21 сентября 1452 года родился человек, которого одни считают предтечей Реформации, другие – фанатиком, уничтожавшим произведения искусства, а третьи – святым. Его звали Джироламо Савонарола, и за свою небольшую жизнь ему почти удалось на мгновенье построить «град Божий» на Земле. Этим городом была Флоренция. Где и завершилась жизнь монаха. Однако, не будем забегать вперед и посмотрим, почему этот человек пользовался таким влиянием, и почему горожане вскоре разочаровались в нем.Памятник Джироламо Савонароле в Ферраре, 1875 год
Будущий диктатор Флоренции родился в обеспеченной благочестивой семье и до 16 лет воспитывался под влиянием деда – Микеле Савонарола. Последний старался привить внуку любовь к наукам и крепкую веру в Бога.
О причинах ухода Савонаролы в монашество существует несколько версий. Одна из самых распространенных говорит о том, что юный Джилорамо сватался к соседской девушке – незаконнорожденной дочери знатной фамилии. Гордая девица якобы ответила юноше, что их род не может создавать семью с кем попало, на что тут же получила возражение, что законный сын достойных родителей совсем не горит желанием взять в жены бастардку. Часть исследователей при этом полагают, что отказ девушки не слишком повлиял на желание принять иночество, поскольку Джироламо хотел уйти в обитель.
По другой версии Савонарола принял решение отречься от мира после того, как услышал в церкви евангельские слова: «Оставь землю свою и дом отца твоего, иди в ту землю, которую я тебе укажу», но эта история слишком напоминает житийную мотивировку поступков праведника, а потому также не является слишком убедительной. Точно известно одно – в апреле 1474 года он бежит из дома в Болонью и поступает в доминиканский монастырь. Многие упоминают эпизод о том, что в последний вечер перед уходом Джироламо взял лютню и столь трогательно играл на ней, что его мать спросила, не является ли эта песня прощальной.
До наших дней дошло письмо Савонаролы к отцу с рассказом о том, почему он ушел в обитель. По большей части этот текст состоит из пересказа евангельских цитат и трактовки притчи о талантах, но в нем есть трогательный отрывок, показывающий, что юноше нелегко далась разлука с домом: «Скажу только, что настолько велика была моя боль и страдание мое, терзавшее сердце при одной только мысли о том, как мне предстоит вас покинуть, что если бы я обнаружил это чувство перед вами, то тогда и в самом деле сердце мое разорвалось бы на части прежде, чем я переступил бы порог отчего дома...».
В доминиканском монастыре проявились поэтические и научные таланты Савонаролы. Его стихи представляют собой благочестивые размышления молодого человека, написанные с нарочитым презрением к литературной форме. В дальнейшем это будет характерная черта его проповедей. Его манера выступать будет контрастировать с изящными гомилиями итальянских священников и епископов эпохи Возрождения, но зато будут содержать в себе глубокие знания Ветхого и Нового Заветов, что по достоинству оценят образованные люди того времени. Однако его первая попытка публичного выступления в храме в 1483 году окончилось провалом. Очевидцы отмечали, что на время проповеди в церкви осталось не более 25 человек, «считая женщин и детей», и после этого Савонарола два года читал проповеди в маленьком городке, пока не сделался пламенным обличителем пороков, известным на почти всю Италию. Однако отец Джироламо был не только обличителем греха, но и наставником монашествующих, причем некоторые из его советов вполне могут подойти и православным: «Да блюдет он язык свой, чтобы избежать не только речей непотребных, но и пустых и праздных, стараясь при этом не удлинять даже речей необходимых... Ничем демон не обманывает инока так, как говорливостью, отвлекая его таким образом от молитвы и размышления. Будучи однажды отторгнутым от них, монах утрачивает всякую силу духа, после чего лукавому ничего не стоит одержать победу над ним по прихоти своей».
Главным же оружием Савонаролы была его убежденность в том, что он выполняет пророческое служение. В его беседах цитаты из Библии часто переплетаются с собственными словами, а сам он неоднократно говорил о том, что темы для проповедей он получает от Бога. Высокая образованность, смелость и пророческий дар (некоторые из его предсказаний сбылись) в конце концов, приводят его во Флоренцию – город его триумфа и смерти. Это происходит в 1490 году, и с этого момента вся его проповедь и деятельность посвящены лишь двум вещам: желанию к скорейшему обновлению Церкви и обещанию, что Бог обрушит кару на Италию за ее грехи.
Между тем, Флоренция находилась далеко не в том положении, когда она могла бы не заметить публичных призывов к покаянию и обещаний различных бедствий от Бога. К приходу Савонаролы весь город был разделен на различные политические партии: знать боролась с бедняками, влиятельные семьи между собой. Не было спокойно и в Церкви - почти каждая обитель желала получить от Рима особый статус, хотя Флоренция была слишком горда, чтобы автоматически выполнять распоряжения Папы, если это не сулило никакой выгоды. Во главе всех интриг стояла семья Медичи, с представителями которой у Савонаролы и возникли первые конфликты. Сперва, будучи настоятелем обители Сан Марко, он нарушил традицию и не стал благодарить Лоренцо Медичи за свое избрание. Затем он неоднократно обличал его за не слишком благочестивую жизнь.
Положение Савонаролы ухудшилось, когда правителем Флоренции стал сын Лоренцо Медичи Пьеро, а Папой был избран Александр VI Борджиа. Сын Медичи запретил отцу Джироламо проповедовать, а конфликт с римским понтификом стоил нашему герою жизни.
Причиной обоих конфликтов стало желание Савонаролы одновременно реформировать и Церковь, и повседневную жизнь горожан. Папский престол он обличал в отходе от христианских заповедей, в предоставлении детям и родственникам Папы Борджия различных епископских кафедр. Рядовых же жителей Флоренции проповедник призывал отказаться от пороков, и устраивал публичные шествия с сожжением суетных вещей, в число которых попадали некоторые книги и картины, женские украшения и наряды. При этом отец Джироламо стал проповедовать лишь на одну тему – грядущие кары за грехи Церкви и Италии. Мрачный апокалиптик постепенно стал мешать и Александру Борджиа, и властям Флоренции, его реформы в период короткой диктатуры окончились провалом, и для Савонаролы настало время последних испытаний.
Александр Борджиа умел выжидать – и чередовал обличительные послания, угрозы интердикта (отлучения всей области от Церкви) с предложением Савонароле сперва места архиепископа Флоренции, а затем и кардинала. Поскольку монах не согласился на предложения Папы и продолжил обличать его в своих проповедях, Рим перешел к решительным действиям. После того как в 1498 году Савонарола публично сжег папскую анафему, Рим под угрозой интердикта потребовал выдачи монаха. 18 марта 1498 года отец Джироламо простился с народом, 7 апреля во Флоренции попытались устроить «Божий суд» через испытание огнем (тот, кто сможет пройти по костру туда-обратно и не обгореть, считается оправданным), но он не состоялся из-за обвинений в колдовстве. Пророка обвинили в трусости. На следующий день вооруженная толпа взяла монастырь Сан Марко штурмом, и Савонарола со своими сподвижниками был посажен в тюрьму. После многодневных жестоких пыток он подписал признания в том, что все его пророчества – ложь и обман. При этом даже очевидцы процесса говорили о сфабрикованности признания и приговора, что не помешало 22 мая 1498 года повесить, а затем сжечь Савонаролу, как еретика. Перед казнью над ним устроили обряд «расстрижения», и до нас дошли трогательные предсмертные слова страдальца к своим монашеским одеждам.
Через 50 лет Савонарола был оправдан Папой Павлом IV, но сама фигура этого монаха и проповедника до сих пор вызывает яростные споры. Не берясь давать окончательную оценку этой личности, отметим, что Саванарола произвел огромное впечатление как на молодого послушника Сан-Марко Михаила Триволиса, который потом удалился на Афон, и которого мы знаем как преподобного Максима Грека, так и на Микеланджело.
Дормиторий монастыря Сан-Марко во Флоренции. В кельях сохранились росписи. Некоторые из них выполнены фра Анджелико
Сошествие Христа во ад. Роспись келии, монастырь Сан-Марко во Флоренции
Фра Бартоломео. Изображение Савонаролы в виде католического святого Петра Веронского.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Мартин Лютер: перманентная революция 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах доктор Мартин Лютер прибил 95 тезисов. Этот день войдет в историю как начало Реформации. Реформы задумывались как спасение от гибели предавшейся роскоши Католической церкви и оживление веры в равнодушных, а привели к религиозному расколу Европы
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Одиночество Государя. Был ли император Николай II плохим правителем? Одна из самых трагических фигур русской истории – святой царь-страстотерпец Николай II. Каким он был человеком? Каким царем? Каким политиком? Сегодня на этот вопрос можно услышать самые разноречивые мнения. Своим видением личности государя с нашим корреспондентом поделился кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
«Истинной религией монголов была власть» Мы побеседовали с научным консультантом фильма "Орда", автором нескольких книг по истории Орды (последние из них — «Хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности)» и «Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта)» — вышли только что в издательстве «Евразия»), петербургским исследователем Александром ЮРЧЕНКО.
Карты на стол! В среде верующих людей карты пользуются дурной славой. Мало кто осмеливается признаться в пристрастии к игре публично. Даже если просто вечерами перекидывается с друзьями в канасту. Викентий АБРАМЯН, автор учебника по спортивному бриджу и организатор всероссийских и международных турниров, раскрыл перед нашим корреспондентом Анной ПАЛЬЧЕВОЙ все карты и рассказал об истории вопроса
Стоит ли убивать во имя веры? Четыреста сорок лет назад, 24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Троцкий: «демон революции» Среди исторических фигур русской революции мало кто мог сравниться с изощренности методов борьбы с Православной Церковью с человеком, которого называли «перо» и «демон революции». Лев Троцкий родился в знаменательный день – 7 ноября
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
«Сталин – православный царь»: миф и реальность 60 лет назад скончался Иосиф Сталин, почитатели которого есть даже среди верующих. Некоторые считают его тайным христианином и русским патриотом, который якобы долго и методично шел к высшей власти в компартии, чтобы перебить ленинскую гвардию безродных космополитов и начать возрождать Российскую империю. Об истоках народного и официального мифотворчества и размышляет Андрей ЗАЙЦЕВ.
Как чудеса изучают в Ватикане В Католической церкви «изучать чудеса» начали гораздо раньше нашего: не было такой отчужденности между верой и наукой, как в атеистическом СССР. Поэтому опыт западных христиан в этой области шире
«Волшебник страны Оз»: сквозь зеленые очки Фрэнк Баум и его «Волшебник страны Оз» впервые попали к русскому читателю в 1990 году и остаются в тени Александра Волкова и «Волшебника изумрудного города». А ведь Баум писатель талантливый и биография у него потрясающая – чем только не занимался, сколько раз разорялся, а все как Ванька-встанька: отряхнулся, вздрогнул, встал опять – покачивается и улыбается. Кто был Фрэнк Баум, вспоминаем накануне премьеры «Оз: великий и ужасный»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.