На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 11 (70)'2011

Одинок ли человек перед лицом смерти?


Версия для печати
25.11.11, 10:18

Перед лицом смерти человек, как бы ни был связан с другими, остается один. Но там, где горький опыт греха, скорбей, неверия, расшифровывая понятие «один», шипит: «Одинок!...Одинок!..», вера находит другое слово: «Един».



«…Мы с женой прожили тридцать два года, как в институте на втором курсе познакомились, так и всю жизнь… Любовь с первого взгляда, да. И темы для курсовых брали одинаковые, и в геологические экспедиции вместе мотались, и песни у костра любили одни и те же. И двух дочерей вырастили. Такая длинная жизнь, а оглянешься — пролетела в один миг. Рак подвел черту. Был он у нее скоротечным, за год сгорела, чем только ни лечили. Я прошел с ней всю болезнь, шаг за шагом, держа ее за руку от первого дня до последнего. Почти до последнего. Умирала она дома — из клиники выписали, что толку терзать процедурами, про исход все понимали: и врачи, и я, и она. Болезнь она в сознании провела, хотя и наркотики прописали, но принимала она их редко, только когда совсем невмоготу, терпела, характер был крепкий, ее за упорство и твердость духа еще в институте дразнили — Нинка-Гвоздик… Так и ушла — практически в сознании. Нет, батюшка, вы не подумайте, я не жалуюсь, я все пережил и принял, пять лет уже прошло. Люблю ее по-прежнему, никто мне ее не заменит, и я ж все-таки какой-никакой, а верующий, верю, что снова встретимся в жизни вечной с ней. Но вот одного только понять и принять не могу до сих пор. В последние два дня она меня гнала от себя. Всегда меня звала, когда ей плохо, нуждалась во мне, чтоб рядом был, в руку вцепится, зубы сожмет и терпит боль — а в последние два дня как будто позвало ее что-то… Как веревочка стала рваться. И не просто из жизни стала уходить — но и от меня тоже. Сказала, как прогнала: «Саш, ты иди… пожалуйста. Мне теперь самой надо…» Я вышел из комнаты, думаю, ну перетерпит, плохо ей, часок обожду. Курил на кухне… А потом через час захожу в комнату — а она все. Ушла… ушла без меня. Понимаете, батюшка? Без меня. Вот это — не укладывается пока в душе… Мы ведь клялись жить и умереть вместе. Ну почему, почему она так?!»

Любой приходской священник похожих рассказов может припомнить немало. Да и не только священник.

«Крепка как смерть любовь» — читаем мы в Священном Писании, в Песни Песней, и доподлинно знаем, что это — правда. Знают это те, кто сквозь бури и суету мира пронес эту любовь, сохранил и приумножил, кто прожил бок о бок с любимыми не один десяток лет. Но знаем мы и другое — трагическую реальность одинокости человека перед лицом грозных «последних» вещей, из которых первая и главная есть смерть. Самим собою, голым, как первозданный Адам, как ребенок, голым входящий в мир, предстает человек в известном стихотворении испанского поэта Хуана Рамона Хименеса:

Бесконечна ночь утраты,
и темна стезя.
Умирающий уходит —
и вернуть нельзя.
Он все дальше от надежды
на пути своем.
Но несбыточней надежда
умереть вдвоем.
И не легче пригвожденным
к одному кресту.
Все равно уходит каждый
на свою звезду.
(перевод А. Гелескула)

Действительно, перед лицом смерти человек, как бы он ни был связан с другими, остается один… Но там, где горький опыт греха, скорбей, неверия, расшифровывая понятие «один», шипит: «Одинок!...Одинок!..», вера находит другое слово: «Един».

Смерть — неестественна. Вся суть христианства передана в словах пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Как при смерти душа человека выдирается из тела, так и он сам отдирается от тех, кого любит, с кем сросся в жизни, — но это состояние неестественно, оно не создано Богом и должно быть изжито, побеждено, преодолено — и уже побеждено пришествием Бога в мир, Его крестным подвигом и воскресением. Смерть стала не окончательной гибелью, а — через Христа — мучительным, но животворящим переходом в дальнейший этап жизни вечной. Факт «умирания в одиночку» и затем предстояния на Суде, на котором каждый отвечает именно за себя, напоминает нам о том, что мы едины в себе как личности, не похожи ни на кого и не слиты в сплошной массе, что каждый из нас имеет свое бессмертное «я» — как имеет свое «Я» (как одну из Своих Ипостасей) Бог, который также Един.

Да, скажет кто-то, но ведь Богу не бывает так одиноко, как нам, Он не просто Един, Он — Триедин? Не бывает, ответим мы, но зачем тогда Он создал человека — разве не из любви, ради того, чтобы дать Свою Любовь? Тайна Троицы — все-таки тайна (сколько бы объяснений ее мы ни прочли в книгах богословов… Любителям чересчур вдаваться в эту тайну и подвергать Бога анализу нашего смертного земного разума когда-то с иронией сказал святой Патрик, просветитель Ирландии: «Вот видишь, клевер — листочка на нем три, а стебель один…Ты не можешь объяснить даже, почему простой клевер так устроен? Так как же можешь объяснить тайну Троичности Бога?»). Мы веруем, что Бог — Триедин, и точно знаем только одно — зачем нам в это веровать: отношения Лиц Троицы, отношения любви и согласия между собой — закон любви и для нас. Триедин — но Един: Его личность мы не спутаем ни с кем, ведь любить можно только того, кто неповторим для нас.

Да, если смотреть на мир его же, падшего грешного мира, глазами, каждый из нас умирает в одиночку. Но в том-то и дело, что смерть — дело преходящее, и, воскреснув вслед за Христом, мы более никогда не будем одиноки. Помните слова Христовы в Евангелии, когда Он говорит о семье и брачных узах: «…ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22: 30). Сколько ни читать комментариев, эти слова, относящиеся к жизни будущего века, тоже пока в полноте остаются для нас — тайной. И каждый делает свои выводы. Кто-то — о том, что мы будем скучными бестелесными духами, лишившимися опасностей и потрясений плоти — но и ее радости и великолепия, духами, зависшими в небесной пустоте в коконе своего вечного одиночества. А кто-то — о том, что наша земная любовь и наше земное единство, избавленные наконец от греха, станут у Бога таким сияющим чудом, такой всецелой полнотой жизни, таким раскрытием наших неповторимых личностей, какие мы сейчас не в силах и представить себе.

иерей Сергий КРУГЛОВ

Версия для печати

Тэги: Одиночество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.