Из чего состоит служба в Неделю о блудном сыне? Какие песнопения будут исполняться впервые? О чем псалом «На реках Вавилонских»? Песнопения Недели о блудном сыне создают единую историю путешествия «туда, и обратно»: в бездну греха, и назад к Отцу Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, 1669
Неделя о блудном сыне, которая в текущем году приходится на 3 марта по новому стилю, или 18 февраля по старому, относится к подготовительным седмицам, предваряющим время Великого поста. Само слово «неделя» означает не семь дней, а день воскресный; неделя же в современном значении этого слова на церковно-славянский переводится как «седмица».
Богослужения этого периода строятся согласно Постной Триоди, регулирующей так называемый третий круг богослужебного года. Строго говоря, Постная и Цветная Триодь представляют собой единое целое, только первая касается периода, предшествующего Пасхе, а вторая – следующего за Пасхой. Постная Триодь включает в себя десять седмиц (т.е. недель) – четыре подготовительных и шесть великопостных.
В пространство Великого Поста, символизирующего сорокадневный пост Спасителя в пустыне, человек входит не сразу. Периоду поста предшествует период подготовки. Как сам пост не является в первую очередь ограничением в пище (хотя и этот компонент, конечно, тоже очень важен), так и период подготовки к посту связан далеко не только с постепенным изменением рациона питания. В первую очередь как сам пост, так и подготовка к нему наполнены призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию.
Богослужения Православной Церкви, как неотъемлемая часть, вплетенные в повседневную жизнь христианина, в полной мере служат тому, чтобы человек проникся этим настроем. Чтения из Священного Писания и тексты песнопений, связанные с этими чтениями и звучащие на службах, говорят о главном: о милосердии Божием и человеческом отступлении, о необходимости покаяния, перемены жизни и возвращения к Богу.
С Недели о блудном сыне начинается вторая седмица подготовительного периода. Появлению в богослужебном круге особого поминовения событий притчи о блудном сыне православная традиция обязана Константинопольской церкви. Именно в Константинополе примерно в IX –X веках выделяется особый день, когда читается эта притча, и звучат связанные с ней церковные песнопения, а к XII веку в богослужебном круге появляется уже собственно «неделя о блудном сыне».
В богослужебных текстах этого дня звучит та же тема, что и в предыдущий воскресный день, первый день Постной Триоди – в Неделю о мытаре и фарисее. Это тема покаяния и осознания своих грехов. Как мытарь из притчи не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. Но тут уже набирают силу новые темы: возвращения и прощения. Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Появляется, становясь доминирующей, тема безусловного прощения и милосердия. Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».
Очень интересно проследить, как эти темы отражены в православном богослужении. В обычную богослужебную канву явственно входит тема покаяния. На утрени, после чтения Евангелия, песнопения «Воскресение Христово видевше» и пятидесятого псалма, вместо обычного «Молитвами апостолов» звучит песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Оно относится к трем так называемым умилительным (или покаянным ) тропарям, исполняющимся только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». На русский язык эти удивительные слова можно перевести как «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».
Далее, после «И ныне», вместо обычного «Молитвами Богородицы», следует второй из покаянных тропарей: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». («Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты»).
После богородичного песнопения, как обычно, поется «Помилуй мя, Боже», а затем, вместо обычной стихиры «Воскрес Иисус от гроба», - третий из умилительных тропарей: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». («Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости»).
В основу покаянных тропарей положены евангельские отрывки, звучащие в воскресные дни предшествующих Великому посту седмиц: «Покаяния отверзи ми двери» - из Недели о мытаре и фарисее, «На спасения стези» - из Недели о блудном сыне, «Множества содеянных мною лютых» - из Недели о Страшном Суде.
Тексты из Постной Триоди соединяются с воскресными, что символизирует нарастание покаянной ноты в богослужениях. На великой вечерне после «Господи, воззвах» исполняются 6 воскресных стихир, затем – 4 стихиры из Триоди, «И ныне», догматик. На утрени добавляется канон Триоди, после 3-й песни – седален Триоди, после 6-й – кондак Триоди, светилен и богородичен Триоди. На часах воскресный кондак заменяется кондаком Триоди. На литургии поется кондак Триоди, а Апостол и Евангелие – подготовительной недели.
В Неделю о блудном сыне впервые начинает исполняться умилительный псалом «На реках Вавилонских» (136). Он исполняется на утрене, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» (134 и 135), и в дальнейшем также звучит в недели мясопустную и сырную.
Появление этого псалма именно в Неделю о блудном сыне – не случайно, как не случайно и то особое место, которое он занимает в тексте богослужения. Младший сын из притчи ушел «на страну далече», но жизнь вне отчего дома стала для него невыносимой, и он решил вернуться. Обстоятельства, при которых создавался 136-й псалом, на первый взгляд, иные – евреи были уведены из родного Иерусалима в Вавилон насильно, против воли. Однако общей темой и в притче, и в псалме является тоска по родине, по отчему дому, невыносимость жизни на чужбине. Кроме того, важно, что евреи оказались за пределами своей родной земли не случайно, а в наказание за грехи всего народа (как и в притче – тема греха, ставшего причиной утраты родного дома).
Церковь осмысляет древний псалом как плач о Небесной Отчизне, о Горнем Иерусалиме, которые человек утратил из-за своих грехов. Но тоска по истинной Родине в нем не умерла – поэтому на службе и повторяются слова псалма, наполненные новым смыслом: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего».
Евангельская притча, также звучащая на богослужении, как бы продолжает смысловой ряд: Отец ждет возвращения блудного сына. Тоска по утраченной Отчизне побуждает нас искать пути возвращения домой. Подобно древним евреям, находившимся в плену у чужеземцев, мы пленены своими страстями и греховным образом жизни. Но Отец ждет, двери родного дома не закрыты. На чужбине мы рабы, но дома нас снова примут как детей.
Плач человека о своих грехах и упование на милость Божию достигает кульминации на утрене, после 3-й песни канона, когда исполняется знаменитый седален: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». («Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: "Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»)
Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны этим соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна; мы не только можем вернуться, мы по-прежнему любимы и нашего возвращения – ждут. «Познаим братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших». («Познаем, братия, таинства силу, ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, и вновь познание своей славы дарует; и таинственное для горних Сил совершает веселие, закалывая тельца упитанного, дабы мы достойно проводили жизнь с Заклавшим – человеколюбивым Отцом, и славною Жертвою – Спасителем душ наших»).
Эти слова богослужения приуготовляют нас уже не только к Великому Посту, но и к следующим за ним Пасхальным дням. Здесь приоткрывается Тайна, звучащая во всех песнопениях Страстной Седмицы. Не случайно именно в Неделю о блудном сыне читается Апостол, содержащий, помимо прочего, и такие слова: «…вы куплены дорогою ценою». Эти слова следуют сразу же за призывом не впадать в грехи чревоугодия и блуда – именно те грехи, которые совершал раскаявшийся сын из евангельской притчи.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся? В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Великий Акафист Божией Матери: галерея В России существует несколько икон, иллюстрирующих Великий Акафист Божией Матери.
Эти иконы, в центральной части, имея изображение Богородицы на престоле, в клеймах
отражают содержание Акафиста "по-икосно" и "по-кондачно", целиком охватывая буквальный смысл и значение праздника Похвалы. Одна из таких икон 16 века, хранящаяся в Русском Музее, представлена вниманию наших читателей.
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Начался Великий пост: особенности богослужения Что такое «библейские песни», какие читаются пророчества, почему на сужбах в два раза больше псалмов, когда кладутся земные поклоны – рассказываем об особенностях служб первой седмицы Великого поста
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Последняя неделя Четыредесятницы: особенности богослужения Пятое воскресенье Великого поста – словно бы период затишья перед великими событиями Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Разбираемся, в чем особенности службы в этот день и в остальные дни последующей недели
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Канон преп. Андрея Критского (вторник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
О первой исповеди Начинается великий пост - особое время для покаяния. О том как правильно подготовиться к первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.