В среде верующих людей карты пользуются дурной славой. Мало кто осмеливается признаться в пристрастии к игре публично. Даже если просто вечерами перекидывается с друзьями в канасту. Викентий АБРАМЯН, автор учебника по спортивному бриджу и организатор всероссийских и международных турниров, раскрыл перед нашим корреспондентом Анной ПАЛЬЧЕВОЙ все карты и рассказал об истории вопроса.
Благородное занятие?
«…Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий… Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцену эту страсть со всеми ее пагубными последствиями. Умнейшие люди увлекались ею», — писал о карточной игре князь Петр Андреевич Вяземский, участник Отечественной войны 1812 г., друг Пушкина и Дениса Давыдова.
И аристократия, и даже духовенство в дореволюционной России любили перекинуться в вист и другими карточными играми тоже не брезговали. Наши же современники зачастую уверены в том, что в картах – а именно, в самих изображениях мастей – кроется нечто кощунственное. Главное, от чего отталкиваются поборники этой теории, это, конечно же, «крести». «В конце 19 — начале 20 века некий автор выпустил статью, где он решил сравнить «крести» (хотя правильно их называть трефы) с крестом и дофантазировал дальше», — рассказывает Викентий Абрамян, автор учебника по спортивному бриджу и организатор всероссийских и международных турниров, в настоящее время многодетный отец, организатор различных олимпиад и конкурсов среди школьников. Он, специально изучая этот вопрос, обнаружил, что ничего научного под собой эта статья не имеет – никаких исторических подтверждений версии о кощунственности мастей нет. К тому же источники расходятся в том, что же именно якобы пародируют карты: так, кто-то считает буби пародией на губку, а кто-то – на шляпку гвоздя. Тут уж у кого на что хватает фантазии.
А в царской России карты были не просто популярны. Давайте заглянем в путеводитель по тогдашней столице Санкт-Петербургу за 1903 год: «Доход от продажи игральных карт идет на содержание воспитательных домов, находящихся в обеих столицах, почему на одной из карт изображен герб Ведомства учреждений Императрицы Марии, в виде птицы, кормящей своих детей».
Впрочем, наш собеседник Викентий Генриевич не спешит с осуждением автора злополучной статьи, напрочь отбившей охоту у многих православных брать в руки карты: «Мы не знаем, какими мотивами руководствовался автор. Но, допустим, у него рядом была семья, где верующий человек был азартным игроком. И тогда он придумал для него эту историю. И если такая мотивация кого-то останавливает от того, чтобы играть в карты, то, я думаю, это, может, и хорошо». Бриллианты и желуди
Так что же представляют собой карточные масти на самом деле? Считается, что карты пошли из Древнего Китая. Первые летописные упоминания об «игре в листики» относятся к 9 веку. К 11 веку карты распространились по всей Азии, а в 14 столетии предположительно, через Египет, дошли и до Европы. Именно тут и оформились масти в их более-менее современном виде. В немецкой колоде наличествовали сердца, бубенцы, желуди и листья, в итало-испанской – кубки, монеты, палицы и мечи. Но самой популярной оказалась все же французская традиция. Она-то и завоевала весь мир. Как говорят, благодаря тому, что французские карты оказались самыми простыми в производстве.
В европейский странах, впрочем, до сих пор можно приобрести колоды для традиционных карточных игр, где масти будут обозначены иначе. Или, допустим, в Германии для популярной игры «скат» используют четырехцветную колоду: черви и трефы обычных красного и черного цветов, зато пики зеленые, а буби – желтые.
Кстати, и правильное название пресловутых трефов пришло к нам из французского. Оно буквально обозначает «лист клевера». А если мы возьмем, допустим, английские названия мастей, то пики называюся «лопата», а буби – «бриллиантами». Так что, возможно, теория о кощунственности карточных мастей могла родиться только на русской почве. Ведь именно в нашем языке трефы сравнивают с крестами. Подмоченная репутация
Скорее всего, настороженное отношение к картам наши современники вынесли из советского прошлого. За игру в карты можно было запросто попасть в милицию. И это не обязательно бывали хулиганы, режущиеся в буру в подворотне. «В институте я увлекся игрой в спортивный бридж. Это был 1988 год, и тогда это уже было легально. А со второй половины 70-х бриджистов буквально с турниров забирали в милицию. Несмотря на то, что играли кандидаты наук, ученые».
При этом некоторые школьные учителя сетовали на то, что, если бы в школах ввести обучение интеллектуальным карточным играм, дети от этого бы только выиграли. Ах, если бы заменить злосчастные трефы и бубны, допустим, на морковки и яблочки! Это можно было бы преподнести как инновационный методический материал!
Кстати, в академии НАТО в 60-е годы бридж был введен в качестве учебного предмета. Существует и множество других интеллектуальных карточных игр, сравнимых по сложности с шахматами. Например, тот же подкидной дурак, но в исполнении профессионалов, способных запоминать все сыгранные карты и в начале партии, «приняв» почти все карты, моделировать победную комбинацию.
Интеллектуальными карточными играми не гнушались и математики. А бриджем увлекались Уинстон Черчилль, Дэн Сяопин, Билл Гейтс, Уоррен Баффет и многие другие известные политики и бизнесмены.
В истории России, правда, и помимо советского времени были периоды гонений на карточные игры. Например, в Уложении Алексея Михайловича 1649 года играющих в карты велено было «бить в батоги» и даже «смертию казнить. И такое отношение царя можно понять: «Алексея Михайловича смущали не карточные игры, а сопутствующий им азарт: проигрывали за игрой не только крупные суммы, но даже поместья», — объясняет Викентий Абрамян. Карты, деньги, два ствола
Тут мы подошли к основной проблеме: помимо интеллектуальных, в картах существует еще и множество так называемых банковских игр. То есть когда денежная компонента «зашита» в сами правила игры. Без ставки ты не можешь сделать хода. Такие игры как раз довольно просты, им легко обучиться. Но в них легко и обмануть.
Как раз в такие банковские игры играли Пушкин и Крылов. Если игра идет на деньги, тут уже не до шуток. «Если вы где-то работаете, то вам дает эти деньги некая организация. А играя в карты на деньги, вы уже должны их забрать у конкретного человека, своего противника. Тут уже очевиден негатив», — считает Викентий Абрамян.
В спортивных карточных играх все устроено иначе. Каждый игрок платит взнос за возможность участвовать в турнире. И потом собранные деньги уходят победителю. То есть у игрока нет задачи обобрать человека, сидящего напротив. «В какой-то момент гонорары у бриджистов были, как у теннисистов. А потом в Америке, чтобы не было соблазна жульничать ради больших денег, до минимума сократили призовые. Популярность бриджа конечно от этого уменьшилась», — вспоминает наш собеседник.
В 1929 году в США получило огласку резонансное дело: домохозяйка Миртл Адкинс Беннет застрелила своего мужа Джона Беннета из его же оружия. Соли добавило то, что ссора произошла из-за игры в бридж: проиграв, Миртл обозвала мужа никчемным игроком, и у супругов завязалась страшная ссора. Газеты кричали, что причиной трагедии стала азартная игра. В историю это дело вошло как «убийство из-за игры в бридж».
Викентий Абрамян убежден в том, что сама игра здесь ни при чем, сколько таких случаев, например, в других бытовых конфликтах. Но одновременно он подчеркивает, что среда, сопутствующая карточным играм, негативна. Придя в Церковь, практически все бросают серьезные увлечения картами. Но не из-за кощунственности мастей. А потому, что постоянные многочасовые игры и образ жизни, сопутствующий этому, сложно совместимы с христианством. В среде игроков даже в высокоинтеллектуальный бридж практически нет верующих людей. Вот и наш герой ушел из бриджа вовсе не по настоянию духовника. Карты отпали сами собой. Когда-то будучи популяризатором бриджа, он с гордостью приводил слова известного английского писателя Соммерсета Моэма: «Была бы моя воля, я сделал бы обучение детей бриджу обязательным. В будущем это может оказаться для них весьма полезным, ибо в бридж можно играть до тех пор, пока хватает сил сидеть за столом и зрения различать карты. Когда сведены счеты со всем прочим — спортом, любовью, карьерой, — то бридж остается утешением и развлечением»: Но сегодня обучать своих детей бриджу он не спешит: «Какую беспросветную старость планирует людям писатель и сколь странное утешение в игре и желании развлечений».
Вот уже больше 10 лет Викентий Генриевич не брал в руки карты: «Иногда хочется сходить на турнир по спортивному бриджу, но это 3-4 часа, которые, естественно, лучше провести в кругу своей семьи, а не за игрой». Поиграем?
А вот как раз в кругу семьи карты могут отлично прижиться! И если вас смущают масти – распечатайте свои собственные карты на принтере. Тут у нашего героя имеется замечательное ноу-хау – можно заменить масти… картинами художников! Колода состоит из карт с изображениями картин четырех художников. Названия картин подписаны, достоинство карт – тоже. А вот имена авторов картин – нет. И ребенок, чтобы отличать масти, должен знать, кто что нарисовал. Сперва играют с подсказкой, где распечатаны карты с именами художников. А потом подсказку убирают, и ребенок играет по памяти. На таких картах можно играть практически в любые традиционные карточные игры. Только помимо устного счета дети будут еще и изучать искусство.
Правила многих детских игр, которые можно купить в магазинах, основаны на правилах карточных игр. В то же время, карты удобны, их можно легко взять в дорогу. Мы можем посоветовать несколько детских карточных игр. Популярная и простая игра Уно. Масти там различаются по цвету. Более мудреная игра Сет. Мастей здесь нет вообще, на картах изображены орнаменты. Задача игроков – найти орнаменты со сходными признаками.
Израильская игра Румми Куб, получившая в 1980 году престижную немецкую премию «Игра года» — это более громоздкий вариант, так как карты здесь заменены на плоские фишки наподобие домино. Но можно купить и дорожный картонный вариант игры. Правила сходны с играми из семейства «рамми». Это развлечение для всей семьи, ребенок запросто может выиграть у взрослого. К ней примыкает и карточная игра Phase 10 – опять же, масти тут обозначены просто различными цветами, — в которой для того, чтобы выиграть, игрок должен выложить определенные комбинации карт.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Волшебник страны Оз»: сквозь зеленые очки Фрэнк Баум и его «Волшебник страны Оз» впервые попали к русскому читателю в 1990 году и остаются в тени Александра Волкова и «Волшебника изумрудного города». А ведь Баум писатель талантливый и биография у него потрясающая – чем только не занимался, сколько раз разорялся, а все как Ванька-встанька: отряхнулся, вздрогнул, встал опять – покачивается и улыбается. Кто был Фрэнк Баум, вспоминаем накануне премьеры «Оз: великий и ужасный»
Из варяг в Кимры 23-24 июля в городе Кимры Тверской области прошел фестиваль исторической реконструкции раннего средневековья. Корреспондент НС побывал на этом фестивале и, кажется, неплохо провел уикэнд.
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Джонатан Свифт: священник-сатирик 19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Савонарола: попытка построить град Божий на земле 560 лет назад родился человек, которого одни считают предтечей Реформации, другие – фанатиком, уничтожавшим произведения искусства, а третьи – святым.
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
Одиночество Государя. Был ли император Николай II плохим правителем? Одна из самых трагических фигур русской истории – святой царь-страстотерпец Николай II. Каким он был человеком? Каким царем? Каким политиком? Сегодня на этот вопрос можно услышать самые разноречивые мнения. Своим видением личности государя с нашим корреспондентом поделился кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
«Сталин – православный царь»: миф и реальность 60 лет назад скончался Иосиф Сталин, почитатели которого есть даже среди верующих. Некоторые считают его тайным христианином и русским патриотом, который якобы долго и методично шел к высшей власти в компартии, чтобы перебить ленинскую гвардию безродных космополитов и начать возрождать Российскую империю. Об истоках народного и официального мифотворчества и размышляет Андрей ЗАЙЦЕВ.
Мартин Лютер: перманентная революция 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах доктор Мартин Лютер прибил 95 тезисов. Этот день войдет в историю как начало Реформации. Реформы задумывались как спасение от гибели предавшейся роскоши Католической церкви и оживление веры в равнодушных, а привели к религиозному расколу Европы
Владимир Мономах: восстановитель порядка О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича известно больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями не сходя с седла. Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в Собор всех святых, в земле Российской просиявших.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.