на университет или колледж – это всячески поощряется родителями.
В России немного другая традиция: считается, что все усилия в старших классах надо прикладывать на подготовку в вуз. Некоторым школьникам подрабатывать запрещают родители, считая, что все силы и свободное время должно отдаваться учебе, ведь главная цель – высшее образование. «Я очень хочу подрабатывать, но мне не разрешает папа» (Рита, 16 лет). Часто российские родители пытаются оберегать своих детей, затягивая, таким образом, их вступление во взрослую жизнь, а для кого-то это возможность как можно дольше контролировать своего ребенка.
Тем не менее, все больше и больше российских подростков начинают работать. Кто-то использует полученные знания и становится репетитором, кто-то делает переводы, а кто-то пишет контрольные и эссе на заказ. Кто-то раздает рекламные листовки или работает в том же Макдоналдсе. А кто-то проходит «трудовую практику» у родителей.
«Серьезно подрабатывать я начала лет с 13. Моей первой работой были листовки, ничего сложного, деньги мизерные, но в то же время очень для меня ценные. Становясь старше, я стала зарабатывать серьезнее. Этим летом, закончив 10-й класс, я подрабатывала на различных акциях промоутером. Одной из моих самых запоминающихся работ была дегустация соков, оплата небольшая, но мне было интересно работать с людьми, даже за такие небольшие деньги» (Женя, 16 лет).
«Я подрабатывала продавая лимонад и пирожки для знакомой из школы. Курьером у родителей, распечатывала документы у папы, сейчас логотип сделала папиным знакомым» (Вера, 17 лет).
«Подрабатывала летом и планирую подрабатывать следующим. Работала на разных работах: и сим-картами торговала, и буклеты раздавала. Во время учебного дома иногда сижу с детьми-близняшками маминой подруги. В основном покупаю необходимые для себя вещи, но чаще откладываю, никогда не знаешь, что может случиться в любой момент, может понадобиться что-то – например, подарок на день рождения» (Аня, 16 лет).
«Сейчас беру курсовые и контрольные работы делать, получается разово. Постоянную работу найти не могу: университет днём, курсы по вождению вечером» (Кирилл, 18).
Заработанные самостоятельно деньги подростки тратят на себя – и эти деньги родители уже не контролируют. Но возникает другой вопрос: отдавать ли родителям часть заработанного или все оставлять себе? Кто-то из родителей считает, что достаточно и того, что подросток теперь зарабатывает себе на карманные расходы сам. А кто-то намекает, что неплохо бы начинать вносить свою долю в семейный бюджет. Из опроса ФОМ видно, что большая часть людей считают, что подростки должны отдавать часть заработанного родителям (58%), часть – что должны отдавать всю сумму (15%), а 16% ответили, что ничего не должны – пусть оставляют себе (но я уже писала выше, кто именно так считает). Сами подростки не видят ничего страшного в том, чтобы иногда часть денег отдавать родителям («помогать»), но если делать это регулярно, то мотивация пропадает: раз все равно заработанные деньги заберут, то проще не работать.
«Заработанные деньги я чаще всего тратила на себя. Отдавать какую-то часть родителям представлялось невозможным, потому что заработок маленький, а эти деньги я могла тратить на какую-то мелкую одежду. В принципе, можно считать, я отдаю эти деньги в общий бюджет, потому что вскоре мама бы все равно потратила их на меня, неважно будь то одежда или питание. Лично я отношусь положительно к тому, что часть заработанных денег идут в общий бюджет. Хорошо когда это не монетки, а серьезные деньги. А совать в общий бюджет копейки – неразумно. Мне ещё, к сожалению, никогда не приходилось зарабатывать какую-то значительную суму, дабы делиться ею с родителями».(Ксения, 18)
Если попытаться аккуратно приучить подростка к тому, что не все заработанные деньги можно тратить только на себя (потому что во взрослой жизни им придется платить за квартиру), то можно оговорить какую-то небольшую часть – например, 10%, которая будет идти в счет оплаты коммунальных услуг – в западных странах это часто практикуется.
***
В некоторых европейских странах карманные деньги детям фактически выплачивает государство, как, например, в Германии (Kindergeld – «детские деньги») или Швеции. Эти деньги получают родители, но часть из них они обязаны выдавать на карманные расходы: §1 германского Закона о помощи детям и молодежи гласит, что каждый подросток «имеет право на поддержку своего развития и на свое воспитание в духе ответственности за собственные поступки и в духе исполнения своих обязанностей перед обществом». У нас же специальных законов нет, давать ли карманные деньги и можно ли подростку работать – решают родители, исходя из собственного опыта и представления о том, как надо воспитывать ребенка.
Но надо помнить, что умение обращаться с деньгами, их экономить и тратить, а также зарабатывать – это часть тех навыков и умений взрослой жизни, которую подростку рано или поздно придется осваивать. И родители могут им в этом помочь.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Протоиерей Максим Первозванский: Работа для подростка – прививка от инфантильности Как развить в подростке самостоятельность? Как научить его зарабатывать и распоряжаться деньгами с умом, но сохранить его от потребительского отношения к жизни? Тему «дети и деньги», поднятую ранее на нашем сайте в статьях Ирины Косалс, продолжает протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, отец девятерых детей
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Детский вопрос: общаться важнее, чем учиться? Моему сыну 14 лет. Он все свободное время проводит с друзьями, или гуляет с ними, или в интернете общается. А учиться когда же? Моя подруга, увлекающаяся психологией, говорит, что ему сейчас по возрасту положено общаться, это "ведущая деятельность". Это что получается, надо отстать от него и пусть общается сколько хочет, а учеба побоку?
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Работа в летние каникулы: что перетрут терпенье и труд? В летние каникулы некоторые подростки решают попробовать себя в трудовой деятельности. Но у родителей в связи с этим возникает немало вопросов — полезно ли чаду в 14-16 лет начинать работать? Что, если ребенка обманут и у него на всю жизнь останется негативный опыт? Первая зарплата подростка — его личные деньги или он должен внести их в семейный бюджет? И не захочет ли чадо, вкусив «материальной независимости», бросить учебу и начать зарабатывать?
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?
Как детям выбрать будущую профессию «Раскачавшись» после начала учебного года, школьники и их родители начинают задумываться о будущем — выбирать вузы, определяться с ЕГЭ, которые предстоит сдавать, искать репетиторов. Но нашим детям сейчас очень трудно делать выбор.
Переходный возраст: что делать, когда ребенок огрызается Когда наш старший ребенок в 12 лет начал «огрызаться», мы с мужем не были к этому готовы. Понятно, что переходный возраст, но как правильно пресекать недопустимое? Мой муж по натуре жесткий человек, да еще и начальник, привык, чтобы его слушались, плюс у нас православная семья, и мы всегда считали, что послушание — это важно. Как не ошибиться, выстраивая свою линию отношений с сыном? Наталья.
Простить маму В преддверии Прощеного воскресенья состоялся у меня довольно характерный диалог с одним батюшкой. Он считал, что я слишком категорична в своих суждениях о человеческой агрессии. Смысл его возражений сводился к общеизвестным постулатам: «все не без греха», «у каждого свои слабости», «с кем не бывает». Бывает, конечно, со всеми, тут не поспоришь. Только я боюсь, что сейчас не время для таких убаюкивающих формулировок. Да и никогда не время
Дети выросли, родителю надо научиться быть ненужным Задача родителей – стать своим взрослеющим детям как можно более ненужными. Экономически ненужными, физически ненужными – чтобы они могли сами жить, сами решать свои проблемы, заботиться о себе и детях, добывать пропитание.
Безопасность подростка в городе: инструкция по выживанию Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА – исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе
Мозг не рассчитан на компьютерные игры Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, магистр богословия и священник Григорий Григорьев считает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зоны стресса», предназначенной исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях
Возвращение в ч/б К сожалению, часто мы замечаем в работах ребят «руку» руководителя: И это беда многих фотокружков и студий, увы. Буквально доходит до прямого указания: стань здесь, сними это, а потом эта работа подписывается – Миша Иванов…, 15 лет
Священники-американцы о гомосексуализме Легализация однополых «браков», судебные иски против центров реабилитации геев, усыновление детей гомосексуалистами, люди, выросшие в гомосексуальных семьях, и приходящие в Церковь, – в США эти проблемы стоят остро. Как к ним относится Православная Церковь? Рассказывают протоиерей Иосия Тренхам из Калифорнии (Антиохийский Патриархат) и иерей Иоанн Вайтфорд из Техаса (РПЦЗ).
Мужской выбор: семья или самореализация? Набираешь в поисковике «самореализация мужчины», а в основном всплывают статьи о женской самореализации. В СМИ, как глянцевых, так и православных, также чаще обсуждаются проблемы, как найти себя женщине, в чем ее истинное призвание и предназначение. Неужели с мужчинами все и так ясно?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.