На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество 11 (70)'2011

Марфо-Мариинская обитель: новые направления добра


Версия для печати
24.11.11, 10:41

В 1906 году, спустя год после убийства великого князя Сергея Александровича, его вдова Елизавета Федоровна стала распродавать свои драгоценности и дорогие предметы искусства. В 1907 году на вырученные деньги княгиня основала Обитель милосердия, назвав ее в честь святых Марфы и Марии. Это название было выбрано не случайно: библейские сестры стали образом двух путей служения Господу — деятельного, через помощь ближнему, и созерцательного — через молитву. В наше время такое служение не менее востребовано — и сегодня Марфо-Мариинская обитель не только возрождает старые традиции, но и запускает новые проекты.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители

Вечные правила


Обитель милосердия, труда и молитвы стала первым подобным учреждением в России. В купленной великой княгиней усадьбе с большим садом на Большой Ордынке разместились кельи сестер, больница, амбулатория, аптека и классы для девочек из приюта при обители. Все сестры проходили курсы по минимальным медицинским знаниям, а больница обители считалась лучшей в Москве, работали там 34 врача. К 1918 году вместе с великой княгиней страждущим помогали 105 послушниц. В июле святая преподобномученица Елисавета была казнена в Алапаевске, до 1926 года, когда обитель фактически перестала существовать, сестры подвергались гонениям. Полностью восстановили ее в 2006 году, и с тех пор обитель живет по уставу, утвержденному еще Елизаветой Федоровной.

На сегодняшний день сестер четырнадцать, четверо — инокини. Сестры, как и до революции, могут быть крестовыми, которые дают обет, и испытуемыми, которые его не дают. Посвящение происходит по специальному чину, установленному еще великой княгиней. Крестовые сестры не являются монахинями в полном смысле этого слова, они находятся в переходном состоянии между монашеством и миром: дают обет отречения от удовольствий мира, чтобы посвятить себя служению Богу через служение ближним. При Елизавете Федоровне обет давался сроком на год, пять лет или больше. Сейчас никаких сроков не устанавливается. Любая из сестер может покинуть обитель, просто крестовая может сделать это только с благословения настоятельницы. Сестры постоянно живут в обители — в выстроенном еще великой княгиней сестринском корпусе на Большой Ордынке.

Настоятельница Марфо-Мариинской обители инокиня Екатерина (Позднякова)

— Четырнадцать сестер — это, конечно, мало, — рассказывает нынешняя настоятельница обители монахиня Екатерина (Позднякова). — Поэтому у нас работают и обычные люди, работают за зарплату. Это и профессионалы, вроде педагогов и врачей, и простые работники, которые помогают по хозяйству. А еще есть люди, которые хотят работать бесплатно. Мы знали о таких примерах, но в Европе. Когда человек, например, безвозмездно работает в благотворительной организации бухгалтером. Но нам всегда казалось, что это невозможно в России. Поэтому, когда начали появляться такие люди, мы были очень рады. Сейчас, например, как раз к нам хочет поступить женщина-волонтер на работу в группе дневного пребывания для детей-инвалидов.

Страха нет


«Никогда ничего не было унылого в жизни Марфо-Мариинской обители. Все было там современно, как внутри, так и снаружи. И кто бывал там, уносил прекрасное чувство», — писала Нона Грейтон, современница великой княгини. Но бед в те времена хватало: по воспоминаниям современников, в обитель за утешением и помощью постоянно приходили матери с больными детьми. Так же и сейчас: в одной только Москве насчитывается около 10 тысяч людей, больных церебральным параличом, и половина из них — дети. При обители работает Центр реабилитации детей с ДЦП. С 2010 года, когда он был открыт, в нем прошли лечение более 250 детей. Это вполне современное учреждение с новейшим медицинским оборудованием, специальными тренажерами и высококлассными специалистами. Раз в неделю там консультирует Ксения Александровна Семенова — основоположник реабилитации детей с ДЦП в России. Кроме того, в центре работают психологи. Как с детьми, так и с родителями, которым психологическая помощь часто нужна больше, чем детям. Родителям рассказывают, как правильно вести себя с ребенком. Сестра Екатерина говорит, что многие мамочки просто не знают, что делать со своими подрастающими больными детьми. Не знают, как правильно ребенка взять, поддержать, помочь. Часто даже боятся их тела. И, когда после курсов реабилитации их ребенок начинает ходить, чего отродясь не делал, очень удивляются.

Сестры пытаются сделать так, чтобы девочки из приюта чувствовали себя в обители почти как дома. Но главная задача - найти новые семьи для маленьких воспитанниц

Группа дневного пребывания и появилась после того, как сестры, каждый день общаясь с родителями больных ДЦП ребятишек, видели, как им тяжело и как катастрофически не хватает времени ни на что, кроме ухода за ребенком. А ведь помимо борьбы за здоровье малыша, силы нужны еще и на бесконечные сборы справок, чтобы подтвердить инвалидность, на получение талонов на памперсы, субсидий и всего того, что поможет маме с ребенком, буквально привязанным друг к другу, выживать. К сожалению, до сих пор многие отцы, узнав о диагнозе малыша, из семьи уходят.

Как выяснилось, временное пребывание без мам, чуть что бросающихся на помощь, сказывается благотворно на детях: ребята учатся элементарным бытовым навыкам, начинают сами себя обслуживать по мере возможностей. В отличие от других специализированных московских садиков для детей с ограниченными возможностями, в садик обители берут воспитанников с самым тяжелым течением болезни и занимаются с ними бесплатно.

Путь в семью


Как и в 1910-х годах, девочки не только получают хорошее образование в Свято-Елизаветинской гимназии, но и живут здесь почти как в родном доме. В приюте две группы: от 2 до 9 и от 11 до 15 лет. Попадают сюда по-разному: кто по заявлению родителей, кто из дома ребенка, кто по просьбе опеки

— Церковность и искренняя любовь к детям — основные критерии, по которым мы берем на работу педагогов, — рассказывает сестра Екатерина. — Ведь когда взрослые сами продолжают над собой работать, а не только «работают над детьми», в детском учреждении совершенно иная атмосфера. Но сделать так, чтобы детский дом был действительно домом для девочек, очень сложно, почти невозможно. Дети привязываются к воспитателям, как к своим родителям, а воспитатели могут уйти. А любовь ребенка не может прыгать с одного человека на другого. Поэтому мы стараемся как можно больше детей определить в семьи, для чего был создан Центр сопровождения семьи.

За год работы Центра реабилитации детей с ДЦП в нем прошли лечение уже 250 человек. Многие мамы не надеялись и на то, что их ребенок сможет сам себя обслуживать, а некоторые дети, пройдя лечение по новейшим методикам, смогли даже научиться ходить

Центр работает по трем направлениям: работа с кровной семьей детей, живущих в приюте, с целью помочь семье; работа с семьями, желающими усыновить или взять под опеку ребенка, для которых создана школа приемных родителей; сопровождение семьи, взявшей к себе приемного ребенка. Именно в первый год совместной жизни семья особенно нуждается в помощи.

Проводы в вечность


Елизавета Федоровна говорила, что в утешении нуждаются не только те, кого можно спасти, но и те, кому уже не помочь. Всю ночь она могла просидеть у постели умирающего, успокаивая и поддерживая его, и говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Хосписы для России — дело относительно новое, не все могут понять, зачем тратить время, силы и деньги, если человек все равно умрет. Сейчас в Марфо-Мариинской обители ведется реконструкция здания для детского хосписа. Когда откроется стационар, сказать сложно, еще очень многое предстоит сделать. Пока здание ремонтируется, уже с 1 октября начинает работать выездная хосписная детская служба. Это — врач, медсестры, психологи и социальные работники. Причем последние работают по двум направлениям: помогают по хозяйству и в оформлении различных документов. В диспетчерскую поступает звонок, и к ребенку выезжают сотрудники службы в том составе, который необходим по ситуации. В службу может обратиться любая семья, в которой ребенок страдает тяжелым неизлечимым прогрессирующим заболеванием. Сестра Екатерина рассчитывает, что в месяц будет обслуживаться около 200 таких семей.

Есть проблема — есть проект


Такое количество проектов просто удивительно для небольшого в общем-то коллектива. Складывается ощущение, что сестры обители и волонтеры хотят охватить все направления, по которым можно помогать.

— Все наши проекты небольшие, к их созданию нас привела сама жизнь и какая-то логика уже начатой деятельности, — говорит сестра Екатерина. — У нас нет цели создать как можно больше подразделений. Мы действуем по необходимости. Например, организовали детский лагерь для детей с ДЦП на Черном море, потому что им негде отдыхать. Можно сказать, что это — наш специальный проект. Но на деле лагерь просто был необходимостью, и мы это сделали. По принципу «есть проблема — есть проект».

Так же и Школа милосердия, изначально задумывавшаяся, как четырехмесячные курсы для женщин из регионов, чтобы они могли получить навыки по уходу за больными и обучиться основам социальной работы. В апреле начались эти курсы, в августе появились первые выпускницы, две остались испытуемыми сестрами в ММО. На первом съезде руководителей соцотделов епархий в июле 2011 года Святейший Патриарх сказал, что хотел бы видеть целый учебно-методический центр, в котором было бы много разных направлений. И в школе они появляются, например курсы по уходу за тяжелыми больными для родственников, где, помимо обучения уходу, читается курс лекций по духовному осмыслению болезней и страданий, курс лекций по основам психологии позднего возраста, консультируют врачи. Сестры обители планируют описать свой опыт социальной работы, чтобы вынести его в регионы, где он может стать стартовой площадкой для волонтерских организаций. Там начинать с чистого листа сложнее.

Опыт Королевства


Великая княгиня Елизавета Федоровна была внучкой английской королевы Виктории. Королевский дом Англии по сей день очень трепетно относится к памяти великой княгини, и в Лондоне есть общество друзей Марфо-Мариинской обители, куда входит принцесса Маргарита Баденская, принц Чарльз и многие другие. Весной Москву посетила Гейл Стюардсон, член общества, она останавливалась в обители. Сестры показали ей проекты, рассказали, как проходит в России социальная и благотворительная работа. И в августе у сестер был ответный визит в Англию.

— Мы видели, как устроены там социальные учреждения, были в оксфордском хосписе для детей и подростков, в лондонской детской больнице, в центре по работе со слепыми и слабовидящими людьми, — с воодушевлением рассказывает сестра Екатерина. — Нам удалось пообщаться со специалистом по инклюзивному дизайну. Это такая методика интеграции слепых и слабовидящих в помещения, ведь таким людям очень сложно ориентироваться в пространстве без помощи. Так вот этот дизайнер делает специальные дорожки с другой текстурой, поручни, двери контрастного со стенами цвета. Это — неоценимый для нас опыт. И сейчас мы продолжаем общение с коллегами по поводу работы с детьми-инвалидами и слепыми.

Адрес Марфо-Мариинской обители милосердия: г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 34.
Телефон: (495) 951-11-39.

Реквизиты:
Марфо-Мариинская обитель милосердия
ИНН 7706094941,
КПП 770601001,
р/с 40703810838250120610,
Люблинскоe ОСБ № 7977 г. Москва,
Сбербанк России (ОАО),
к/с 30101810400000000225,
БИК 044525225.

Текст: Диана РОМАНОВСКАЯ
Фото Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги: Монастырь  Благотворительность и милосердие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Марфо-Мариинская обитель: новые направления добра

В 1906 году, спустя год после убийства великого князя Сергея Александровича, его вдова Елизавета Федоровна стала распродавать свои драгоценности и дорогие предметы искусства. В 1907 году на вырученные деньги княгиня основала Обитель милосердия, назвав ее в честь святых Марфы и Марии. В наше время такое служение не менее востребовано — и сегодня Марфо-Мариинская обитель не только возрождает старые традиции, но и запускает новые проекты

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.