Что читать детям? Вроде бы сказки. Открывают родители свою старенькую книжечку, где добро всегда побеждает, и в недоумении смотрят друг на друга: разве это можно читать ребенку? Мачеха разрубила падчерицу на куски и бросила их в корыто. Дровосеки распороли волку брюхо и достали оттуда бабушку и внучку. Живому медведю отрезали ногу, и он пришел требовать ее назад. Консультант по семейной педагогике и завуч начальной школы Елена Байдина рассказывает о том, что, когда и как читать детям.
«Кащей Бессмертный». В.М. Васнецов
Свирепый натурализм глазами родителей
Родительские форумы кипят:
– У меня есть книжка с русскими народными сказками, я там прочитала сказку про Лихо Одноглазое, с тех пор подходить к этой книжке боюсь...
– Да... Можно быть невероятно матерым волком, и не факт, что козлы толпой не растопчат. С этой стороны мне жаль волка стало, если б у меня дети были, я бы сам сказки для них сочинял, чтоб по справедливости все))
– Ой, мама. Прочитала сейчас нашу русскую сказочку – «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» называется – опять глаза повыкалывали, в бочку засмолили и плавать отправили. Что за мода такая?? А потом еще и на собственном молоке лепешки печь – полный финиш!
Родители пытаются дать рациональное объяснение такому свирепому натурализму, опускают подробности, меняют сюжет или вообще не читают сказки детям. Родители боятся. А дети? Им нравится. Скачет ребенок по дивану и с удовольствием скандирует: «Соломенна нога .... об одном сапоге... все молодки спят... три колодки спят... только бабка не спит... мою ножку варИт... мою шерстку прядЁт... мою кожицу сушИт... бабушку съееем! съеееем!..» Дети смеются. Ведь у детей свое восприятие, свои возрастные задачи. Завороженные ритмом, неотягощенные причинно-следственными связями, они запечатлевают древние образы сказок, улавливают что-то душой, а не умом.
Никто не знает, кто именно сочинял сказки. Поэтому говорят, что они народные, не авторские. Известно более 20 «бродячих сюжетов», т.е. одинаковых у разных народов (про мачеху и падчерицу, про третьего сына-дурака, про сражения героев и т.д.). Рождение похожих сюжетов в разных культурах (или ассимиляция чужих) свидетельствует о важности заключенных в них образов. Ведь сохранилось то, что люди хотели слушать и пересказывать. Образы, запечатленные в сказках, не нужно интерпретировать с точки зрения современного вкуса или бытовой логики. Они несут скорее внеисторические архетипические смыслы. Про это можно почитать у В. Проппа в книге «Исторические корни волшебной сказки».
Попытка внести современные или психологические смыслы в волшебную сказку в поисках «поучительности» кажутся неуклюжими и смешными: «вот Золушка – папа там подкаблучник, а сама Золушка – мазохистка больная. Будь я Золушкой – мачеха бы сама мне стирала…» Тенденция современных авторов «улучшить зло», т.е. сделать Бабу-Ягу смешной и нестрашной, убрать кровавые подробности, приукрасить текст находят поддержку у родителей: «купили мы с мужем книгу «Русские народные сказки» «классическую» с рисунками Билибина. Так там рисунок голого Кощея на коне, из одежды даже плаща с сапогами не было! Пришлось мне самой рисовать».
К слову сказать, ребенку и не требуется разъяснений. Родители, вспоминая детские впечатления, удивляются переменам в собственном восприятии: «недавно решила почитать... Когда читала лет в 6-8, всё было нормально. Зато сейчас таким ужасом показалось», «я тут недавно почитал сыну на ночь сказочку. Когда мне мама в детстве эту книжку читала (а книжка та самая, бабушка передала внуку), то я как-то не анализировал, а сейчас... да это же просто детям читать нельзя!»
Не читай мне про грустное
Занятно, что наши предки и наши родители, видимо, не боялись за наши неокрепшие души. А может, они их так укрепляли? Предлагая ребенку вариант «Красной шапочки», где Волк одумался и сел пить чай с пирожками, мы учим Добру? Зло в такой подаче остается неперсонифицированным, и мы оставляем детей беспомощными перед следующим этапом развития.
Нам становится смешно, когда дети начинают бояться. Помните рассказ В.Драгунского «Не пиф, не паф…»? Там мальчик до того переживал драматизм сюжетов, что известная считалка превратилась в вариант «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. Принесли его домой – оказался он живой». Нам кажется, что они плачут по каким-то безобидным, бессмысленным поводам: «а мой не хочет про Серого волка слушать, боится. Я говорю, так Волк же хороший, он Иван-царевичу помогал», «а я боялась колыбельной песенки про то, как «придет серенький волчок и укусит за бочок».
В возрасте 4-6 лет дети переживают «витальные страхи». Они могут бояться темноты, сказочных персонажей и вообще пессимистического развития событий: «не читай мне про грустное». Про какие-то их страхи мы вообще не догадываемся. Это может быть пятно на обоях, слив в раковине, соседка, чаинки в чае, темные окна в доме напротив. Дети разных социальных слоев и в разных странах переживают в этом возрасте сложные процессы душевного созревания. Вот тут-то сказочные персонажи и принимают на себя удар. Детям легче справится со страхом, олицетворенным в сказочном персонаже. Архитепические образы народных сказок помогают им принять в себя огромные пласты мировой культуры в форме, отточенной поколениями. Там Добро и Зло круче, чем наши представления о них, а душа человека мудрее, чем интеллект.
Как и что читать?
Возраст восприятия сказок колеблется примерно от 0 до 6 лет. Потом повторный интерес возникает с 9 до 12 лет, дети читают сказки сами или просят, чтобы им читали. Сперва, месяцев с 8-9, мы рассказываем сказки по картинкам, каждый раз повторяя один и тот же текст. «Покажи, где дед? как плачет?» Потом читаем книжки с картинками. Читаем и перечитываем. Потом с 4,5-5 лет можем читать книжки и без картинок. К 6-7 годам все сказки бывают прочитаны. С 9 лет наступает период, когда дети читают сказки сами. Они возвращаются к волшебным сказкам, читают сборники сказок народов мира, авторские сказки. Им интересно. В это же время наступает интерес к фольклорным страшилкам и кризис 9-летнего возраста.
Предлагаю вашему вниманию список сказок (конечно, неполный).
До двух лет: эти сказки мы сами знаем с детства практически наизусть, потому что без конца просили их нам рассказывать. Дети требуют, чтобы им рассказывали одну и ту же сказку по многу раз одними и теми же словами. Так и надо. Это у них такая потребность, они очень любят сказки с повторами в этом возрасте. Нужно, чтобы все рассказывали одинаково. Часто можно видеть такую картину: сидит малыш и «читает» вслух – листает книгу и точно воспроизводит текст каждой страницы: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Соломенный бычок», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Колобок», «Три поросенка», «Машенька и медведь», «Три медведя», «Мужик и медведь», «Гуси-лебеди», «Репка» и другие сказки с повторами.
После двух лет мы читаем волшебные сказки с более сложным сюжетом. Это не значит, что отказываемся от прежних, но расширяем круг чтения. Обычно дети сами дают понять, какую сказку хватит читать. Количество повторов уменьшается до 2-3: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По-щучьему велению», «Иван-царевич и Серый волк», «Гензель и Гретель», «Три царства», «Василиса премудрая и Кощей бессмертный», «Боб, уголек и соломинка», «Ворон Воронович», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и
другие сказки с волшебными элементами.
После четырех лет добавляем повествования с еще более сложными сюжетами. Некоторые сказки прочитываем всего один раз, но по просьбе ребенка перечитываем столько раз, сколько он хочет: «Аленький цветочек», «Финист - ясный сокол», «Джек –победитель великанов», «Златовласка», «Алладин и волшебная лампа», «Синдбад-мореход», «Волшебное кольцо», пересказы былин, исторические песни (в родительском пересказе), отдельные мифы и легенды народов мира.
И напоследок один совет – если сказка не нравится родителям, читать ее не нужно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Колыбельные для всей семьи»: поющая книга 7 апреля в 17-00 в культурном центре «Покровские ворота» состоится концерт для детей и взрослых и презентация уникальной «поющей» книги «Колыбельные для всей семьи» певицы Наталии Фаустовой и художницы Анны Силивончик.
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Расспросить дедушку и бабушку о детстве Людмила Улицкая начинает проект «После Великой Победы», призванный сохранить память о наших дедах и навести мосты между поколениями в русских семьях. Соавтором новой книги может стать любой, чье детство пришлось на послевоенные годы. Истории детства своих бабушек и дедушек можно присылать в проект «Сноб» и издательство «Астрель»
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Рождественские украшения и игры: Ангел с секретом Время ожидания Рождества — самое подходящее для того, чтобы подготовиться к празднику вместе с детьми. В совместном творчестве дети учатся озвучивать и отстаивать свои идеи, находить общее решение, а самое главное – получают ваше безраздельное внимание. Именно от этого мир для них наполняется любовью.
О том, как сделать подарки и украшения к празднику своими руками — Валентина БОНДАРЕНКО, преподаватель прикладного творчества кафедры Социальной работы ПСТГУ.
Простить маму В преддверии Прощеного воскресенья состоялся у меня довольно характерный диалог с одним батюшкой. Он считал, что я слишком категорична в своих суждениях о человеческой агрессии. Смысл его возражений сводился к общеизвестным постулатам: «все не без греха», «у каждого свои слабости», «с кем не бывает». Бывает, конечно, со всеми, тут не поспоришь. Только я боюсь, что сейчас не время для таких убаюкивающих формулировок. Да и никогда не время
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
Дети в детских домах не плачут: все равно никто не придет Я ничего не знаю про американских усыновителей. Зато знаю кое-что про шведских, а в контексте "продажи наших собственных детей за границу" это в принципе одно и то же. Так вот, мне посчастливилось в течение нескольких лет поработать переводчиком у шведов, приезжавших сюда усыновлять детей. И ни один вид деятельности ни до ни после не приносил мне такого удовлетворения и ощущения нужности и важности того, что я делаю. Прошло больше десяти лет, а я до сих пор помню почти все супружеские пары, с которыми довелось работать. И всех вспоминаю с теплом и благодарностью.
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Можно ли детям показывать «Хоббита»? Отвечают протоиерей АНДРЕЙ БЛИЗНЮК, который занимается миссионерской работой с молодежью, и преподаватель Димитриевской школы священник ДИОНИСИЙ ГУДЗЬ. Отцу Андрею предыдущая экранизация Толкиена Питером Джексоном – трилогия «Властелин колец» – понравилась, а отец Дионисий считает, что режиссер «убил все, что есть в книге»
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Что такое семейный тайм-менеджмент? 29 марта в Культурном центре «Покровские ворота» в 19.00 пройдет встреча с Екатериной Бурмистровой, психологом и матерью 10 детей.
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Успешные мамы Рассказы о жизни многодетных семьей кажутся порой какими-то "теоретическими", выдуманными и нежизненными, это может касаться как хвалебных, так и ругательных статей. Фотографы Евгений Глобенко и диакон Андрей Радкевич не рассказывают о мамах, а показывают их – красивых, счастливых и успешных.
Рождественские украшения и игры: Чудо-снежинки В волшебные снежинки могут превратиться даже зубочистки и ушные палочки! А дети в совместном творчестве увидят чудо преображения обычных предметов.
Идеи для подарков и декора
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Детский вопрос: если ребенок боится смерти Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.