Ко всякой книге, ко всякому фильму можно относиться и как к произведению искусства, отмеченному силой таланта их творцов (или же всей мощью их бесталанности), и как к собранию определенных идей. А по нынешним временам каждый второй масштабный голливудский проект имеет явную идеологическую подпитку – либо политическую, либо религиозную. Кадр из фильма
Если мы сталкиваемся со вторым, то религиозность, дающая основу для идейной пропитки фильма, очень редко – христианская. Чаще это либо эзотерика, либо какое-нибудь «новое духовное движение», либо «вселенская атеистическая церковь», где положено веровать в отсутствие Бога, либо в Его злокозненность.
Недавно вышедшая на экраны голливудская фантастическая кинокартина «Обливион» (переводится как «забвение») не является исключением ни в малой мере. За приключенческим сюжетом, основанном на простеньком комиксе, в полный рост просматривается мировоззрение сайентологов. Впрочем, трудно было ожидать чего-то другого: в главной роли – Том Круз, которого пресса не без основания величает «Геббельсом от сайентологии». Кадр из фильма
Эта идейная суть упрятана внутрь «фантика» очень высокого качества. То, КАК снят «Обливион», заслуживает самых добрых слов. Видеоряд фильма – посткатастрофное будущее Земли, точнее говоря, пустыня над развалинами Нью-Йорка. И картины известных небоскребов, ушедших по грудь в землю, библиотеки, соединяющейся с поверхностью с помощью одного лишь колодца, могучего флота, заброшенного и ржавеющего на суше, лишенной всякой растительности, - оставляют сильное впечатление. Точно так же и быт семейной пары, живущей над платформе высоко над пустыней: сверкающая техника, чистота, доходящая до стерильности, культ «эффективной команды», которая оптимально ведет себя во всем, даже выбирая себе одежду и развлечения, даже… осуществляя «супружеский долг». Сделано с большим вниманием к деталям – быт современной состоятельной семьи, со всеми ее запросами, формируемыми социальным статусом, гипертрофирован, доведен до логического завершения. Очень красиво и очень холодно. В противоположность ему подано тайное жилище главного героя – хижина близ озера, в том месте, где ожила зелень, исчезнувшая почти повсеместно в результате глобальной разрушительной войны. Книги, хорошая музыка, покой, творческий беспорядок… тепло.
Иными словами, надо отдать должное создателям видеоряда, - они выполнили свою работу идеально, сделав «Обливион» весьма привлекательным для зрителя.
Но.
Это КАК сняли. А вот ЧТО сняли, РАДИ ЧЕГО потратили колоссальные средства на «волшебные картинки», не вызывает ни малейшей симпатии.
«Обливион» - аналогично «Матрице» - отучает зрителя воспринимать мир вокруг него как объективную реальность. Ему внушается: «То, что ты видишь, то, что ты слышишь, то, что хранится в твоей памяти, то, к чему ты традиционно привязан, – ложь, фальшь, подделка! Тебя нагло используют, заморочив голову. Вся твоя вера – надувательство. А твоя семья – инструмент закабаления. Идеалы, которым ты служишь, - программа, навязанная тебе извне. Государство, которое тобой руководит, - монстроидальная машина. Восстань, восстань же!»
Кульминация фильма: главный герой и седой мудрый негр (лидер повстанцев, при виде которого в кинозале принялись хихикать: «Обама пережил всех!») прилетают на вражеский звездолет, добираются до сердца космического корабля и с пафосными речами взрывают бомбу. Ну... здравствуй, «День независимости»! Как же любят американцы еще и еще раз использовать «кассовые» сюжетные конструкции. В одном фильме прошло – так попробуем в дюжине фильмов… Но дело тут не только в повторе – редко ли Голливуд повторяет сам себя? Все привыкли. Дело тут в другом. Собственно, что они взорвали? Условно, в центре корабля находится некий инопланетный разум – ИскИн (искусственный интеллект), руководящий захватом иных миров с непонятной целью. Что-то он выкачивает из Земли, воду, прежде всего, - неясно, зачем. Сценарий «Обливиона» изобилует местами, лишенными логики или просто темными из-за отсутствия пристойных объяснений. Да и это не столь уж важно – ну, сценарные ляпы, где их нет в боевиках?
Стоит обратить внимание на то, как выглядит и какими смыслами нагружен ИскИн, приговоренный к казни. Это темная коническая глыба с красной лампочкой на боку, страшно похожая на пирамидку с глазом, которую американцы по странной прихоти лепят на своих деньгах. Рядом с ней - напоминаю! – на долларах стоят слова: «Мы верим в Бога». В какого бога верили люди, придумавшие такое изображение, им виднее. К Богу-Троице, к Богу христиан он имеет не столь уж прямое отношение. Но хотя бы вид связи с Богом истинным это изображение имеет, притом самым отчетливым образом. А в фильме сама пирамидка нагло говорит герою: «Я твой Бог, я тебя создал!» И тут ее разносят в щепы.
По ходу действия зрителю становится понятным, что ИскИн клонировал из двух космонавтов-землян целую армию одинаковых мальчиков и девочек, которые потом с прочищенной памятью воевали со своими же. Их приучили жить по правилам, знать закон, любить ближнего (то есть, они, в сущности, любили друг друга парами – одинаковые мальчики одинаковых девочек). Но в душе-то у них - другая, истинная, не «по правилам» любовь! Вот одного из них повстанцы и раскрутили «на любви не по правилам», сделав своим союзником. Он-то в конечном итоге и добрался до лживого инопланетного ИскИна. Так что он, по сути, разнес? Из соображений «истинной любви» он убил Бога. Бог ему что? Мешал «истинно любить». Лгал. Не спросясь, создал. Навязал правила. Дал прекрасную женщину для семейной жизни. Использовал с непонятными целями. Значит Бог - чужак! Не наш! Конечно, это «бог», нарисованный воображением режиссера, сценаристов, художников и т.п. И такого «нарисованного», чудовищного «бога», убить, разумеется, не зазорно.
Вот только… другого-то Бога, Бога истинного во вселенной этого фильма нет. И ассоциация у «бога» в «Обливионе» довольно четко связана с традиционными представлениями мира земного, а значит, и с христианством.
А это значит, что у создателей кинократины получилась до крайности навязчивая агитационная картинка, этакая пропаганда, зовущая применить навыки главного героя в реальной жизни. Эта агитация считывается моментально: Бог - ложь, Бога - убей, Бог - правила, а ты должен знать только свою «истинную любовь». Ну и, по убывающей: законы, семейные устои, честный труд - все это закабаление человека! Все разрушить. А хорошо и правильно - любиться на природе, у озера, там, где зеленя и музыка.
Элементы антуража, попавшие в фильм, позволяют с уверенностью отнести его «идейную программу» к писаниям сайентологических мудрецов. Там у них и «забвение» через стирание памяти, и вкладывание в память людей ложных образов, и своего рода «имплантация» руководящих программ, и установка на разрыв традиционных связей, и многое другое, ясно выложенное в «Обливионе». Вплоть до мелочей: включение сильного света и у сайентологов, и в этом фильме предшествует процессу насильственного лишения памяти. Так что сомневаться в том, «откуда дровишки», не приходится.
Остается резюмировать: «Обливион» - еще один образец «программного продукта», рассчитанного на уничтожение той традиционной нравственной основы, которой жив человек. Его бомбардируют «истинной любовью», из него взращивают революционера с дубиной, предназначенной для сокрушения культуры, в нем корчуют способность завести настоящую теплую семью, его, разумеется, лишают веры, объявляя ее «иллюзией», «программой управления» и т.п. И до такой степени это в сотый раз об одном и том же, и до такой степени это хорошо знакомый запах серы, несколько отбитый ароматом дешевого одеколона, что вывода здесь никакого не нужно. Который век без конца повторяющаяся песня начинается обещаниями «истинной любви» и «величайшей свободы», а заканчивается пошлым переделом ценного имущества и величайшим рабством…
Скучно, господа, скучно.
И будь «фантик» в сто раз красивее, все равно было бы скучно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
В объективе СПИД Хилброу – самый неблагополучный район Йоханнесбурга, где проживают, в основном, беспризорники, наркоманы и проститутки, то есть те, кто более всего подвержен ВИЧ. Здесь сложно найти здорового человека. От ВИЧ-инфецированных родителей рождаются больные СПИДом дети, когда родители умирают, дети оказываются на улице, пополняя собой огромное число бездомных. Политика правительства ЮАР игнорирует субкультуры, она не предоставляет возможным нищим группам населения обслуживаться в больницах и получать лекарства, замедляющие действие ВИЧ. Единственная оппозиция правительству – это международные организации
Юрий Норштейн: «Шинель» и Евангелие «Все мировое искусство имеет смысл, если в наших душах открывается любовь» -- эти христианские по сути слова принадлежат человеку, который называет себя нерелигиозным, но его творчество, как немного у кого из сегодняшних художников, полностью соответствует этому духу любви
<strong>На вопросы НС отвечант Юрий НОРШТЕЙН</strong>
«Толкин оставил подробные рекомендации, что и как переводить» 19 декабря - российская премьера "Хоббита". В России существует множество вариантов переводов трилогии «Властелин колец», а почитатели Толкина все никак не могут договориться, какой из переводов лучше, какой более соответствует замыслу англичанина. Мы решили поговорить о самых первых переводах, неожиданно появившихся в книжных магазинах еще в советские времена, c Алексеем МУРАВЬЕВЫМ – сыном одного из первых переводчиков этой книги Владимира Муравьева. Как они создавались, почему их не запретили и как возникла сама идея перевести книгу, которую читает и перечитывает уже не одно поколение людей
Можно ли детям показывать «Хоббита»? Отвечают протоиерей АНДРЕЙ БЛИЗНЮК, который занимается миссионерской работой с молодежью, и преподаватель Димитриевской школы священник ДИОНИСИЙ ГУДЗЬ. Отцу Андрею предыдущая экранизация Толкиена Питером Джексоном – трилогия «Властелин колец» – понравилась, а отец Дионисий считает, что режиссер «убил все, что есть в книге»
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Играют войну Фильмы о войне 1812 года, даже снятые в совершенно разные годы, как ни странно, имеют много общего между собой и при этом часто воспроизводят некую фантастическую реальность, почти не имеющую ничего общего с реальной войной. Откуда берутся кинематографические мифы и куда исчезает историческая достоверность, разбирается кинокритик Татьяна ШОЛОМОВА.
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Юный герой старой войны Кино о войне давно уже стало особым жанром с традиционной устойчивой системой образов. Однако последнее время установившийся канон расшатывается, герои молодеют, история меняется на глазах. Связано ли это с новыми задачами, которые ставит перед собой новый кинематограф, или причины нехудожественные и объяснение лежит в области социологии? Кино о войне смотрит и комментирует Татьяна ШОЛОМОВА
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.