Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама

№0'0000 Культура  07.03.12 15:01 Версия для печати. Вернуться к сайту

К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях.



Выставка одной картины


Музей «Бородинская панорама» был закрыт на реставрацию с лета прошлого года: не так долго, чтобы о нем забыть, но достаточно, чтобы открытие стало праздником. Неподалеку «Кутузовская изба» простояла в запустении чуть не двадцать лет: ее ограбили в 1995 году, и зрителей с тех пор внутрь не пускали. Его возвращение станет открытием для целого поколения людей.

Музей-панораму «Бородинская битва» строили для демонстрации только одного экспоната - полотна Франца Рубо длиной 115 и высотой 15 метров, написанного к столетию Отечественной войны по заказу императора Николая II. Плоский живописный фон совмещается с объемным предметным первым планом: окопы, пушки, телеги, обгорелые постройки выходят из холста во плоти. В царские времена музей располагался на Чистых прудах – его уже нет даже на картах; построенный к 1962 году комплекс на Кутузовском проспекте когда-то казался «гостем из будущего», а сейчас высоко держит марку современного интерактивного музея. Современность касается не только «информационных киосков» с сенсорными табло, установленных у панорамы
(на них можно приблизить тот или иной фрагмент полотна, узнать, где и как передвигались войска, кто ими командовал), не только 3-D копии панорамы, доступной в «зале виртуальной реальности», но и самого памятника. Например, Франц Рубо когда-то изображал тлеющие поленья с помощью контрастных красок. В советский период в обугленные бревна вставляли осколки елочных игрушек. Сейчас среди золы тлеют светодиоды. Современные светильники и рефлекторы позволяют приблизить освещение к естественному.

В столетней истории панорамы были и периоды забвения, и опасность исчезновения, и годы особой заботы. К 1939 году обветшавшее, местами истлевшее полотно, намотанное на вал, было признано не подлежащим реставрации. Однако к 1961 году было на опыте доказано обратное, и панорама получила свой нынешний дом. Через несколько лет полотно было сильно повреждено пожаром и восстановлено студией Грекова. К 2012 году холст снова детально исследовали, воссоздали осыпающиеся места, частично обновили предметный план. Сегодня сотрудники музея говорят, что панорама впервые предстала в таком виде, как ее задумывал сам художник.

Смешались в кучу кони, люди


Франц Рубо изобразил самый разгар битвы, когда «вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно». Он ставил перед собой задачу «иметь чувство сражения, а не парада», ездил на место сражения, изучал исторические свидетельства. Теперь его полотно также служит историческим источником.

Ощущения парада, как и хотел Рубо, не возникает, но нет и хаоса. Различимы не только опорные пункты войск, но и отдельные герои битвы. Аудиоэкскурсия звучит в зале постоянно, можно услышать о тех или иных эпизодах сражения и людях, чьи имена вошли в историю.

Луч света двигается по полотну, указывая, о каком фрагменте идет речь. Наполеон скачет на белом коне во главе своей свиты, идет в атаку тяжелая французская кавалерия. Генерал Дохтуров принимает командование на левом фланге вместо тяжелораненного Багратиона. Вот захвачены французами знаменитые русские укрепления – «Багратионовы (Семеновские) флеши» — это обошлось врагу потерей тридцати тысяч убитыми и ранеными. Вот «Бой во ржи» - один из кульминационных фрагментов: грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры.

Не только панорама


За век собрание музея пополнилось уникальными коллекциями живописи, графики, оружия, через которые раскрываются основные события Отечественной войны 1812 года. Только за 2011-12 годы появилось около 400 новых экспонатов: подаренных коллекционерами, историками, потомками участников войны 1812 года, или найденных на Бородинском поле.

В обновленной экспозиции не только показана история русских и французских войск, но и
уделено внимание основному союзнику России того времени – Англии, ее военным традициям, вооружению и обмундированию. Кроме того, среди новых экспонатов – дневники участников войны, документы (приказы, карты) того времени, личные вещи Михаила Голенищева-Кутузова и бойцов противоборствующих армий. Впервые выставлен раритетный хирургический набор того времени: на Бородинском поле было сделано более 10 тысяч операций. Экспонатом может стать и грубый осколок ядра, и изящная табакерка. Сам факт помещения предмета в музейную экспозицию вводит его в научный оборот, в информационное пространство, доступное любому исследователю, будь то профессионал или любитель.

Вскоре в нескольких шагах от панорамы откроет двери для посетителей «Кутузовская изба». В ней практически полностью воссоздана обстановка Военного совета в Филях. Историю снова оживляют с помощью современных технологий: в окнах появились экраны, на которых можно пронаблюдать за лагерем русских войск, увидеть проходящих солдат, услышать беспокойный шум. Посреди комнаты сидит полководец — Михаил Илларионович Кутузов — и рассказывает, как непросто ему далось историческое решение. Открытие «Кутузовской избы» намечено на День исторического и культурного наследия — 18 апреля: научная работа уже закончена, экспозиция составлена, осталось решить, сможет ли «изба» принимать большие группы зрителей, посещающих панораму.

Саму панораму к юбилею сделали как можно более доступной для людей с ограниченными возможностями. Правда, винтовая лестница на верхний этаж, где располагается полотно Рубо, не предполагает ни пандусов, ни лифта. Те, кто не сможет подняться наверх, в «зале виртуальной реальности» составят впечатление о Бородинском сражении по 3-D презентации (она будет интересна всем, особенно детям).

6 марта в музей пришли историки, потомки участников войны 1812 года, а с ними - кадеты. Первокурсников Первого московского кадетского корпуса (в пересчете на обычную школу –пятиклассников) больше всего интересовали интерактивные табло со схемами передвижения войск. Взрослые же не только расточали и принимали поздравления, но и задумывались: какова судьба исторических памятников и музеев в стране «рецидивирующего в юбилейные годы» патриотизма? Проще говоря, не придется ли «затянуть пояс» по истечении юбилейного года? Об этом сотрудники не беспокоятся: зрители не забывали музей даже в 90-е, паутиной панорама не зарастет.