На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия


Версия для печати
27.08.12, 07:00

27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.


Преподобный Феодосий Печерский с житием (XVII век, Государственный Русский музей)

О жизни преподобного и первых годах существования прославленной обители мы узнаем, как минимум, из двух достоверных источников – Житии Феодосия Печерского (далее Житие), написанного Нестором до 1088 года, и из нескольких статей Повести временных лет (далее ПВЛ). В начале XIII века составителям Киево-Печерского патерика было известно еще древнее житие Антония Печерского, но его первоначальный текст был утрачен, а известное нам житие Антония Печерского появляется лишь в XVII веке в составе одного из самых поздних редакций Печерского патерика.

Несмотря на то, что оставшиеся два источника (Житие и ПВЛ) находятся между собой в сложных отношениях, а иногда в деталях и противоречат друг другу, мы имеем счастливую возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт. Мы также можем понять, какими правилами руководствовался игумен обители - преподобный Феодосий, превративший монастырь из пещерки в культурный и духовный центр Киевской Руси.

Все началось с маленькой пещерки на высоком берегу Днепра, которую облюбовал для себя «пресвитер Ларион», - будущий первый митрополит Киевский. Летописная статья под 1051 годом рассказывает о том, что пришедший с Афона преподобный Антоний находит эту пещерку и начинает там жить. Постепенно вокруг него собирается небольшой круг учеников, самыми известными из которых были преподобный Никон Печерский, умерший в 1088 году, преподобный Феодосий, и еще один игумен Печерской обители – сын знатного боярина по имени Варлаам. Под тем же годом ПВЛ говорит об увеличении братии до 12 человек. Антоний расширяет пещерку, устраивая в ней «церковь и кельи», ставит игуменом Варлаама, а сам удаляется в затвор.

Перед тем, как говорить о роли преподобного Феодосия в развитии маленькой обители, заметим, что средневековый хронист часто под одним годом группировал материал тематически, и в статью под 1051 годом могли войти события, произошедшие позже. Связано это было с тем, что хронисты выполняли свою работу через несколько десятков лет после произошедших событий. Над составлением летописи трудилось несколько человек, живших в разное время, которые использовали разные источники – монастырские записи или сведения, полученные на княжеском дворе.

Что же касается, Жития, то Нестор датирует события не датами, а упоминаниями о постах или двунадесятых праздниках или использует неопределенную временную или тематическую связку. Кроме того, в средневековых памятниках числа часто имеют не хронологическое, а символическое значение, так что и прямые указания на время не всегда помогают. Так, например, в древнейшем списке Жития говорится о том, что юный Феодосий «12 лет или более» пёк в Курске просфоры для церкви в соседнем городе, что не могло быть правдой, поскольку в момент принятия монашества он был еще очень молодым человеком. В результате мы не ни точную дату рождения Феодосия Печерского, ни времени его пострижения, ни его мирского имени. Достоверно нам известна лишь дата его кончины – 3 мая 1074 года.

Вскоре после того, как преподобный Антоний ушел в затвор, число иноков вновь возросло, и им уже сложно было находиться под землей. ПВЛ под 1051 годом говорит о том, что преподобный Антоний просит киевского князя Изяслава дать ему землю над пещеркой, и на этом месте строит первую церковь. Житие же приписывает строительство этого храма уже преподобному Феодосию. Здесь мы сталкиваемся с противостоянием двух традиций, которые ученые называют русской и греческой. Не дошедшее до нас житие Антония Печерского, под влиянием которого были составлены статьи об обители в ПВЛ, усиливало роль греков и преподобного Антония в создании монастыря, Нестор же отстаивает национальное русское значение обители, и отдает лавры строителя преподобному Феодосию. В этой детали отражается борьба Русской Церкви за независимость от Византии, и попытки киевского митрополита-грека усилить роль Византии. Очевидно одно, Печерский монастырь был подземным не больше 10 лет своего существования, а затем знаменитые ныне пещеры использовались как место для уединения отдельных иноков и как место их погребения.

После увеличения числа отшельников новому игумену Феодосию пришлось решать очень непростые задачи – необходимо было упорядочить жизнь обители и обеспечить ее экономически. Задача эта была непростой. Житие описывает нам множество подвигов святого, который помогал изготовлять материалы для книг, сам носил дрова и воду, а братия работала на огородах. Львиную долю основной части памятника, рассказывающей об игуменстве Феодосия, составляют рассказы о чудесном появлении закончившихся припасов: муки, масла для лампад или воска для свечей.

Частая нехватка самого необходимого в монастыре была напрямую связана с его статусом. В домонгольской Руси обитель могла быть княжеской или поддерживаться митрополитом. В обоих случаях иноки получали защиту и постоянное финансирование, в виде пожертвований на помин души или земельных вкладов. К началу игуменства преподобного Феодосия у Печерской обители не было ни княжеской, ни митрополичьей поддержки. Напротив, после пострижения Варлаама против воли его отца – знатного киевского боярина, на обитель обрушились гонения, и иноки на какое-то время покинули пещеру.

Отношения с митрополией тоже были очень непростыми. Митрополиту-греку очень не нравилась обитель, в которой по предположению М. Д. Приселкова под именем Никона скрывался бывший митрополит Киевский Иларион, отправленный в «отставку» после смерти Ярослава Мудрого. Лишь при преподобном Феодосии в нее постепенно стали поступать регулярные вклады от князей и бояр, что позволило святому расширить территорию и приступить к строительству храма. При этом игумен обители был фигурой выборной, и братья могла не согласиться с теми иными его деяниями или кандидатурой преемника. В Житии и ПВЛ описывается конфликт в обители, возникший сразу же после смерти святого, связанный с изгнанием нового настоятеля. Выборность игумена – одна из самых древних практик. Настоятеля обители могли выбирать простым большинством с помощью всей братии, советом, состоящим из авторитетных в монастыре старцев или единогласно.

К числу заслуг преподобного Феодосия и Житие и ПВЛ относят принятие Студийского устава и введение строгого общежительства. Святой лично обходил келии иноков, и смотрел, чтобы в них не появлялось лишних вещей, и монахи не могли есть вне трапезной. Лишь старым, больным и отшельникам разрешалось есть в себя в келии. Столь жесткие принципы киновии не могли сохраняться долго, и вскоре после смерти основателей обители между братией начались ссоры и разделение по имущественному признаку. Бедняки и больные часто оставались в пренебрежении, что описывают многие новеллы Киево-Печерского патерика.

Но при жизни преподобного Феодосия в обители не было больших конфликтов, напротив, игумен находил подход даже к нерадивым инокам, сбегавшим из обители и возвращавшимся в нее снова. При этом святой игумен ввел строгие правила первоначального искуса. Желающий стать монахом, должен был некоторое время ходить в мирской одежде, затем ему давали подрясник, затем постригали в рясофор и лишь после значительного испытательного срока человек становился настоящим монахом.

Житие Феодосия Печерского и летопись не дают нам представления о размерах денежных вкладах в обитель, ограничиваясь лишь упоминанием о земельных пожертвованиях, но постепенно Киево-Печерский монастырь стал одной из богатейших обителей, несмотря на то, что в 90-е годы XI столетия его разграбили половцы, а в 1240 году Киев был практически уничтожен нашествием Батыя. Житие напрямую связывает расцвет монастыря с молитвами преподобных Антония и Феодосия. ПВЛ рассказывает о том, что в 1091 году были обретены мощи преподобного Феодосия, а в 1108 году произошла канонизация этого подвижника.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Преподобные  Монашество  Монастырь  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.