По мнению председателя епархиальной миссионерской комиссии города Москвы иеромонаха Димитрия (Першина), об акции «Православного корпуса веры» на Триумфальной площади пора забыть. Гораздо полезнее обсуждать проекты, не распиаренные за счет горестного возмущения: изучение традиционной культуры мигрантами, восстановление Соловков, раздачу Евангелий и пасхальных ленточек и подобное.
— Что делать, если миссионерствовать, то есть «переводить христианское послание на понятный молодежи язык», берутся люди, у которых получается нечто возмутительное?
— Перед тем как пользоваться переводом чего бы то ни было, нужно посмотреть на квалификацию переводчика. Апостол Иаков говорил: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3,1). Это адресовано не только священникам, и мне первому, но и тем, кто проводит такие «акции».
— Организатор акции Борис Якеменко уверен, что все получилось хорошо…
— У меня есть предположение, что Борис Якеменко не просто так проводит эти акции, но еще и зарабатывает на них. Есть какой-то главный зритель, который и платит. Неочевидно, что цель этого зрителя — надежда, что христианское свидетельство коснется сердец множества людей. Не исключено, что у него задачи политического свойства: поделить мир в сознании людей на черное и белое и создать армию болельщиков, которые вели бы себя соответствующим образом. Если задача такая — тогда понятна и эта акция.
— Должны ли миряне согласовывать с кем-то в Церкви свои публичные миссионерские акции?
— Православному человеку естественно согласовывать такое с духовником или просто со священником, который войдет в курс дела. Во-вторых, хорошо бы посоветоваться в Епархиальной миссионерской комиссии, которая есть в каждой епархии, или в Синодальном миссионерском отделе. Если этого не делается, то не нужно называть свои акции «православными». Это просто личное изобретение, к Церкви оно не относится.
— Борис Якеменко утверждает у себя в блоге, что создание «Православного корпуса веры» в 2007 году благословил Святейший Патриарх Алексий, что это было благословение «на всякое доброе дело», которое не нуждается в продлении.
— Но Патриарх Алексий не благословлял Якеменко выходить на улицу и устраивать то, что он устроил! Представления о том, что считать «добрым делом», у разных людей могут сильно расходиться. Миряне тоже могут заблуждаться на этот счет и своими благими намерениями, претворенными в жизнь, мостить дорогу в места весьма печальные и уготованные отнюдь не для людей.
— Может быть, организаторы акции совершают свои странные поступки скорее по неумению, чем по злому умыслу?
— Совершенно бесполезно гадать, почему они делают то или другое. Мы можем оценивать только то, что имело место. А тот образ православия, который был явлен на Триумфальной,бесконечно далек оттого дыхания Духа, которое доносит икона «Троица» преподобного Андрея Рублева, мученическое свидетельство наших исповедников ХХ века, жизнь таких людей, как митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Александр Мень, старцы Псково-Печерского монастыря (если говорить о тех, кто совсем рядом с нами по времени). К моему глубокому сожалению, эта акция «Корпуса веры» от всего далека так же, как китч или карикатура.
— Как же на это реагировать?
— Мне здесь близка точка зрениязаконоучителя Гамалиила, высказанная им в Синедрионе по поводу проповеди апостолов: «Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5:38-39). Поэтому здесь не стоит следовать примеру «Корпуса веры» и спешить с категорическими суждениями и наклейкой ярлыков.В конце концов, люди имеют право на ошибку. Подождем, увидим.
Другой случай с акциями Дмитрия Энтео: вот там мы не можем не протестовать, причем, резко и однозначно, потому что он ведет прямую дискредитацию христианства, выворачивая Нагорную проповедь наизнанку. Если говорить об акции на Триумфальной, то здесь прямой агрессии не видно, на людей, слава Богу, никто не кидался, маек не рвал. Хотя обзывалки, само провокацинное название акции и формат ее проведения тоже особой чести триумфаторам веры не делают.Все же я очень надеюсь, что Борис Якеменко прислушается к обсуждению, которое началось после акции, и нам больше за такое краснеть не придется.
— А что делать в то время, пока смотрим и ждем? В любом случае, мы же не сможем зарегистрировать православие как товарный знак и запретить хоть Энтео, хоть Якеменко его использовать?
— Что делать? Не знаю ничего другого, кроме того, что христиане просто должны быть христианами. Это будет лучший товарный знак — наше свидетельство жизнью и собственной верой. Надо образовывать себя и нашу молодежь, создавать хорошие образовательные площадки, прививать вкус — сейчас его абсолютно нет. Нужно отучиться врать и воровать. Просто взять и перестать это делать. Чем меньше в нашей жизни будет «фейков» и лжи, тем больше шанс, что нам удастся быть подлинными. Остальное выстроится вокруг этого. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33)— тогда и остальное приложится, а мы не ищем Царствия, оттого и остальное разваливается. Очень надеюсь, что и коллеги Бориса Якеменко это поймут, тогда и качество, и тональность их акций поменяется.
— Ничего себе «программа-минимум» — всем стать святыми и жить не по лжи.
— Строго говоря, это все же программа-максимум, то задание, которое нам дает Спаситель: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5, 48). Ее никто не отменял. И Евангелие никто не отменял.
— А пока мы несовершенны, некому обратить к Борису Якеменко слово увещания?
— Мы сейчас с ваших страниц обратились к Борису Якеменко со словами, что его акция далека от мирного, светлого, радостного, тихого, кроткого духа Православия. Если проповедовать так, как на Триумфальной, нам ответят: да кому вы нужны со своей клоунадой, вы же не Жириновский.
— Борис Якеменко ссылается на «Миссионерскую концепцию Русской Православной Церкви». Но она написана до начала уличных акций и почти не описывает их — ни «тихих» раздач Евангелия на улицах (о них, правда, упоминает), ни «шумных» перформансов Дмитрия Энтео.
— Не существует инструкций на все случаи жизни, и слава Богу. Акции епархиальной миссионерской комиссии в Москве (раздача листовок, ленточек, Евангелий, детские лагеря и т.п.) тоже не с неба падают. Мы обсуждаем их с духовенством и с мирянами, причем заранее, нужно это или нет, и потом — получается или нет. Мы сообщаем обо всем председателю Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата — митрополиту Иоанну Белгородскому, а также Святейшему Патриарху — ведь он правящий архиерей Москвы. Иногда они нас поправляют. Церковное сознание кафолично, соборно, оно предполагает общение друг с другом.
— Если Борис Якеменко позовет вас в качестве советчика, вы готовы отделить зерна от плевел?
— Нет-нет, я ничего не готов очищать, я готов поделиться своим видением и пониманием, что происходит на таких акциях. А сочтет ли он это стоящим внимания — это вопрос уже к нему. Его право — проводить акции, наше право — высказывать о них критические суждения. Так и должно быть. Акции рассчитаны в том числе на последующее обсуждение. Другое дело, что хотелось бы обсуждать другие акции, с более человеческим лицом, без перечисления произвольным образом отобранных политических врагов или изданий, без черного пиара и грязных политтехнологий. Нужно понимать, что эти акции не равны Православию и христианской традиции, даже если такое их преломление произошло в сознании Бориса Якеменко.
— Какие акции будем тогда обсуждать?
— Можно обсудить, например, братский опыт Сербии или Греции, Грузии. Там происходит нечто совершенно не похожее на акции на Триумфальной, без разделения людей и мира на черное и белое. Я согласен, что в Русской Православной Церкви не так уж много хороших молодежных программ, а тем более активно действующих и тем более всеохватных. В последние годы что-тостало получаться у скаутских и следопытских организаций в России — и на их примере видно, как трудно организовать хороший проект, который бы не был спущен сверху, а шел изнутри, от сердца. Наша страна уже 95 лет «прет против рожна», пытаясь организовать что-то без Бога. И надеяться, что у нас в одночасье вдруг появится мощное молодежное православное движение, не приходится. Но тем важнее все начинания приходов, скаутов, клубов.
Меня не радует идея все унифицировать и создать квадратно-гнездовую систему. Надеюсь, что сохранится разнообразие, так что разные люди смогут найти себя в разных формах активности.Например, мы недавно раздавали Евангелие и пасхальные ленточки на ВВЦ, беседовали с людьми. Раздали около 800 экземпляров простым прохожим. Я видел, как его брали мусульмане — с удивительным для меня благоговением. Около тысячи экземпляров забрали байкеры «Ночные волки», чтобы раздавать в своих походах. Другая работа — курсы русского языка иоснов духовной культуры для мигрантов. Кстати, здесь светская пресса обращает даже больше внимания, чем церковная: многие СМИ планируют сходить вместе с нами в Третьяковку на обзорную экскурсию для наших братьев таджиков. Еще один проект — поездка студентов светских вузов на Соловки, они будут совершенно бесплатно работать для восстановления монастыря. Правительство Москвы оплатило дорогу, жить будут в кэмпинге, единственный человек «на зарплате» в лагере — повар (ему ведь нужна санитарная книжка и т.п.). Первая «смена» уже на архипелаге, а во второй, которая скоро стартует, есть даже четверо католиков: они специально присоединились, потому что на Анзере пострадали в том числе католические священники. В монастыре они и службы собираются посещать. Есть надежда, что проект будет ежегодным.
Тем самым, думаю, имеет смысл перейти от провокативных многоходовок Бориса Якеменко на Триумфальной к обсуждению тех миссионерских программ, которые осуществляются безо всяких манипуляций и насилия, чему посвящен интереснейший документ состоявшегося на днях Священного Синода «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Патриарх Кирилл на польском Фаворе Четыре дня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел на канонической территории Ватикана – в Польше, где 500 тысяч православных живут в среде 33,5 млн католиков. Поездка оказалась и новым словом в диалоге Православной и Католической церквей, и «прививкой от комплекса меньшинства»: Патриарх говорил о том, как христианам разных конфессий найти общие твердые основы в секуляризованном мире
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Услышьте нас! Андрей ДЕСНИЦКИЙ: В последние три месяца нам много раз обещали дать конфетку, а кто не послушается, тому ремня. Выборы прошли, власть сумела показать свою силу. Но проблемы-то остались, и сейчас самое время начать действительный, не показушный диалог по этим самым проблемам
О Церкви, митингах и христианском социализме Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с “Нескучным садом” поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук
«За честные выборы»: Кто и зачем вышел на Пушкинскую площадь? Четверо участников митинга «За честные выборы», который прошел вчера на Пушкинской площади, рассказали — против чего они протестуют, боятся ли революции и на какой результат рассчитывают
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
Сергей Чапнин: Два вопроса Владимиру Путину Прошли сутки после выборов президента России. Нервы, страсти, даже слезы – всё позади. Победа Путина очевидная. И как гражданин России итоги выборов я под сомнение не ставлю. Да, будем следующие шесть лет, если Бог даст, жить с этим президентом. Но это не значит, что у меня к Путину нет вопросов. И, пожалуй, два из них я хотел бы ему задать.
Наутро после выборов Что страна проснулась – это только ленивый теперь не сказал. Но как она проснулась, от какого сна, почему именно теперь? И чего ждать после пробуждения? О жизни после выборов - публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?
За что надо судить группу «Pussy Riot»? Александр Щипков считает, что если оценивать «панк-молебен» в храме Христа Спасителя с религиозной точки зрения – эта выходка лишь проявление духовной инфантильности. Но с правовой точки зрения, организаторов «молебна» должны судить за «разжигание межрелигиозной розни». Совсем недавно прокуратура квалифицировала их действия, как «хулиганство» и завела на девушек уголовное дело.
Лития у Мавзолея Необычный пикет прошел в воскресенье на Красной площади: православные миряне помолились об упокоении захороненных в Кремлевской стене. Зачем – рассказывает инициатор акции
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
Падение режима Асада угрожает сирийским христианам Революционные события в Сирии угрожают христианскому меньшинству. 9 февраля в РИА Новости российские и немецкие специалисты поделились своими соображениями относительно перспектив сирийского кризиса
Молебен – это не коронация, или Почему Церковь будет молиться за Путина? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 мая совершит в Кремле молебен по случаю инаугурации избранного президента Владимира Путина Предстоятель РПЦ будет испрашивать Божьего благословения на служение президента Отечеству и народу
Владимир Легойда: функции наблюдателя на выборах не входят в функционал пастыря На предстоящих Рождественских чтениях будет обсуждаться нынешняя гражданская активность. Семинар «Церковь во время политических кампаний» пройдет в Андреевском монастыре. «Церковь в политической власти не заинтересована», -- подчеркнул, анонсируя программу Чтений, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.