На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 11 (70)'2011

Казаки-«отступники»: забайкальские казаки почитают Будду


Версия для печати
10.10.11, 11:30

Образ современного казачества расплывчат, его социальные функции не определены. Оттого и отношение к казакам в обществе подчас скептическое. Но не стоит торопиться с выводами. Забайкальские казаки, например, хорошо представляют, как могут послужить Отечеству. Корреспондент «НС» убедился в этом лично.

Атаман Четвертого пограничного отдела Забайкальского казачьего войска Николай Петрович Монкин на берегу реки Онон

Почитатели Белой Тары


В Забайкальском крае, в 40 километрах от монгольской границы по просьбе казаков благотворитель из Москвы построил православную церковь.

— Здесь фактически царит двоеверие, — рассказывает назначенный служить в станицу игумен Симеон (Зимняков). — У нас на границе в казачьих местах это еще не так заметно, но чем дальше на север и ближе к Бурятии, тем сильнее. Если корова потерялась, казак идет в дацан к ламе. У каждого ламы своя специализация: один — астролог, другой от пьянства «лечит», третий от спины заговаривает.

Буддисткое «место где живут духи». На подъезде табличка «Камень-котел Тогоон-Шулуун. Значение: учебно-просветительское, эстетическое». Духам жертвуют то конфету, то монету

Мы едем из читинского аэропорта в гости к приграничным казакам. Сибирская тайга за окном постепенно сменяется монгольской степью. Уже минут двадцать на дороге не попадалось ни одной машины, взгляду не за что зацепиться в однотипном пейзаже. От Читы до села Нижний Цасучей по прямой чуть больше 200 километров в юго-восточном направлении.

Здешние буддисты, не исключая лам, очень уважительно относятся к Церкви. После того как лама пошепчет заклинания над горьким молоком и даст русскому выпить, обязательно посылает «ставить свечки своему Богу». Путина с Медведевым ламы Иволгинского дацана вообще объявили воплощением богини Белая Тара. Буддисты почитают ее как божество справедливости и милосердия. Белая Тара «воплощается» в российских правителей со времен Екатерины второй, покровительствовавшей буддизму.

Потомственная казачка из поселка Первый Чиндант перед своим домом

Проезжаем дерево, на которое во множестве повязаны синие ленты.

— Буряты называют их «бархан», — объясняет отец Симеон. — Место, где живут духи. Чтобы умилостивить духов, проезжающие водители — и буряты, и русские — приносят им в жертву монеты, семена, конфеты, сигареты. Так поступают и те, кто считает себя православным.

Изолированность помогает процветать суевериям, и дело здесь не только в огромных расстояниях между населенными пунктами и отдаленности от Москвы. Во всей Забайкальской и Краснокаменской епархии сейчас на 117 приходов 27 священников. В Цасучее, куда мы сейчас направляемся, за три года сменилось три священника.

На следующий день, оказавшись на собрании казаков, я задал вопрос: «Кто из вас кидает подарки к бархану?» Руки подняли все, кроме атамана Ононской станицы. В тот же день я зашел к нему в гости, чтобы расспросить, как казаки дошли до жизни такой.

Станичный сисадмин


Ононской станицей называют объединение казаков Ононского района читинской области. Один район — одна станица. Из двенадцати приграничных районов станицы зарегистрированы в десяти. Все вместе они образуют Четвертый пограничный отдел Забайкальского казачьего войска, расположенный вдоль 1700 километров государственной границы с Монголией и Китаем. В Четвертом отделе в общей сложности состоит более 1200 казаков. Все старше тридцати пяти, все служили в армии, каждого Отдел может снабдить лошадью, у большинства есть огнестрельное оружие. Говорят, у атамана Отдела Николая Петровича Монкина в бетонное основание забора замурован затвор танкового орудия. В 90-е Петрович командовал танковой ротой. Когда начали расформировывать части, Петрович якобы выкопал из земли «тридцатьчетверку», служившую стационарной огневой позицией, и тягачом утащил в поселок, где установил на пьедестал в качестве памятника. Затвор с пушки он на всякий случай снял. Если металлодетектором его найти и поставить в танк, по крайней мере один выстрел сделать наверное будет можно.

Местный ДК сегодня превращен в центр казачьей культуры, где регулярно собираются юные казаки — пообщаться за чашкой чая и разучить казачьи песни

Мы сидим вместе с Петровичем и атаманом Ононской станицы Олегом Зайцевым на веранде у последнего.

— А телесные наказания у вас применяются?

— Было, — кивает атаман. — Казак избил свою жену, она пошла жаловаться атаману, а атаман пришел ко мне — так и так, чего делать. Говорю: «Собирай совет старейшин». Собрали, решили — двадцать пять нагаек. Я говорю: «Да вы офонарели! Не двадцать пять, а пять!» А казаку говорим: либо ты подписываешь заявление, что ты согласен, либо мы передаем заявление в милицию, и пойдешь года на три. Он подписал. Кто будет бить? Отец жены сразу: «Я!» Раздели казака по пояс, положили на лавку. Рядом жена сидит, только причитает: «Ой, ой». Потом неделю спину ему маслицем мазала. А он ходил по станице, хвастался. Как встретит кого, ну давай свою спину в шрамах показывать. Глядите, мол, какой я казак — настоящий, не то что вы все. Хотя для казака это позор должен быть.

— Но такие наказания скорее исключение — за пять лет первый и пока последний случай, — добавляет Олег.

Олег — федеральный госслужащий, фактически сисадмин. Атаман — в свободное от работы время.

— В девяностых был бум казачества, — рассказывает Олег. — Каждый кому не лень ходил в форме. Потому и стали говорить про таких казаков «ряженные».

Храм в селе Нижний Цасучей. На его строительство из Китая была выписана бригада бетонщиков — они и работают на совесть, и берут немного. Китайцы не подкачали — через три месяца объект был сдан. Заказчик в шутку велел «строить так, чтобы из Монголии видно было». До Монголии около 40 км, так что задача оказалась невыполнимой. Зато с любой точки поселка храм виден прекрасно

В 2003 Олегу неожиданно для него присвоили казачий чин. Видимо, запрос на вступление без его ведома послал тогдашний атаман. Олег занялся выяснением своей родословной и обнаружил, что со стороны обоих родителей его предки были казаками. Родители ему ничего не рассказывали, потому что сами толком не знали. В советское время, если человек открыто признавал, что имеет казачьи корни, у него могли быть неприятности. После появления в декабре 2005 года 154-го закона «О государственной службе казачества» все несколько упорядочилось: объединения казаков стали регистрировать в Минюсте и составлять списки казаков. Впрочем, атаман Отдела считает, что одного этого закона недостаточно. Местные казаки хотят, как это и было до революции, охранять границу и получать за это деньги.

Как нам защитить Россию


Если верить трехтомному труду офицера Забайкальского казачьего войска Анфиногена Васильева «Забайкальские казаки» (Чита, 1916-1918 гг.), казаками называют вольных людей, которые по складу своего характера или жизненным обстоятельствам не хотят или не могут жить в центральных районах государства и уходят на его окраины, образуя общины. «Эти люди, предпочитающие новое старому, неизвестное известному, составляют самую отважную, самую воинственную часть населения. В истории колонизации они имеют великое значение как проводники, пролагатели пути к новым селищам, — пишет Васильев. — Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому расположению России, по открытости ее границ». Казаки могли жить там, где «никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага».

Атаман пограничного отдела Петрович, заядлый охотник и рыболов, украсил нагайку копытом подстреленной им на охоте косули. В кожаный мешочек на конце нагайки для большей хлесткости вшита пуля. Саблю атаман держит ненаточенной — чтобы внуки не порезались

— Краевая администрация нас побаивается, — говорит Петрович. — На собрании министр культуры меня спросил: «А вы против нас оружие не повернете, авантюристы?»

— Ну ты, Петрович, точно авантюрист, — вступает в разговор станичный атаман.

— А если б казаки не были авантюристами, Сибирь и Аляску не завоевали бы!

Предложения у казаков вполне конкретные. Во-первых, вернуть в администрацию края советника по делам казачества. Атаман предлагает выбирать советника голосованием казаков. Не нравится — собрались в круг и сняли советника, другого поставили. Второе — решить вопрос о государственной службе на границе.

Казаки вместе с участковым патрулируют Нижний Цасучей на полицейской машине

Схему привлечения казаков к службе атаман предлагает простую. В Ононском районе две пограничные заставы. По штату на каждую положено 35 человек. Реально на каждой несут службу от силы пятнадцать. Устроиться контрактником на границу очень сложно — проверки ФСБ и сбор справок занимают около двух лет. А станица может прямо сейчас выставить 32 казака, по 16 на каждую заставу. В наряд на патрулирование будут выходить четыре человека с контрактником во главе группы. Через месяц этих казаков меняет вторая смена, а первая на месяц отправляется по домам. Но при этом казаки на отдыхе остаются готовыми по тревоге прибыть на заставу. «По степи от конного никто не уйдет, — рассуждает атаман Отдела. — Можно, конечно, и на джипе передвигаться. Но джип слышно издалека, а коня — нет». Николай Петрович разговаривал на эту тему с начальниками трех погранотрядов — Даурского, Мангутского и Приаргунского, и все трое высказали полное одобрение.

— Оплата — через атамана станицы, — продолжает Петрович. — Отслужил месяц — получи свои 80 тысяч.

— От тебя раздуло, 80 тысяч! — усмехается Олег.

— Шучу. Мы в план заложили 25-30. Главное — будет работа, будут и люди! А сейчас молодежь отсюда бежит.

Их бы силу да в мирное русло


Сейчас ситуация доходит до абсурдного. Так, в 2009 году, по словам Николая Монкина, казаки Аргунской станицы на охоте поймали нарушителя-китайца и привели в военную часть. Китайца передали в Китай, а казаков посадили под арест и заставили полдня писать объяснительную — что они делали в приграничной территории. Хотя от дома казаки отошли примерно на два километра. Теперь они нарушителей не ловят.

Чита — центр Забайкальского края. Современные путеводители называют ее «обновленным, процветающим городом». На фото: читинские студенты первого сентября на центральной площади

— Идут за лосем, видят — китаец корни копает. Они его из карабина щелк, и в реку сбрасывают.

— Да это байка, Петрович!

— Нет не байка! Казаки мне сами рассказывали.

В апреле 2009 года в приаргунском погранотряде атаман Владимир Зырянов принес на встречу с представителями органов власти петли, силки и капканы, которые ставят китайцы на нашей территории.

— Они ходят через границу, и все об этом знают, — негодует Николай Петрович.

Как офицер запаса и бывший военком района, он на короткой ноге с местными военными. Но виноваты, по его словам, не пограничники:

— Мы их очень любим и уважаем. Они и так каждый за троих служат. Просто их мало.

Некоторые возможности для государственной службы, по крайней мере в Ононском районе, у казаков все-таки есть. В районе живет около 12 тысяч человек. На одного участкового приходится восемь деревень, из которых ближайшая в восьми километрах, а самая дальняя — в ста. С мая 2011 года каждую субботу два казака помогают сотрудникам полиции патрулировать территории, а во время массовых мероприятий на службу заступает усиленный наряд с нагайками. Правда, берут их скорее для солидности. Применять физическую силу казаки не имеют права — не позволяет закон о добровольных дружинах. Казаки Приаргунской станицы также в качестве эксперимента брали под охрану администрацию своего района и детский оздоровительный лагерь.

Поселок Агинское, райцентр Агинского бурятского национального округа. Свято-Никольский храм возведен трудами крестившегося бурята Петра Бацмаева. Императрица Александра Федоровна пожертвовала храму утварь, иконы, облачения и книги , а Николай II — 10 тыс. на строительство. На втором плане — поселок для молодых семей, построенный по инициативе Иосифа Кобзона. В 1997 г. певец прошел в Госдуму как депутат от Агинского округа

«Учить нас надо!»


По дороге к очередной достопримечательности у нас с Николаем Монкиным заходит разговор о вере.

— У нас тут эти приезжали, как их... Сатанисты, иеговисты?

— Баптисты?

— Точно, баптисты! Но не прижились. Приходите, говорят к нам. Будем Библию изучать. Не, не пойдем. А православные священники, конечно, грамотные ребята, ничего не скажешь. Рассказывали нам о вещах, о которых мы и понятия не имели. Знаешь, например, почему Иисус Христос такой великий святой?

— В смысле Бог?

— Ну да, Бог. Он ворота рая потому что открыл. Это нам отец Димитрий рассказал. Очень мы его любили. Народ сам шел к нему креститься с окрестных сел. Крестил сразу по 60, 80 человек в реке Онон или в озере. Там же — у поклонного креста на берегу Онона — собирался и первый казачий круг, и казаки давали клятву. Потом нам дали другого священника. Он здесь не жил, а приезжал изредка. Сейчас вот опять нового дали, он тоже здесь не живет. Уж мы просим-просим — дайте нам поженатого и чтобы здесь жил. Раньше была вера в коммунизм, но Союз развалился, и этой веры не стало, а взамен ничего не дали. Человеку совсем без веры нельзя. Есть и совсем неверующие, но они, наверное, в сумасшедшем доме живут. Только с Православием можно восстановить здесь казачество. И только с казачеством — восстановить Православие.

Игумен Симеон (Зимняков) в алтаре нового храма в Нижнем Цасучее

Войсковой священник забайкальского казачьего войска игумен Димитрий (Елисеев) настроен оптимистично, ведь теперь у казаков появилась своя церковь. Местный приход уже проявил себя как один из самых активных в Забайкалье. Каждый казачий круг начинается не просто с молитвы, а с крестного хода. Поклонный крест на берегу Онона был установлен именно по инициативе казаков и на их же деньги.

— Они слабо воцерковлены, но ведь и жизнь прихода началась недавно, — замечает отец Димитрий. — Казаки, как губка, готовы впитывать все, что наставник в вере будет им давать.

— Учить нас надо! — вторит священнику Петрович. — Храмы строить. Такие, чтобы человек, войдя, почувствовал свое ничтожество перед Богом. Вот ты мне рассказываешь, что нельзя кидать монетки духам, а я ведь ничего этого не знаю! И мне обидно, что не знаю, хотя и должен! Ведь я атаман, мне по должности положено знать!

Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати

Тэги: Епархии  Казаки  Нравы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.