Песнопение сразу вводит нас в середину евангельского повествования – мы оказываемся почти в финале истории младшего сына: после долгих странствий он возвращается к отцу – и тот встречает его с распростертыми объятиями. Седален «Объятия отча» разбирает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Седален по 3-й песни в Неделю о блудном сыне
Церковно-славянский текст:
Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно иждих мое житие,
на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
ныне обнищавшее мое сердце не презри.
Тебе бо Господи, во умилении зову:
согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Объятия отеческие открыть мне поспеши:
блудно я растратил жизнь мою,
на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно!
Ныне не презри обнищавшего моего сердца,
ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю:
«Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»
Притча о блудном сыне (Лк 15:11–32) читается за две недели до начала Великого поста – и вся триодная часть соответствующей воскресной службы посвящена осмыслению этого евангельского сюжета. Надо сказать, что в Триоди Постной мы увидим далее еще один канон, посвященный истории беспутного сына, – он читается во второе воскресенье Поста (и, таким образом, расположен симметрично первому канону относительно Прощёного воскресенья). Как мы все знаем, во второе воскресенье Великого поста празднуется память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского (1296–1359). Но это празднование довольно позднее, а на первом месте в этой службе стоит канон на притчу о блудном сыне. Это – следы более древнего расположения евангельских чтений. Но вернемся в сегодняшний день.
Из триодной службы в Неделю о блудном сыне мы выбрали небольшой текст – седален по третьей песни канона на утрене «Объятия отча…» В качестве одного из тропарей этот седален (с незначительными разночтениями в тексте) помещен также в Следованной Псалтири после первой кафисмы. С пения тропаря «Объятия отча…» начинается чин монашеского пострижения.
Если мы откроем саму притчу о блудном сыне, то увидим, что она состоит из двух сюжетов: истории младшего сына (со счастливым концом) и эпизода, касающегося старшего сына (этот эпизод имеет открытый финал). Триодный седален сразу же вводит нас в середину евангельского повествования – мы оказываемся почти в финале истории младшего сына: после долгих странствий он возвращается к отцу – и тот встречает его с распростертыми объятиями. Впрочем, в седальне момент встречи еще не наступил, напротив, он-то как раз и является предметом нашей молитвы. Отождествляя себя с неразумным сыном, ушедшим из отчего дома в дальнюю страну, мы сознаем и тяжесть собственных грехов, проистекающих главным образом из забвения Бога, и вместе с тем (в отличие от героя евангельской притчи) недостаток покаяния – и потому молим милостивого Отца раскрыть нам отеческие объятия, хоть мы и недостойны этого, поскольку растратили впустую свою жизнь, с равнодушием и пренебрежением относясь к тем подлинным богатствам, которые дарованы каждому члену Церкви Христовой. Сокрушаясь о сделанном (и не сделанном!), мы сознаем собственную духовную нищету и обращаемся к нашему Господу и Спасителю с покаянной мольбой младшего сына: «Согрешил я, Отче, против Неба и пред Тобою!»
В заключение хотелось бы обратить на два слова в церковнославянском переводе седальна, которые часто неправильно понимаются из-за их ложного сходства с русскими словами (их обычно называют ложными друзьями переводчика; Ольга Александровна Седакова посвятила им целый словарь). Первое такое слово, которое встречается нам в седальне – это щедроты. Прямой связи с русским прилагательным щедрый, с существительным щедрость здесь нет: церконославянские щедроты – это «милость» (что видно из перевода иером. Амвросия). Второй ложный друг переводчика (или, как говорит О. А. Седакова, церковнославяно-русский пароним) – умиление. Это отнюдь не «нежное, теплое чувство, возбуждаемое чем-л. трогательным», как сообщают нам словари русского языка: церковнославянское умиление – это «раскаяние», «сокрушение». Поводные камни такого рода подстерегают нас и во многих других богослужебных текстах.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Стихира о Страшном Суде: «Помышляю день оный и час» Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься сегодня на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся? В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Ближний – наш пропуск в Рай? На воскресной литургии читалось евангелие о Страшном суде. Людей на нем разделят на овец и козлищ, последних отправят в огонь вечный. Но неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Неужели его не выслушают, не простят? Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва), преподаватель Нового Завета кафедры библеистики МДАиС
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Соборование: выздороветь и воскреснуть Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл его смысл и как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в храме св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Тропарь Усекновения главы Иоанна Предтечи: радость пострадать за истину Несмотря на тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом. Тропарь 2 гласа «Память праведного с похвалами» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Умойте постное лицо Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Канон преп. Андрея Критского (вторник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон Андрея Критского – хвала покаянию В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.