В чем особенности миссии Церкви сегодня, после «второго крещения Руси», -- размышляет руководитель церковно-научного центра и президент фонда «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ.
Разные типы миссий
-- Согласны ли Вы с тем, что успех церковной миссии в царской России во многом объяснялся тем, что Церковь опиралась на государственный аппарат?
-- Вся история христианства свидетельствует: если мы говорим об обращении в христианство конкретного человека, то здесь без государства вполне можно было обойтись. Хотя иногда в действие вступали силы и помощнее, чем государство – вспомним историю обращения апостола Павла… Когда же мы говорим о просвещении народов, то оно всегда шло примерно одинаково – будь то в Ирландии, Болгарии или России.
Массовое крещение народа или племени всегда начиналось с обращения вождя, после чего вступали в силу какие-то государственные или протогосударственные (до-государственные) факторы. Мы часто вспоминаем святых равноапостольных Константина и Елену: превращение Рима за несколько лет из языческой империи, где христиан едва терпели, в христианское государство, несомненно, было связано с личным выбором императора. Рядом с императором появились христианские епископы, они стали его советниками. Гражданам Римской империи было ясно продемонстрировано, что император, его мать, двор принимают христианство.
Я думаю, один из наиболее ярких примеров вторичности роли государства в просвещении народа – то, что произошло в нашей стране после 1988 г. Давление снизу было настолько сильным, широкие слои населения настолько энергично стали требовать восстановления храмов, самоорганизовываться в общины и налаживать свою религиозную жизнь так стремительно, что даже Церковь в то время не была к нему готова, не говоря уже о государстве. Как сказал один румынский священник, Россия взорвалась в религиозном смысле, как котел с плотно загнанной крышкой. В Румынии, где религиозная жизнь потихоньку продолжалась и при социализме, такого быть просто не могло. Котел взорвался изнутри, никто из чиновников под ним не разводил огня. Лишь потом государство попыталось подстроиться, встроиться в религиозную жизнь.
Конечно, на Руси были и другие типы миссии, связанные с расселением монашествующих (XIV век), с деятельностью просветителей Стефана Пермского, Иннокентия Московского, дававших племенам письменный язык… Они приходили к этим народам не просто как бродяги, неизвестно откуда взявшиеся; за ними стояли две большие организации – русское государство и русская Церковь.
Но задачи государства и Церкви были некоторым образом распределены. Я бы сказал так: государство на первом этапе, особенно при покорении Сибири, думало о том, как территорией завладеть и как обеспечить безопасность, а Церковь думала, как там жить. Поэтому именно Церковь начинала учить коренное население распахивать землю, приносила элементы сельскохозяйственной культуры; любой монастырь тут же становился центром хозяйственной жизни. Церковь приходила не владеть, а уживаться. И, конечно, сибирские и северные приобретения России в XVI-XVII веках не удержались бы без появления там таких опорных хозяйственных точек.
Отчетливо видно, что эти два процесса шли практически параллельно, и у каждого была своя задача: государство ставит на присоединенной к России территории острог, а Церковь строит храм.
Там, где Церковь, всегда возникали школы, начиналось хотя бы минимальное просвещение, постепенное изменение архаичной племенной культуры. Эту цивилизационную функцию несла именно Церковь, потому что, если посмотреть состав сибирских экспедиций, трудно представить, что ее могли бы выполнить сами участники этих походов, в основном бесшабашные и отчаянные рубаки, часто с весьма авантюристическим прошлым. Но вместе с ними и за ними шли монахи и священники. Несомненно, была миссия по адаптации новых народов, эти народы перенимали элементы более высокой христианской культуры. Многим народам России Церковь дала письменный язык.
-- Многих смущают эпизоды силового внедрения Православия, нетерпимости к иноверцам, зафиксированные в том числе в исторических документах.
-- Давайте придерживаться исторических реалий. Прежде всего, я бы не сказал, что Церковь сама применяла к кому-то меры принуждения, жестокости, допустим, казни. Конечно, действовало государство. Другое дело, что некоторые такие действия инициировала Церковь – например, борьбу с ересью «жидовствующих», последователи которой были казнены. Однако я могу сказать абсолютно точно, что к иноверцам все это не имеет никакого отношения. Это всегда было связано только с ересями: Церковь боролась с теми внутренними течениями, которые разрушали христианское учение. Как бы соглашалась с тем, что это преступление настолько серьезное, что требует вмешательства государства.
На самом деле в русской церковной истории таких примеров очень немного. Я не знаю, как вела бы себя русская Церковь, если бы Россия все время подвергалась опасности ереси, но такого не было. Мы можем буквально по пальцам пересчитать те случаи, когда православное учение на Руси подвергалось опасности быть разрушенным из-за еретиков. Если мы вспомним историю Византии первых веков, там ситуация была гораздо более опасная: одно еретическое движение сменяло другое. У нас этого не было. Самый тяжелый эпизод в нашей истории – это, конечно, раскол и гонения на старообрядцев. Позже возникали различные протестантские движения, но это было уже в более поздний период, когда государство действовало полицейскими мерами, без больших казней.
С расколом погорячились
-- Однако старообрядцев все-таки и преследовали.
-- Совершенно очевидно, что более всего в церковной реформе было заинтересовано государство в лице царя Алексея Михайловича. Он был ее инициатором, и это никогда не скрывалось. Мощным толчком к этой реформе стало присоединение Украины.
Нужно понимать, что Россия присоединила тогда не просто какую-то территорию, а территорию, глубоко проникнутую западно-польскими традициями, в том числе традициями в области образования и богослужения, которые не совпадали с тогдашними российскими.
А русский государь к этому времени уже почти два века оставался единственным православным царем; другого суверенного православного государя в мире не было, о чем ему постоянно писали и напоминали, прежде всего – греки: ты должен заботиться обо всех православных на земле. Отсюда материальная и политическая поддержка, многочисленные дары, в межгосударственные договора вносились записи о том, чтобы другие страны не притесняли православных. Для Алексея Михайловича это было доминирующим моментом.
И вдруг обнаруживается, что его собственное государство отличается от всего остального православного мира, прежде всего – в богослужении. Был сделан вывод: мы отстали, с течением многих лет в наши книги внесено при переписке очень много ошибок, и мы должны реформировать богослужение, чтобы стать вровень с мировым Православием.
Дальше – как обычно, хотели как лучше, получилось как всегда: вместо греческих книг использовали венецианские, вместо великих греческих богословов обратились к западно-русской традиции, несвободной от католического и протестантского влияния, уже по этим причинам реформа прошла не так гладко.
И, конечно, абсолютно недооценили силу богослужебной традиции на Руси. Эта традиция еще с XV века опиралась на массовое недоверие к грекам, которые приняли унию (хотя потом из нее и вышли). Каждое обрядовое разночтение с течением веков обросло народными комментариями: для чего это нужно.
В результате люди, может быть, не самые прогрессивные, но твердые в своих убеждениях остались верны старой традиции. А новую традицию поддержали (помимо небольшого числа людей, понимавших смысл реформы) в основном те, кому все равно. Именно поэтому старообрядцы вошли в историю с таким мощным идеологическим зарядом, как борцы за старую истинную веру, которых гнали, сжигали и мучили никониане.
Хотя надо понимать, что практически все гонения на старообрядцев начались уже после того, как собор низложил патриарха Никона, к которому у царя Алексея Михайловича поначалу было огромное доверие. Он был очень скоро удален от дел, отчасти поэтому Алексей Михайлович стал применять всю мощь государственной власти – он почувствовал, что остался один.
Новых местоблюстителей и преемников Никона царь уже воспринимал совершенно по-другому – как тех, кем мог свободно распоряжаться. Еще в Константинополе возник идеологический феномен «царя-священника», «епископа внешних дел», который отвечает и за Церковь тоже. Алексей Михайлович эту ответственность на себя взял и стал решать проблему старообрядцев теми средствами, которые у него были, в том числе насилием.
Впоследствии эти противоречия между старообрядцами и православными «накручивались» и приобретали освященную временем псевдо-значимость. Наблюдательные греки уже в XVIII веке не могли понять, в чем, собственно, проблема, каковы основания для столь жесткого противостояния: двумя ли, тремя ли перстами человек осеняет себя крестным знамением – какая разница?
Но в том-то и дело, что к этому времени уже состоялись самосожжения раскольников, они успели объявить государя антихристом, и выйти из этого исторического противостояния было уже невозможно. Для дореволюционной России это, пожалуй, единственный случай, когда государство использовало мощные инструменты для подавления религиозных оппонентов.
Вообще, мы могли бы говорить о государственном насаждении Православия максимум до 1830-1840-х гг. В середине XIX века Россия присоединила столь обширные среднеазиатские территории, что православные перестали быть доминирующей частью населения страны, и политика государства стала меняться.
Некоторые считают, что до выхода манифеста о свободе вероисповедания в 1905 г. исповедовать в России можно было только Православие – это, конечно, не так. Была масса разрешенных религий: были католики со своими храмами и семинариями, были иудеи, очень много мусульман. А в 1905 г. разрешили ранее запрещенные секты, к коим относились, к сожалению, и старообрядцы, причислявшиеся к раскольникам. 1905 г. – это расцвет ранее запрещенных сект, в основном протестантского толка.
Я бы не стал преувеличивать масштабы действия этого закона, он все-таки был рассчитан не на миллионы людей, исповедующих традиционные религии. Правы те, кто говорят, что был изменен принцип: любые ограничения по признаку вероисповедания были отменены. Идеологически это было очень важно, но с точки зрения исторических результатов закон прошел практически незаметно.
Церкви важно сохранить слово
-- В чем особенности миссии Церкви сегодня, после «второго крещения Руси»?
-- Главная миссия Церкви -- быть дорогой к Богу. Из нее следует все остальное. Церковь не создавалась как благотворительная или идеологическая организация. Если мы внимательно читаем Евангелие, то должны заметить, что Христос всегда обращается к человеку, а не к организации. В этом смысле Православие сохранило наибольшую чистоту.
Еще в конце XIX веке один католический епископ говорил, что Православие – самое эгоистичное направление церковной мысли: оно всегда говорит, что нужно спастись самому, а уж потом тысячи будут спасаться вокруг. Твоя задача – спасти свою душу. Это так и есть, и это никак не изменилось. И мне кажется, что очень многие претензии к Церкви идут от непонимания, зачем она нужна. Говорят -- «Церковь должна заниматься тем-то», но почему? Церковь устроена Христом только для спасения людей. Другое дело, что Церковь должна научить людей, как спасаться – об этом тоже сказал Христос: «идите, научите все народы» (Мф, 28:19).
Но это не значит, что Церковь должна, например, поднимать образование. Я помню, у меня был разговор с покойным Патриархом Алексием (Ридигером) об образовании, культуре, я горячо отстаивал некоторые идеи, и он мне сказал: «Когда вы предстанете пред Господом, Он же не спросит, сколько языков вы знаете или сколько книг издали. Он будет спрашивать совершенно о других вещах. Вы могли приехать в больницу – и не приехали; могли дать милостыню – и не дали; могли помочь – и не помогли». Собственно, об этом будет речь, и именно для этого Церковь.
Поэтому Церковь должна научить человека различению: есть Истина и есть ложь, есть добро и есть зло. И свидетельствовать о добре и о зле. Помните, как говорил апостол Павел: «грех не вменяется, когда нет закона» (Рим, 7). Но закон-то есть! Христос принес в мир закон любви, закон добра и милосердия. И Церковь должна свидетельствовать, что добро – при всей амбивалентности современной эпохи – все равно остается добром, а зло злом, как бы оно ни прикрывалось разными вещами. И это свидетельство, конечно, вызывает у части людей раздражение.
Другое дело, что здесь очень важна мера. Когда ты свидетельствуешь о добре и зле, пытаясь использовать современный язык и понятия современной культуры, сами эти понятия начинают уводить тебя в сторону и размывать смысл твоего свидетельства, потому что они сами размыты. Работая с ними, ты всегда попадаешь в ситуацию: тут выразился не совсем точно, там не вполне – в какой-то момент эти мелочи накапливаются и оказывается, что и говоришь ты уже о другом.
Можно говорить на языке любой культуры, но ты должен сохранить чистоту понятий. Иначе то, что ты будешь передавать, перестанет быть учением Христа. Миссионер должен все время проверять себя: говоря языком рок-культуры, или панк-культуры, или воинского устава – ты сохраняешь учение в его Евангельской первозданности? Ведь именно его просил и поручал распространять Христос. Если нет – значит, что-то не так со средствами коммуникации. А история – и не только нашей страны – показывает, что увлечение тем, что можно обобщенно назвать «гаджетами», не проходит бесследно с точки зрения сохранности той информации, которую ты должен донести.
Мы живем в эпоху, где «слово сказанное есть ложь». Любая произнесенная, облеченная в словесную оболочку мысль сразу теряет свое значение – получаются слова, слова, слова… Это очень яркий признак неких цивилизационных сдвигов, потому что вообще-то наша цивилизация – это цивилизация слова, слово всегда ценилось очень высоко. И если слово теряет свое значение, прежде всего значение точности и достоверности, то это значит, что что-то другое идет на смену.
Для меня как человека, всю жизнь работающего со словом, это кажется просто катастрофичным. Слово – печатное, устное – пока еще доминирует, но утрачивает позиции как средство коммуникации: люди все больше используют бессловесные средства, прежде всего визуальные. А это очень сильно должно изменить и способ мышления, потому что в работе со словом всегда три стороны: тот, кто формулирует слово, слово само по себе и тот, кто его воспринимает, расшифровывает. Как только слово заменяется на визуальный образ, расшифровывать уже не надо.
Однажды мой учитель литературы сказал, что катастрофа хуже ядерной бомбы произошла, когда Сергей Бондарчук выпустил фильм «Война и мир». До этого во всех школах России были сотни тысяч князей Болконских и Наташ Ростовых, а с выходом этого кино они закрепились в одном образе. Это было начало, а сейчас слово все больше и больше вытесняется изображением. Психологи очень много об этом пишут, говорят, что в этом случае идет недозагрузка очень важных мозговых функций, люди меняют и поведение, и восприятие.
Кстати, это не единственный цивилизационный сдвиг, который мы наблюдаем в наше время. Если посмотреть на героев культуры и цивилизации начала XX века, то все они были людьми. А главный герой массовой культуры начала XXI века – это уже не человек: это аватар, волшебник (пример – Гарри Поттер), хоббит, демон, смешарик… А человек перестает быть героем, перестает быть интересным. Самые удачные, самые популярные герои – не люди. Это началось, я думаю, тоже с кино, со «Звездных войн», одного из первых суперкассовых фильмов.
Я думаю, что Церкви, как и другим институтам, основанным на слове, придется очень тяжело. На мой взгляд – может быть, я очень консервативен – задача Церкви в сохранении слова, а не в том, чтобы подстроиться под новые течения. В Евангелии нет завета «делайте все со всеми и подстраивайтесь – и будете всеми любимы» -- иначе бы каждую Литургию не звучали слова о блаженстве гонимых за имя Христово.
Если мы слышим это на каждой Литургии, если Христос настолько серьезно об этом говорил, почему бы нам не быть готовыми к тому, что имя Его снова будут «нести яко зло»? Это могут быть обвинения в ретроградстве: вот, мы все привыкли к визуальному общению, а Церковь зачем-то сражается за слово.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Технологии Святого Духа Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Миссионеров наберут среди прихожан Миссионеров будут рекрутировать из прихожан того же храма, в котором им предстоит работать. «НС» ознакомился с рекомендациями к деятельности штатных миссионеров, принятыми Синодальным миссионерским отделом совсем недавно.
Патриарх Кирилл на польском Фаворе Четыре дня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел на канонической территории Ватикана – в Польше, где 500 тысяч православных живут в среде 33,5 млн католиков. Поездка оказалась и новым словом в диалоге Православной и Католической церквей, и «прививкой от комплекса меньшинства»: Патриарх говорил о том, как христианам разных конфессий найти общие твердые основы в секуляризованном мире
Святейший Патриарх Кирилл: Миссия журналиста – спасение человека Cвидетельство о Христе и отношения между религиями, внутрицерковная дискуссия и реакция на негативные публикации, эпатажные заявления священников и деятельность активистов стали главными темами на встрече Предстоятеля Русской Церкви с участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово», состоявшейся 31 октября
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Миссия или религиозная пропаганда? В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Должны ли миссионеры в Тыве стать кочевниками В Тыве Православие еще недавно считалось религией русских: если тувинец становится христианином, ему приходилось забывать о культуре предков и превращаться в русского. Такой подход не способствовал успеху миссии в Тыве. С приходом нового епископа Феофана (Кима) ситуация в Тыве стала меняться, но миссионерских сил в республике не хватает. Нужна помощь. ФОТОГАЛЕРЕЯ
«Православный F.A.Q.»: миссионерство или провокация? На прошлой неделе на Триумфальной площади состоялась акция молодежной организации «Православный корпус веры», возмутившая как христиан, так и их оппонентов. Первые сомневались, не перешли ли «миссионеры» грань кощунства, вторые увидели в такой проповеди экспансию Русской Православной Церкви на улицы светской Москвы.
Иером. Димитрий (Першин): Миссионерство — без клоунады По мнению председателя епархиальной миссионерской комиссии города Москвы иеромонаха Димитрия (Першина), об акции «Православного корпуса веры» на Триумфальной площади пора забыть. Гораздо полезнее обсуждать проекты, не распиаренные за счет горестного возмущения: изучение традиционной культуры мигрантами, восстановление Соловков, раздачу Евангелий и пасхальных ленточек и подобное.
«Замполиты» по вере или отцы родные? Если раньше священники окормляли армию на общественных началах, то в ближайшее время планируется прикрепление к воинским частям штатных священников. В Российской армии учреждено 240 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. О перспективах этого начинания и роли священника в армии «Нескучному саду» рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил ВАСИЛЬЕВ
Братский патриархат: как встретили российского Патриарха болгары? Святейший Патриарх Кирилл провел три дня в Болгарии, посетив Софию и Пловдив. Основной темой визита стали русско-болгарские связи: столетия назад Болгария направляла священников-миссионеров в новокрещенную Русь, затем Россия отправляла своих воинов на защиту Болгарии, а теперь главное, что объединяет два славянских народа, - вера и общая историческая память
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Оглашенные, войдите! Когда ставишь свечку, положено загадывать желание? Какие из икон лечат от пьянства? «Крещеная, но непросвещенная Русь» через двадцать лет после падения безбожной власти лечится акафистами, заваривает земельку в чай и «чистит ауру» в святых источниках. Положить предел религиозной безграмотности должна катехизация — своеобразный «богословский ликбез» перед крещением. Как выглядит такой ликбез, выяснял корреспондент «НС».
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.