Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Неделя о блудном сыне: особенности богослужения

№0'0000 Жизнь в Церкви  01.03.13 19:33 Версия для печати. Вернуться к сайту

Из чего состоит служба в Неделю о блудном сыне? Какие песнопения будут исполняться впервые? О чем псалом «На реках Вавилонских»? Песнопения Недели о блудном сыне создают единую историю путешествия «туда, и обратно»: в бездну греха, и назад к Отцу

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, 1669

Неделя о блудном сыне, которая в текущем году приходится на 3 марта по новому стилю, или 18 февраля по старому, относится к подготовительным седмицам, предваряющим время Великого поста. Само слово «неделя» означает не семь дней, а день воскресный; неделя же в современном значении этого слова на церковно-славянский переводится как «седмица».

Богослужения этого периода строятся согласно Постной Триоди, регулирующей так называемый третий круг богослужебного года. Строго говоря, Постная и Цветная Триодь представляют собой единое целое, только первая касается периода, предшествующего Пасхе, а вторая – следующего за Пасхой. Постная Триодь включает в себя десять седмиц (т.е. недель) – четыре подготовительных и шесть великопостных.

В пространство Великого Поста, символизирующего сорокадневный пост Спасителя в пустыне, человек входит не сразу. Периоду поста предшествует период подготовки. Как сам пост не является в первую очередь ограничением в пище (хотя и этот компонент, конечно, тоже очень важен), так и период подготовки к посту связан далеко не только с постепенным изменением рациона питания. В первую очередь как сам пост, так и подготовка к нему наполнены призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию.

Богослужения Православной Церкви, как неотъемлемая часть, вплетенные в повседневную жизнь христианина, в полной мере служат тому, чтобы человек проникся этим настроем. Чтения из Священного Писания и тексты песнопений, связанные с этими чтениями и звучащие на службах, говорят о главном: о милосердии Божием и человеческом отступлении, о необходимости покаяния, перемены жизни и возвращения к Богу.

С Недели о блудном сыне начинается вторая седмица подготовительного периода. Появлению в богослужебном круге особого поминовения событий притчи о блудном сыне православная традиция обязана Константинопольской церкви. Именно в Константинополе примерно в IX –X веках выделяется особый день, когда читается эта притча, и звучат связанные с ней церковные песнопения, а к XII веку в богослужебном круге появляется уже собственно «неделя о блудном сыне».

В богослужебных текстах этого дня звучит та же тема, что и в предыдущий воскресный день, первый день Постной Триоди – в Неделю о мытаре и фарисее. Это тема покаяния и осознания своих грехов. Как мытарь из притчи не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. Но тут уже набирают силу новые темы: возвращения и прощения. Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Появляется, становясь доминирующей, тема безусловного прощения и милосердия. Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».

Очень интересно проследить, как эти темы отражены в православном богослужении. В обычную богослужебную канву явственно входит тема покаяния. На утрени, после чтения Евангелия, песнопения «Воскресение Христово видевше» и пятидесятого псалма, вместо обычного «Молитвами апостолов» звучит песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Оно относится к трем так называемым умилительным (или покаянным ) тропарям, исполняющимся только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». На русский язык эти удивительные слова можно перевести как «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».

Далее, после «И ныне», вместо обычного «Молитвами Богородицы», следует второй из покаянных тропарей: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». («Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты»).

После богородичного песнопения, как обычно, поется «Помилуй мя, Боже», а затем, вместо обычной стихиры «Воскрес Иисус от гроба», - третий из умилительных тропарей: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». («Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости»).

В основу покаянных тропарей положены евангельские отрывки, звучащие в воскресные дни предшествующих Великому посту седмиц: «Покаяния отверзи ми двери» - из Недели о мытаре и фарисее, «На спасения стези» - из Недели о блудном сыне, «Множества содеянных мною лютых» - из Недели о Страшном Суде.

Тексты из Постной Триоди соединяются с воскресными, что символизирует нарастание покаянной ноты в богослужениях. На великой вечерне после «Господи, воззвах» исполняются 6 воскресных стихир, затем – 4 стихиры из Триоди, «И ныне», догматик. На утрени добавляется канон Триоди, после 3-й песни – седален Триоди, после 6-й – кондак Триоди, светилен и богородичен Триоди. На часах воскресный кондак заменяется кондаком Триоди. На литургии поется кондак Триоди, а Апостол и Евангелие – подготовительной недели.

В Неделю о блудном сыне впервые начинает исполняться умилительный псалом «На реках Вавилонских» (136). Он исполняется на утрене, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» (134 и 135), и в дальнейшем также звучит в недели мясопустную и сырную.

Появление этого псалма именно в Неделю о блудном сыне – не случайно, как не случайно и то особое место, которое он занимает в тексте богослужения. Младший сын из притчи ушел «на страну далече», но жизнь вне отчего дома стала для него невыносимой, и он решил вернуться. Обстоятельства, при которых создавался 136-й псалом, на первый взгляд, иные – евреи были уведены из родного Иерусалима в Вавилон насильно, против воли. Однако общей темой и в притче, и в псалме является тоска по родине, по отчему дому, невыносимость жизни на чужбине. Кроме того, важно, что евреи оказались за пределами своей родной земли не случайно, а в наказание за грехи всего народа (как и в притче – тема греха, ставшего причиной утраты родного дома).

Церковь осмысляет древний псалом как плач о Небесной Отчизне, о Горнем Иерусалиме, которые человек утратил из-за своих грехов. Но тоска по истинной Родине в нем не умерла – поэтому на службе и повторяются слова псалма, наполненные новым смыслом: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего».

Евангельская притча, также звучащая на богослужении, как бы продолжает смысловой ряд: Отец ждет возвращения блудного сына. Тоска по утраченной Отчизне побуждает нас искать пути возвращения домой. Подобно древним евреям, находившимся в плену у чужеземцев, мы пленены своими страстями и греховным образом жизни. Но Отец ждет, двери родного дома не закрыты. На чужбине мы рабы, но дома нас снова примут как детей.

Плач человека о своих грехах и упование на милость Божию достигает кульминации на утрене, после 3-й песни канона, когда исполняется знаменитый седален: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». («Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: "Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»)

Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны этим соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна; мы не только можем вернуться, мы по-прежнему любимы и нашего возвращения – ждут. «Познаим братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание дарует: и таинственное вышним совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших». («Познаем, братия, таинства силу, ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, и вновь познание своей славы дарует; и таинственное для горних Сил совершает веселие, закалывая тельца упитанного, дабы мы достойно проводили жизнь с Заклавшим – человеколюбивым Отцом, и славною Жертвою – Спасителем душ наших»).

Эти слова богослужения приуготовляют нас уже не только к Великому Посту, но и к следующим за ним Пасхальным дням. Здесь приоткрывается Тайна, звучащая во всех песнопениях Страстной Седмицы. Не случайно именно в Неделю о блудном сыне читается Апостол, содержащий, помимо прочего, и такие слова: «…вы куплены дорогою ценою». Эти слова следуют сразу же за призывом не впадать в грехи чревоугодия и блуда – именно те грехи, которые совершал раскаявшийся сын из евангельской притчи.