7 октября (24 сентября по старому стилю) Православная Церковь молитвенно вспоминает двух сербских святых — царя Стефана Первовенчанного и его сына Владислава. Они были современниками и сродниками великого святого Саввы Сербского и наследниками Стефана Немани, стоявшего у истоков становления сербской государственности. В самом начале XIII столетия, когда Византийская империя теряла свое могущество, ослабев под натиском крестоносцев, в Сербии закладывались основы для дальнейшего процветания страны и развития национальной культуры, в центре которой была православная вера и как ее отражение — живая традиция византийского монументального искусства, фрески и иконопись.
На илл.: Св. Савва, архиепископ Сербский. Фреска на восточной стене притвора церкви Вознесения в Милешеве. До 1228 г.
И удалился в задужбину
В 1196 году восьмидесятидвухлетний великий жупан Стефан Неманя, мудрый и опытный правитель, под властью которого объединились разрозненные до того сербские земли, решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он принял монашеский постриг с именем Симеон и удалился в свою «задужбину» — монастырь Студеница, построенный для поминовения собственной души. Своего среднего сына Стефана правитель благословил как преемника, а старшему Вукану завещал покоряться брату как единственному правителю. Вскоре Симеон отправился на Святую Афонскую гору, где жил его третий сын, носивший в монашестве имя Савва. Отец и сын вместе построили на Афоне сербский монастырь Хиландар, по образцу уже существовавших там обителей, принадлежавших болгарам, русским и грузинам. В этом монастыре Симеон отошел ко Господу. Тем временем его старшие сыновья не смогли исполнить отцовского завещания — Вукан желал власти, в стране разгорелась междоусобная война, сопровождавшаяся разорениями и голодом. После падения Константинополя в 1204 году нестабильность усилилась — по соседству делили византийские земли, возникали новые государства, наступала угроза вмешательства во внутренние сербские дела. Благодаря Савве, призывавшему исполнить волю отца, братья смогли примириться. Вукан носил титул «великого князя», а Стефан по-прежнему был правителем, великим жупаном всего Сербского государства. В ознаменование наступившего между братьями мира, а также потому, что отец хотел быть похороненным в Студенице, Савва перенес его честные останки на родную землю. В студеницком храме Пресвятой Богородицы он вместе с братьями положил мощи Симеона и остался в обители отца, заботясь о ней как архимандрит. Именно в этот момент Сербия получила от Господа двух покровителей — святого Савву, неустанно трудившегося для процветания своей страны, и святого Симеона, от мощей которого чудесным образом исходило благоуханное миро. В 1220 году предположительно в монастыре Жича святой Савва, будучи уже предстоятелем независимой поместной Церкви, короновал своего брата Стефана, окончательно укрепив его международный авторитет и власть внутри государства. Поскольку Стефан стал первым королем в истории Сербии, его стали называть Первовенчанным.
Великий жупан (правитель) Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон и удалился в свою «задужбину» — монастырь Студеница, построенный для поминовения собственной души. Вскоре Симеон отправился на Святую Афонскую гору, где жил его третий сын, носивший в монашестве имя Савва, где-то шел ко Господу. Савва вместе с братьями положил мощи Симеона в студеницком храме Пресвятой Богородицы и остался в обители отца, заботясь о ней как архимандрит. Именно в этот момент Сербия получила от Господа двух покровителей — святого Савву, неустанно трудившегося для процветания своей страны, и святого Симеона, от мощей которого чудесным образом исходило благоуханное миро.
На илл.: общий вид монастыря Студеница
Впервые на сербском
Исследователи средневекового искусства предполагают, что мастеров для росписи храма в Студенице пригласил непосредственно св. Савва и что ему же, по всей видимости, принадлежит ее замысел. Значение этих фресок трудно переоценить — они явились продолжением живой традиции византийского монументального искусства тогда, когда та изза недостатка заказов прервалась в самой Византии. Одна из особенностей росписей Студеницы — это имитация живописными средствами драгоценного мозаичного убранства, для чего в наиболее значимых частях храма (куполе и алтарной апсиде) по золоту наносился сетчатый рисунок. В то же время в других частях храма использовался насыщенный синий цвет фона, как в композициях «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Распятие» и других. Надписи, сопровождающие изображения, здесь впервые сделаны не на греческом, а на сербском языке. В 1986 году храм и замечательные росписи в монастыре Студеница были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Указующий на пустую гробницу Ангел, одетый в белые одежды, является, пожалуй, самым известным образом всего сербского средневекового искусства. В народе эта фреска получила название «Белый ангел». Чуть ниже сохранился портрет юного Владислава.
На илл.: ангел из композиции «Жены-мироносицы у гроба Господня». Фреска на южной стене церкви Вознесения в Милешеве. До 1228 г.
Еще один крупный фресковый ансамбль создан около 1220 года в монастыре Жича, скорее всего, перед коронацией Стефана. К сожалению, до наших дней он сохранился фрагментарно, но даже эти фрагменты позволяют судить о высоких запросах Саввы и Стефана, предъявлявшихся к храмовой декорации. В 1228 году Стефан Первовенчанный, предчувствуя скорую кончину, постригся в монахи, также приняв имя Симеон. После смерти его тело положили в Студенице, где и сегодня можно помолиться у его святых мощей.
За мощами дяди
Внук святого Симеона, племянник святого Саввы, сын Стефана Первовенчанного Владислав не был старшим среди своих братьев. Он рос, зная, что наследником короны отца будет первенец Радослав, и не претендовал на престол. Согласно благочестивой традиции юный Владислав также построил свою задужбину — небольшой монастырь Милешева с церковью Вознесения Господня.
На илл.: богослужение у мощей св. Стефана Первовенчанного в Студенице
В росписях этого храма, выполненных до 1228 года, сохранилось два его прижизненных «портрета». Среди представителей династии Неманичей на северной стене нартекса его фигура легко опознается благодаря архитектурной модели храма, которую святой держит в руках. На южной храмовой стене под, пожалуй, самой популярной сербской фреской с изображением «белого» ангела, сидящего на гробнице, представлена сцена, где юного княжича держит за руку Богоматерь, подводя ко Христу. В росписях Милешева применяется тот же прием сочетания мозаичной имитации и традиционной фрески, что и в Студенице. Эти стенописи производят неизгладимое впечатление своей особой лиричностью и даже интимностью. Наибольшее внимание художники уделяли ликам, написанным плотно, пастозно и при этом необычайно тонко. Династическая сцена в притворе, где представлены родоначальник св. Симеон, его брат Савва и сыновья, стала прообразом распространенной в дальнейшем композиции генеалогического древа правящей династии Неманичей, изображавшейся в сербских стенописях XIII — начала XIV века.
Юный Владислав также построил свою задужбину — небольшой монастырь Милешева с церковью Вознесения Господня. В росписях этого храма, выполненных до 1228 года, сохранилось два его прижизненных «портрета». На южной храмовой стене представлена сцена, где юного княжича держит за руку Богоматерь, подводя ко Христу.
На илл.: ктиторский портрет. Фреска на южной стене церкви Вознесения в Милешеве. До 1228 г.
До наших дней дошло крайне мало сведений о том, почему сын Стефана Первовенчанного Радослав лишился своей власти. Но история повторилась вновь — после смерти короля между братьями началась междоусобная тяжба. Представители сербской знати изгнали неугодного Радослава и хотели видеть на престоле Владислава, который вынужден был сменить своего старшего брата. Вновь святителю Савве пришлось мирить братьев, и он вновь короновал среднего из них в монастыре Жича. Владислав был смиренным правителем, во всем советовавшимся с богомудрым дядей. Когда святитель Савва умер в 1237 году в Болгарии, возвращаясь на родину из паломничества по святым местам, Владиславу стоило больших дипломатических усилий перенести в Сербию его честные останки. Долгие переговоры с болгарским царем Асенем, также глубоко чтившим св. Савву, не приводили к результату. Тогда король Владислав сам отправился за мощами дяди и, привезя их в Сербию, положил в капелле, пристроенной к милешевской церкви Вознесения. Эта величайшая святыня, от которой непрестанно совершались чудотворения, находилась в Милешеве несколько столетий, пока в 1594 году не была увезена и сожжена турками, господствовавшими на Балканах. Что же касается короля Владислава, то по неизвестной причине он уступил трон младшему брату Урошу (сыну Стефана Первовенчанного от второго брака) и оставался с ним в хороших отношениях до конца своих дней.
В росписях Милешева применяется тот же прием сочетания мозаичной имитации и традиционной фрески, что и в Студенице. Династическая сцена в притворе, где представлены родоначальник св. Симеон, его брат Савва и сыновья, стала прообразом распространенной в дальнейшем композиции генеалогического древа правящей династии Неманичей, изображавшейся в сербских стенописях XIII — начала XIV века.
На илл.: древо Неманичей. Фреска на восточной стене церкви Вознесения в монастыре Дечаны. Около 1347 г.
Главным наследием святого Саввы и его венценосных сродников Стефана и Владислава стала Сербская Православная Церковь, украшенная великолепными монастырями и фресками. Именно здесь до наших дней хранится живая память о великой сербской национальной истории.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Осторожно: китайские иконы-подделки В Китае есть производства, которые штампуют православные кресты и иконы под греческие или российские. Своими впечатлениями от посещения такого предприятия делится руководитель иконного производства проекта «Символик» Кирилл Шумов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Как устроен храм: Царские врата Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Чудо в Хонех: иконы Язычники хотели затопить водой христианский храм. По молитве пономаря Архиппа Архангел Михаил сотворил в скале расселину, куда ушел поток.
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Покров Пресвятой Богородицы: иконы На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.