Среди исторических фигур начала ХХ века можно найти немало людей, которые боролись с Православной Церковью, но мало кому удалось продвинуться на этом поприще так далеко, как человеку, которого называли «перо» и «демон революции». На его совести лежат кампания по изъятию церковных ценностей, поддержка живоцерковников и попытка превратить священников в послушное орудие НКВД. Он был вторым по важности правителем в советском государстве после Владимира Ленина, отстаивал идею «перманентной революции», при жизни написал восторженную автобиографию, которая и сейчас не может оставить читателя равнодушным.
Но по-настоящему превосходно Лев Троцкий умел делать только одну вещь - писать о себе. Его статьи и идеологические рассуждения о марксизме сильно проигрывают его способности описывать события мировой истории так, что в ее центре мог находиться лишь он сам. Одна из первых строк книги «Моя жизнь» не оставляет никаких сомнений в том, какое исключительное место отводил себе Троцкий в истории России: «Год моего рождения был годом первых динамитных ударов по царизму».
Тот факт, что датой рождения «демона революции» было 7 ноября, лишь придало ему уверенности в собственной исключительности. После чтения «Моей жизни» у читателя остается лишь одно ощущение – во всем мире за исключением Ленина не было политика равного Троцкому по уму, преданности делу революции, умению писать, думать и принимать решения.
Отдадим должное автору книги – в том, что касается рассказов о себе и психологических портретов других людей, ему практически нет равных среди публицистов начала ХХ века. Двумя-тремя штрихами «перо» (такую кличку дали Льву Троцкому соратники по борьбе) создает законченный рассказ, портрет или характеристику события. Особенно интересно наблюдать за тем, как Троцкий выражает свое отношение к религии и ее служителям. Детские и юношеские впечатления этого человека могут служить ключом к тому, почему именно он возглавил наступление на Церковь в 20-х годах прошлого столетия.
Вот характеристика первого священника, которого видит маленький Лев: «Под Елизаветградом отец снимал землю у барыни Т-цкой… При ней состоит батюшка, тоже вдовый, любитель музыки, карт и многого другого. Барыня Т-цкая со вдовым батюшкой приезжает в Яновку пересматривать условия аренды. Им отводят зал и соседнюю комнату… После обеда я остаюсь в зале и вижу, как батюшка подсаживается к барыне Т-цкой и что-то очень смешное говорит ей на ухо. Отвернув полу рясы и вытащив из кармана полосатых брюк серебряный портсигар с монограммой, батюшка закуривал папиросу и, ловко пуская кольца дыма, рассказывает в отсутствие барыни, как она в романах читает одни только разговоры. Все улыбаются из вежливости, но воздерживаются от суждений, так как знают, что батюшка все передаст барыне, да еще и присочинит».
У читателя этих строк не остается никаких сомнений в том, что священник – человек неглубокий, двуличный, болтливый и возможно виновный в плотском грехе. Троцкий не произносит ни слова осуждения, но характеристика, данная от лица ребенка, – убийственна.
Незадолго до написания этой книги Троцкий в 1922 году рассказал членам Политбюро о том, что позиции Церкви сильны в сознании красноармейцев и аргументирует это наблюдением над людьми: «Против моего окна церковь. Из десяти прохожих (считая всех, в том числе детей) по крайней мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи». Эти зарисовки сильно влияют на антирелигиозную кампанию. Церковь предстает в них как реальный и опасный противник для большевизма, требующий немедленного уничтожения.
Причины ненависти Троцкого к любой религии были связаны с воспитанием. В своей автобиографии он говорит о том, что родители были нерелигиозными: «Отец не верил в бога с молодых лет и в более поздние годы говорил об этом открыто при матери и детях. Мать предпочитала обходить этот вопрос, а в подходящих случаях поднимала глаза к небесам». Эта ситуация не была уникальной для конца XIX века.
Надежда Крупская рассказывала, что в детстве была очень религиозной и отказывалась плюнуть на икону, хотя ее маленький приятель со ссылкой на родителей говорил, что «Бога нет». В «Моей жизни» Троцкий постоянно говорит о том, что люди, по долгу службы рассказывающие о Библии, были неверующими, как его учитель – еврей. Мальчик Лева обучающийся в реальном училище также запомнил преподавателя «Закона Божия», который сопровождал скептическими замечаниями всех неправославных.
Вслед Троцкому неслась фраза «А, еврейчики», сопровождаемая покачиванием головой. Острый ум подростка тут же сделал нужные выводы, и путь в христианство был закрыт для него навсегда. При этом Лев Троцкий старался сохранить видимость объективности. Находясь в эмиграции за границей, семья отдает своих детей учиться основам лютеранства «Так как в наших документах никакой религии не было указано, то мы выбрали для детей лютеранство, как такую религию, которая казалась нам все же более портативной для детских плеч и для детских душ. Преподавала закон Лютера учительница во внешкольные часы, хотя и в школе. Левику нравился этот урок, это было видно по его рожице, но он не находил нужным дома распространяться по этому поводу. Как-то вечером слышала, как он, лежа уже в постели, что-то шептал. На мой вопрос он ответил: "Это молитва, знаешь, молитвы бывают очень хорошенькие, как стихи"». Эта зарисовка показывает, что пламенный революционер допускал существование религии лишь в качестве некоего элемента культуры, но отрицал за ней право на всякую научность.
Самый отталкивающий портрет верующего человека связан у Троцкого с пребыванием в одесской тюрьме. Здесь «демон революции» был вынужден пользоваться лишь теми книгами, которые были в библиотеке.
Основным чтением политического заключенного были издания с кратким изложением истории Церкви и назидательными рассказами. После знакомства с этой литературой автор «Моей жизни» заявляет «Я знал все секты и все ереси старого и нового времени», а затем рассказывает о своих богословских спорах: «С жандармским унтером Миклиным я затевал при каждом подходящем случае богословские препирательства. Миклин был жаден, лжив, злобен, начитан в священных книгах и благочестив до крайности. Перебегая с ключами по звонким железным лестницам, он мурлыкал церковные напевы. "За одно, за одно единственное слово христородица, вместо богородица, - внушал мне Миклин, - у еретика Ария живот лопнул". "А почему теперь у еретиков животы в сохранности?" – "Теперь, теперь... – отвечал обиженно Миклин, – теперь другие времена»".
В этом эпизоде бросается в глаза не только отрицательная характеристика Миклина, но и весьма поверхностные знания о религии самого знатока ересей. Троцкий не способен указать на ошибку унтера: Богородицу христородицей называл не Арий, а Несторий - еретик, осужденный на III Вселенском соборе. Похвальба «демона революции» сыграла с ним злую шутку – происходит невольное саморазоблачение будущего гонителя Церкви, чьи знания о религии хотя и были достаточно глубоки, но имели пробелы даже в том, что касалось важнейших ересей.
Недооценка роли религии в человеческой жизни, убеждение в том, что образованный человек не может верить в Бога, отразились на особенностях антирелигиозной публицистики Троцкого. В статье «Водка, церковь и кинематограф», опубликованной в «Правде» 12 июля 1923 года он пишет: «В церковь ходят вовсе не по причине религиозности: светло в церкви, нарядно, людно, хорошо поют, – целый ряд общественно-эстетических приманок, которых не имеют ни фабрика, ни семья, ни будничная улица. Веры нет или почти нет. Во всяком случае, нет никакого уважения к церковной иерархии, никакого доверия к магической силе обрядности. Но нет и активной воли порвать со всем этим».
Верно подметив некоторые психологические аспекты народной религиозности, Троцкий сильно форсирует ситуацию, говоря о том, что победить религию поможет распространение кинематографа. Для автора статьи в «Правде» религия - это притворство, лекарство от скуки, сила привычки, но никак не то сильное, объединяющее, преображающее начало, которое Троцкий видел в революции. В «Моей жизни» борьба с царизмом приобретает религиозный оттенок, главный герой книги с самого рождения борется со всемирным злом, который воплощается в образе царя, Церкви, буржуазии, а затем и Сталина.
Всеми силами своей души Троцкий верит в революцию, и эта вера искажает его восприятие остальных предметов. Ирония истории состоит в том, что превосходный публицист, «демон революции» или ее апостол своей жизнью и статьями стал превосходным примером именно религиозного человека. Трагедия же Троцкого состояла в том, что революция или социализм оказались гораздо менее живучими, чем та Церковь, с которой он боролся.
В «Моей жизни» можно найти портреты двуличных революционеров, предателей дела Ленина, с которыми одинокий борец за новую веру ведет героическую, но безнадежную борьбу. Троцкий не смог одолеть Церковь, а его автобиография так и осталась трагическим свидетельством человека, всю жизнь боровшегося на стороне зла и уничтоженного этим злом. В этом смысле история демона революции повторяет историю Денницы, который упал с неба.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи 20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан. Его гонения на Церковь были последней попыткой уничтожить христианство. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть, как св. Константин Великий сделал христианство религией не только терпимой, но и предпочитаемой самим «кесаревым домом».
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
«Сталин – православный царь»: миф и реальность 60 лет назад скончался Иосиф Сталин, почитатели которого есть даже среди верующих. Некоторые считают его тайным христианином и русским патриотом, который якобы долго и методично шел к высшей власти в компартии, чтобы перебить ленинскую гвардию безродных космополитов и начать возрождать Российскую империю. Об истоках народного и официального мифотворчества и размышляет Андрей ЗАЙЦЕВ.
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Незабываемый Сталин: почему у нас любят монстров Доктор политических наук и специалист по имперской идеологии Святослав КАСПЭ размышляет о том, что такое национальное величие, почему нас тянет превозносить палачей, есть ли сегодня тоска по сильной руке, и могут ли такие чувства привести к власти нового Сталина
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Стоит ли убивать во имя веры? Четыреста сорок лет назад, 24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.