В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Чтобы по-настоящему полюбить Бога и ближнего, необходимо по-настоящему, всеми силами души возненавидеть грех и все, что ведет к нему. Чувством такой святой ненависти проникнут псалом 136, который поют в храме две последние приготовительные к посту недели.
Миниатюра из Хлудовской псалтири, ок. 850 г. Государственный исторический музей, Москва
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы». Это горькие стихи о народе, который идет в чужую страну. Родина погибла, Иерусалим разрушен до основания, уничтожен Храм. Уцелевших ведут в Вавилон — в плен, на чужбину.
Многие библейские ветхозаветные имена, названия городов и стран Церковь Нового Завета воспринимает не только буквально, но и духовно, иносказательно. Так, Египет — царство материального благополучия, сытости и довольства. Уходя из египетского рабства, многие израильтяне роптали, голодая в пути, с вожделением вспоминая котлы с мясом, которые были у них в Египте. Да, были котлы с мясом, но не было свободы; да, они были сравнительно сытыми, зато рабами.
Вавилон — символ наслаждений, похоти, разврата. Израиль, Иерусалим, Сион — область духовная. Здесь человек предстоит Богу, общается с Богом, здесь — духовность, благочестие, вера. В Египте человек становится животным. В Вавилоне — служителем сатаны. В Израиле человек действительно становится Человеком, потому что обращен к Вечной Правде. И потому псалом этот не только о пленных евреях, но и о каждом из нас. Все мы в плену у греха, все мы уведены на чужбину, покорившись своим страстям и похотям, кто делом, кто словом, кто мыслью. Но о чем поется в этом псалме дальше?
«Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселия: пропойте нам из песней Сионских».
Враги хотят, чтобы пленники пели и веселились. Нам с вами дьявол тоже не велит печалиться о греховности своей. «Забудь обо всем! Веселись и наслаждайся! Нет никакого Иерусалима, нет Бога, нет Суда...» — так, вторя вавилонским стражникам, нашептывает нам сатана. Но «Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Нет, если не в силах вернуться домой, будем хотя бы вспоминать о доме.
Если не сможем служить Богу и быть верными Ему, не позволим себе забыть о Нем. Если впали во грехи, дали поработить себя страстям и порокам, то будем помнить, что есть иная жизнь, полная Добра и Правды, Чистоты и Красоты. Если оказались во тьме, то не забудем о Свете, о том, что и мы раньше могли видеть Его. Если забудем, то уже никогда не увидим. Если будем помнить, есть шанс вернуться.
Но с чего начать возвращение? С ненависти. Кто не сумеет от сердца возненавидеть врага, тот не сможет победить его. И потому скорбь израильтян обращается в ненависть: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Очень жестокие слова, если понимать их буквально.
Но святые отцы толкуют их так: «Сыны Едомовы» — это грехи наши, это пороки и страсти наши. Они до основания разрушили дом нашей души, попрали все святое.
«Дочь Вавилона, опустошительница» — это любовь к наслаждениям века сего. В той душе, где она поселяется, становится пусто, безжизненно. И чтобы вновь оживить ее, нужно быть беспощадным не только к ней самой, но и к «младенцам» ее, то есть даже пожеланиям, помыслам, противным Богу.
Кто не разобьет этих младенцев, эти желания, при первом их появлении, не разобьет о камень веры, кто даст им вырасти, тот уже не сможет им сопротивляться и снова окажется в плену Вавилонском. А кто сумеет их разбить, тот обретет свободу и мир.
В начале Поста Церковь напоминает, что мы пока еще в плену, в рабстве и должны от всего сердца возненавидеть это рабство и возжелать свободы. Если с этими чувствами начнем Великий пост, он будет путем к свободе, радостным возвращением домой, восстановлением нашего внутреннего Иерусалима.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста
«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся? В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Великий Акафист Божией Матери: галерея В России существует несколько икон, иллюстрирующих Великий Акафист Божией Матери.
Эти иконы, в центральной части, имея изображение Богородицы на престоле, в клеймах
отражают содержание Акафиста "по-икосно" и "по-кондачно", целиком охватывая буквальный смысл и значение праздника Похвалы. Одна из таких икон 16 века, хранящаяся в Русском Музее, представлена вниманию наших читателей.
Неделя о мытаре и фарисее: Приближение начинается На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается
Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Неделя о блудном сыне: особенности богослужения Из чего состоит служба в Неделю о блудном сыне? Какие песнопения будут исполняться впервые? О чем псалом «На реках Вавилонских»? Песнопения Недели о блудном сыне создают единую историю путешествия «туда, и обратно»: в бездну греха, и назад к Отцу
Мария Египетская: святая грешница 21 апреля празднуется память преподобной Марии Египетской. Почему бывшая блудница вошла в троицу святых, символизирующих великопостное "училище благочестия", вместе с двумя великими православными молитвенниками и мистиками - свт. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником?
Родительская суббота: живые и мертвые Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым
Литургия Преждеосвященных Даров: особенности богослужения Рассказываем, почему Литургия Преждеосвященных Даров бывает только Постом, почему Дары освящаются заранее, Почему в древности она служилась вечером и почему не принято причащать на ней младенцев
Стихира о Страшном Суде: «Помышляю день оный и час» Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься сегодня на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Неделя о блудном сыне: седален «Объятия отча» Песнопение сразу вводит нас в середину евангельского повествования – мы оказываемся почти в финале истории младшего сына: после долгих странствий он возвращается к отцу – и тот встречает его с распростертыми объятиями. Седален «Объятия отча» разбирает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Начался Великий пост: особенности богослужения Что такое «библейские песни», какие читаются пророчества, почему на сужбах в два раза больше псалмов, когда кладутся земные поклоны – рассказываем об особенностях служб первой седмицы Великого поста
Ближний – наш пропуск в Рай? На воскресной литургии читалось евангелие о Страшном суде. Людей на нем разделят на овец и козлищ, последних отправят в огонь вечный. Но неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Неужели его не выслушают, не простят? Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва), преподаватель Нового Завета кафедры библеистики МДАиС
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.