На детской площадке все предсказуемо: песочница, качели, разговоры о животиках-кашках-кружках. Но непредсказуемы они сами, дети. Непредсказуемы и жизненные ситуации, которые замечаешь, отрываясь на «прогулочный» час от обычной житейской суеты.
Карусель
На детской площадке мой малыш крутится на карусели. Один. Он с блаженной улыбкой едет по кругу, я раскачиваю его. Вдруг -- резкий рывок: это чья-то рука остановила карусель. Сын насупился, я недовольно оборачиваюсь. Рядом -- молодая... кто: узбечка? таджичка? А может, вообще, кореянка? Я плохо разбираюсь в национальностях, тем более когда мозг атакован шквалом обидных мыслей: «Почему она сама полезла? Не попросила остановиться, как будто нас здесь нет. А если бы мой ребенок упал?»
Я пытаюсь «включить» православное смирение, но замечали ли вы когда-нибудь, как много мы можем вытерпеть и простить другому в храме и как мало -- в нашей обычной жизни? Через минуту мы обе слегка подталкиваем карусель, делая вид, что не замечаем друг друга. И вдруг наши дети -- мой сивенький я трехлетка и ее годовалая смугляночка -- начинают улыбаться.
А раз карусель плывет по кругу, то их улыбки достаются и мне, и ей, и тому несчастному насупленному бомжу, что обшарил урну и теперь отдыхает на краешке скамейки в ожидании, когда прогонят.
Глядя на разделенную нашими детьми радость, и мы с незнакомой мамочкой впервые осмелились взглянуть друг на друга. Есть очень важные вопросы истинности веры, есть очень важные вопросы миграционной политики, но почему-то, пока крутилась карусель, думалось только о том, что все мы созданы Богом для счастья. И если бываем несчастны, то не потому ли, что не можем так же открыто улыбаться друг другу, как наши разные дети на одной карусели?
Собачье счастье
Внимание всех, кто находится сегодня на детской площадке, привлекают мужчина и женщина пенсионного возраста, суетящиеся вокруг бездомной собаки. Большая рыжая псина не верит в свое минутное собачье счастье. Она то принимается жадно хватать корм из поставленной перед ней пластиковой миски, то крутится волчком перед своими кормильцами, преданно заглядывая им в глаза. Мужчина и женщина увлекаются беседой:
-- Я давно бездомных собак прикармливаю, -- объясняет мужчина. -- Вон, видите, мой подъезд, я там часто миску выставляю.
-- Какой вы молодец, правильно, -- одобряет женщина. -- Жалко их.
Всю эту сцену наблюдает бездомный старик, присевший на краешек скамейки. У него нет одутловатого синюшного лица, как у законченных пьяниц, но седые нечесаные волосы, замызганная непонятная одежда и, главное, характерный запах выдают в нем именно бомжа. Он смотрит долгим тяжелым взглядом, и его напряженная, натянутая, как тетива лука, спина «кричит».
Должно быть, он не испытывает голода, вдоволь наевшись на любой помойке. Но когда в последний раз он слышал участливое слово не себе подобного, а человека из нашего мира, в котором сам не смог удержаться? И на нашей площадке он не больше переполненной урны, у которой примостился: все видят, и никто не замечает...
Наконец бомж поднимается со скамейки и, волоча большую клетчатую сумку «челноков», медленно уползает прочь, в какую-нибудь не заколоченную коммунальщиками дыру. Вслед за ним, пометавшись между доброхотами, срывается с места большая рыжая псина. Наверное, она тоже понимает, что люди и собаки без определенного места жительства по-настоящему нужны только друг другу.
Праведный гнев
Перед грозой душно и томно. На детской площадке капризничают ребятишки. В запаренном состоянии опускаюсь на скамью: наконец-то удалось «утрясти» младшую, и теперь надо следить только за одним трехлетним, «нарезающим» круги по всему двору, словно в подтверждение любимого невропатологами диагноза «синдром гиперактивности». Вдруг раздается истошный детский плач. Из всех громких звуков именно этот больнее всего бьет по напряженным родительским нервам.
Во двор перед нашей площадкой стремительно выкатывает детская коляска. Толкающая ее мамочка бежит бегом, ребенок-девочка примерно полутора лет заливается криком. Все сочувствующе -- знакомая ситуация! -- поворачиваются в их сторону. И тут происходит следующее. С криком «Ты мне надоела!» мама выхватывает дочку и рывком опускает -- если не сказать бросает -- на асфальт. А сама с коляской убегает дальше.
Девочка стоит и плачет одна посреди шумного двора, где постоянно снуют машины. Медленно, давая возможность матери вернуться, подхожу к ребенку. Она стоит на асфальте босыми ножками: бритая голова с большим шрамом, недорогой джинсовый сарафанчик, зареванная мордашка. Глажу и прижимаю ее к себе, но никак не могу успокоить, а внутри нарастает «праведный» гнев. Проходит долгих десять минут.
Наконец моя соседка оказывается догадливее и идет в ту сторону, где скрылась девочкина мама. Возвращаются они вдвоем. Оказывается, мать плачущей малышки пряталась за углом дома, таким образом наказывая дочку. Бросив ее назад в коляску с шипением «Ну я тебе дома устрою», она опять же бегом удалилась в том направлении, откуда приехала. Мне долго не успокоиться. В голове одна за другой меняются гневные речи...
-- Бедная женщина, -- говорит вдруг моя соседка. -- Она где-то в общаге живет, там одни алкаши. Наверное, надругался кто-нибудь над ней, а теперь она мучается и на ребенке вымещает.
И сразу перед глазами встали не замеченные вовремя детали: какая у них старая разбитая коляска, как бедненько одета эта мама, что она сама по возрасту -- вчерашний ребенок. Надо бежать вслед... Но она уже уехала, а адреса никто на площадке не знает.
Счастливица
-- Девочки, можно я немножко с вами посижу?
Элегантная, ухоженная женщина преклонных лет с такими словами опустилась на нашу скамейку. Без пакетов -- значит, не из магазина. Без детей -- значит, не занята внуками.
-- Гуляю я здесь, -- ответила она на изучающий взгляд. Женщина представилась Валентиной Петровной и явно приглашала всех к разговору.
-- А вы знаете, девочки, сколько мне лет? Семьдесят пять!
Ну какая же «девочка», независимо от возраста, откажется оценить другую женщину, так смело называющую свои года? Валентина Петровна стала центром всеобщего внимания. Выглядела она на шестьдесят с небольшим. Валентина Петровна очень долго расхваливала свою жизнь. Какой у нее замечательный сын, правда, живет далеко и видятся они редко, какая чудесная квартира с новым дорогим ремонтом, какой необыкновенный муж.
-- Я -- счастливая женщина! -- повторяла Валентина Петровна, и все мамочки на детской площадке рассматривали ее как диковинку. Ну в самом деле, часто ли встречаются у нас люди, еще и преклонного возраста, готовые на такие смелые заявления? Здесь бы и поставить точку, но Валентина Петровна не унималась. На подъеме, с горящими глазами, женщина громко расхваливала мужа. Какой он умный -- педагог, профессор; какой он правильный -- ведет здоровый образ жизни: раздельное питание, еда приготовлена только на пару, никакого курения и алкоголя, каждый день бегает.
-- А ведь ему семьдесят семь, девочки! Вы знаете, скольких он друзей схоронил! Но он не любит говорить об этом. Ему врач сказала, что он до ста лет проживет. У него такие чистые сосуды -- у молодых таких нет.
Валентина Петровна говорила без конца. И чем больше выдавала подробностей из своей жизни, тем больше вытягивались у слушательниц лица. На эпизоде, какие Валентина Петровна пекла раньше вкусные пироги -- до того, как они стали правильно питаться, -- одна молодая и нетерпеливая мамочка не выдержала:
-- Да испеките вы этот пирог! И съешьте!
Валентина Петровна от этих слов «сдулась» как воздушный шарик.
-- Не переживайте, у меня все хорошо, -- чуть слышно заверила она молодую мамочку, посмотрев умными печальными глазами.
-- А вы бы сходили в храм, свечку поставили, -- выдала моя знакомая, уже «продвинутая» в православных делах Люда.
-- Уже ходила, -- тоном, в котором звучало «бесполезно», ответила «счастливица». Она быстро распрощалась и ушла.
-- Бегай не бегай, а от смерти не убежишь, -- грубовато подытожила нетерпеливая мамочка. Говорить больше было не о чем, впечатление было тягостным, и ситуацию спас дождь, так кстати разогнавший всех по домам.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воспитание детей: когда в родителях согласья нет Папа хочет отдать сына на карате — мама возражает: «Только через мой труп». Мама пытается налить деточке молочка — папа сурово говорит: «Большой уже, пусть постится, как все». Папа наказывает — мама жалеет. Папа разрешает смотреть телевизор — мама запрещает. Психологи единогласно советуют выработать общую позицию в воспитании ребенка, но как ее выработать, если один говорит «да», а другой — «нет»?
Большие вопросы о маленьком человеке Дети в церкви… Ангелочки с мудрыми глазами, чинно стоящие у амвона в ожидании Причастия. Несносные шалуны, отвлекающие от молитвы самых серьезных прихожан. Что для них храм – привычка, тягота, радость общения «с Боженькой»? А что они для нас – «бесплатное приложение», обуза, образ для подражания?.. С простыми «прикладными» вопросами на тему «ребенок в храме» мы обратились к председателю Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелю храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерею Александру СОРОКИНУ
Ребенок и свободное время: кто кого? Замечаю, что сын-второклассник не знает, чем себя занять, когда появляется свободное время. В будни день расписан по минутам, эта проблема незаметна, а вот в выходные, когда не надо ходить в школу и в спортивную секцию, а тем более в каникулы, я должна что-то придумать и организовать для него, иначе будет скучать и ныть. Может быть, нужно больше загружать его занятиями? Марина
Святыня и дети Что делать, если маленький ребенок срыгнул сразу после Причастия или оно пролилось, когда он его принимал? Когда дочка была еще младенцем, однажды в храме перед Причастием женщина, стоявшая за свечным ящиком, предупредила меня: «Смотрите, чтобы ребенок не срыгнул: если так случится, вам придется сжечь всю его одежду...»
Цивилизация упаковки, или почему казаться важнее чем быть Нарушение благопристойной картинки в семьях осмелившихся идти против течения: рожать больше обычного или усыновлять детей - карается строго. Осуждением, лишением помощи, вмешательством во внутренние дела семьи
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Простить маму В преддверии Прощеного воскресенья состоялся у меня довольно характерный диалог с одним батюшкой. Он считал, что я слишком категорична в своих суждениях о человеческой агрессии. Смысл его возражений сводился к общеизвестным постулатам: «все не без греха», «у каждого свои слабости», «с кем не бывает». Бывает, конечно, со всеми, тут не поспоришь. Только я боюсь, что сейчас не время для таких убаюкивающих формулировок. Да и никогда не время
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Как не унывать если ребенок заболел У меня двое детей-погодков, и они часто болеют: то сопли, то уши, то кашель. Я постоянно унываю по этому поводу. Несколько лет назад для меня была очень утешительна попавшаяся случайно книжечка одного священника — бывшего детского врача Алексея Грачева. Но, к сожалению, больше ничего на эту тему в православной литературе мне не встречалось
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Постабортный синдром: чем его лечить? Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Противники абортов нашли поддержку в Госдуме Думский комитет по делам общественных объединений и Синодальный отдел по делам молодежи выдвинули совместные антиабортные требования. Они требуют запретить рекламу абортов и частные абортарии, а также усилить пропаганду среди подростков. Относительно содержания пропаганды мнения разделились
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.