На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Архитектура храмов: новый аскетизм


Версия для печати
01.10.12, 15:19

Во время конференции «Богословие образа, литургические искусства и новые технологии», состоявшейся 29 сентября в культурном центре «Покровские ворота», завязалась оживленная дискуссия на тему, каким должен быть храм будущего. Несколько участников предложили как альтернативу «тиражированию в сто первый раз церкви Покрова на Нерли», сусальному золоту и грубым мозаикам храмы с минимальной отделкой и максимальной выразительностью форм и образов.



Открывая конференцию, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин с горечью заметил: «Строятся тысячи храмов, но никакого обобщения опыта не произошло. Если мы говорим и об архитектуре, и о церковных искусствах в целом — мы не перешагнули рубеж XXI века. Мы находимся в прошлом, может быть, немножко осознаем настоящее, но, безусловно, не видим будущего». Между тем, к примеру, лицо церковной Москвы уже через 5-10 лет радикально изменится вследствие строительства 200 храмов по специализированной программе. «Самосознание москвичей будет во многом связано с тем, как будут вписаны храмы в спальных районах», – напомнил Чапнин.

По мнению ряда участников конференции, новым словом в архитектуре храмов должно стать широкое использование природные материалов и света, смелость архитектора, не боящегося резкости, даже нарочитой грубости форм, которая призвана стать свидетельством нового аскетизма, идущего на смене увлечению пышными формами, характерному для перового времени восстановления церковной жизни.

Так священник Константин Камышанов, архитектор по образованию, отмечает: «Многие уверены, что древнерусская архитектура храмов неприкосновенна. К ней относятся, как к пин-коду: введем правильный код, будет Литургия».

Он полагает, что сегодня в храм приходит много народа и традиционное решение пространства – четверик и трапезная – становится неудобным: не все прихожане видят богослужение, в праздничные дни молящиеся стоят плотной стеной и невольно слышат исповедь, в храме бывает душно.

Отец Константин, только в Рязани построивший 11 храмов по собственным проектам, уверен, что наиболее актуальной темой для церкви будущего станет работа архитектора с пространством и в особенности со светом, которую он сравнивает с искусством иконописца создавать объем на иконе при помощи пробелов или золотого ассиста.

Основатель галереи христианского искусства «Феофания» Константин Бенедиктов предлагает создавать в подвальных помещениях храмов приделы-крипты, в память о новомучениках. В них могут быть устроены баптистерии. В приделах можно оставить голую кирпичную стену, даже без штукатурки и создавать интерьер, напоминающий с одной стороны о римских катакомбах, в которых собирались на Литургию первые христиане, а, с другой стороны, о современном «лофтовом» пространстве.

Член правления благотворительного фонда прп. Серафима Саровского Дмитрий Сладков привел пример храмов в пещерах отшельников в Крыму и в Греции. Часто в его помещении даже нет иконостаса, либо установлен примитивный деревянный каркас, в который помещены несколько икон, а жертвенник и престол закреплены на задней стене пещеры. Форма стен в таком храме – причудливый изгиб камня.

Он вспомнил, что наиболее сильное молитвенное чувство испытывал в конце 1980-х во время богослужения в храмах, которые только поднимались из руин. Казалось бы, окон нет, на стене закреплены бумажные иконы, щели заделаны фанерой, надписи на стенах, а молитва шла гораздо лучше, чем сейчас среди золота и лепнины. И дело было не только в общем энтузиазме первых лет открытого исповедания веры, но и в том ощущении подлинности старых стен, в которых возрождается церковная жизнь. В примитивных иконах, в бедности было больше естественности и, возможно, подлинного, а не надуманного аскетизма.

Во время второй части конференции, посвященной убранству храмов, заведующий кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко также обратилась к теме аскетизма. Она привела яркий пример резкого несоответствия архитектуры храма и его интерьера: церковь в честь священной горы Голгофа в районе Лесной Городок Ленинска-Кузнецкого в Кемеровской области.

Фот. В.Мараев

Форма храма напоминает усеченную пирамиду и повторяет вход в шахту. На вершине установлен поклонный крест к которому можно подняться по лестницам. Однако вход в храм представляет собой обычную одностворчатую дверь с раскладкой и латунной ручкой, а внутри храма установлен ажурный золотой иконостас в «софринском» стиле. Есть и противоположные примеры: например один из храмов в Сибири, устроенный в бывшей котельной, но в результате удачного архитектурного решения напоминающий пространство в стиле баухаус.

Поиск новых форм действительно важен для Церкви. Тем более, как отмечает Екатерина Шеко, у сегодняшних студентов гораздо больше источников информации, возможностей путешествовать и воочию видеть современную архитектуру, чем у их предшественников. Если не передать им вкуса к церковной архитектуры и традиции, то «через несколько от нее ничего не останется». Передача традиции возможна не только через учение– участники конференции высказались за усиление преподавания церковной архитектуры в профильных институтах, но и через литургическую жизнь в церкви.

Автор книги «Антиискусство», генеральный директор компании «Имидж дизайн групп» Андрей Яхнин вспомнил, как студентом МАРХи изучал церковную архитектуру. «Тогда я был еще не крещен и совсем далек от Церкви. И преподаватели у нас были прекрасные, и предмет они свой любили, но нам, будущим архитекторам и при этом атеистам, было непонятно, что и зачем мы изучаем. Было ощущение, что мы изучали мертвый, ушедший язык». Он пояснил, что «для человека, не имеющего личного литургического опыта, проектирование и строительство храма является мертвым занятием».

Конференция проходила в в рамках презентации первого номера журнала «Храмоздатель», ежекватрального приложения к «Журналу московской Патриархии». Как сообщает Сергей Чапнин, если первый номер был посвящен исключительно архитектуре, то в последующих большое внимание будет уделяться и убранству храмов, и литургическим искусствам. Тираж журнала составит 7-10 тысяч экземпляров. Часть тиража будет бесплатно распространяться среди храмов и монастырей, которые являются подписчиками ЖМП, часть среди экспертного сообщества. Также издание можно будет приобрести в специализированных магазинах издательства Московской Патриархии. Выступающие на конференции предложили создать при журнале экспертный центр и дискуссионную площадку по проблемам современной церковной архитектуры.

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Архитектура  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.