Перед лицом смерти человек, как бы ни был связан с другими, остается один. Но там, где горький опыт греха, скорбей, неверия, расшифровывая понятие «один», шипит: «Одинок!...Одинок!..», вера находит другое слово: «Един».
«…Мы с женой прожили тридцать два года, как в институте на втором курсе познакомились, так и всю жизнь… Любовь с первого взгляда, да. И темы для курсовых брали одинаковые, и в геологические экспедиции вместе мотались, и песни у костра любили одни и те же. И двух дочерей вырастили. Такая длинная жизнь, а оглянешься — пролетела в один миг. Рак подвел черту. Был он у нее скоротечным, за год сгорела, чем только ни лечили. Я прошел с ней всю болезнь, шаг за шагом, держа ее за руку от первого дня до последнего. Почти до последнего. Умирала она дома — из клиники выписали, что толку терзать процедурами, про исход все понимали: и врачи, и я, и она. Болезнь она в сознании провела, хотя и наркотики прописали, но принимала она их редко, только когда совсем невмоготу, терпела, характер был крепкий, ее за упорство и твердость духа еще в институте дразнили — Нинка-Гвоздик… Так и ушла — практически в сознании. Нет, батюшка, вы не подумайте, я не жалуюсь, я все пережил и принял, пять лет уже прошло. Люблю ее по-прежнему, никто мне ее не заменит, и я ж все-таки какой-никакой, а верующий, верю, что снова встретимся в жизни вечной с ней. Но вот одного только понять и принять не могу до сих пор. В последние два дня она меня гнала от себя. Всегда меня звала, когда ей плохо, нуждалась во мне, чтоб рядом был, в руку вцепится, зубы сожмет и терпит боль — а в последние два дня как будто позвало ее что-то… Как веревочка стала рваться. И не просто из жизни стала уходить — но и от меня тоже. Сказала, как прогнала: «Саш, ты иди… пожалуйста. Мне теперь самой надо…» Я вышел из комнаты, думаю, ну перетерпит, плохо ей, часок обожду. Курил на кухне… А потом через час захожу в комнату — а она все. Ушла… ушла без меня. Понимаете, батюшка? Без меня. Вот это — не укладывается пока в душе… Мы ведь клялись жить и умереть вместе. Ну почему, почему она так?!»
Любой приходской священник похожих рассказов может припомнить немало. Да и не только священник.
«Крепка как смерть любовь» — читаем мы в Священном Писании, в Песни Песней, и доподлинно знаем, что это — правда. Знают это те, кто сквозь бури и суету мира пронес эту любовь, сохранил и приумножил, кто прожил бок о бок с любимыми не один десяток лет. Но знаем мы и другое — трагическую реальность одинокости человека перед лицом грозных «последних» вещей, из которых первая и главная есть смерть. Самим собою, голым, как первозданный Адам, как ребенок, голым входящий в мир, предстает человек в известном стихотворении испанского поэта Хуана Рамона Хименеса:
Бесконечна ночь утраты,
и темна стезя.
Умирающий уходит —
и вернуть нельзя.
Он все дальше от надежды
на пути своем.
Но несбыточней надежда
умереть вдвоем.
И не легче пригвожденным
к одному кресту.
Все равно уходит каждый
на свою звезду.
(перевод А. Гелескула)
Действительно, перед лицом смерти человек, как бы он ни был связан с другими, остается один… Но там, где горький опыт греха, скорбей, неверия, расшифровывая понятие «один», шипит: «Одинок!...Одинок!..», вера находит другое слово: «Един».
Смерть — неестественна. Вся суть христианства передана в словах пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Как при смерти душа человека выдирается из тела, так и он сам отдирается от тех, кого любит, с кем сросся в жизни, — но это состояние неестественно, оно не создано Богом и должно быть изжито, побеждено, преодолено — и уже побеждено пришествием Бога в мир, Его крестным подвигом и воскресением. Смерть стала не окончательной гибелью, а — через Христа — мучительным, но животворящим переходом в дальнейший этап жизни вечной. Факт «умирания в одиночку» и затем предстояния на Суде, на котором каждый отвечает именно за себя, напоминает нам о том, что мы едины в себе как личности, не похожи ни на кого и не слиты в сплошной массе, что каждый из нас имеет свое бессмертное «я» — как имеет свое «Я» (как одну из Своих Ипостасей) Бог, который также Един.
Да, скажет кто-то, но ведь Богу не бывает так одиноко, как нам, Он не просто Един, Он — Триедин? Не бывает, ответим мы, но зачем тогда Он создал человека — разве не из любви, ради того, чтобы дать Свою Любовь? Тайна Троицы — все-таки тайна (сколько бы объяснений ее мы ни прочли в книгах богословов… Любителям чересчур вдаваться в эту тайну и подвергать Бога анализу нашего смертного земного разума когда-то с иронией сказал святой Патрик, просветитель Ирландии: «Вот видишь, клевер — листочка на нем три, а стебель один…Ты не можешь объяснить даже, почему простой клевер так устроен? Так как же можешь объяснить тайну Троичности Бога?»). Мы веруем, что Бог — Триедин, и точно знаем только одно — зачем нам в это веровать: отношения Лиц Троицы, отношения любви и согласия между собой — закон любви и для нас. Триедин — но Един: Его личность мы не спутаем ни с кем, ведь любить можно только того, кто неповторим для нас.
Да, если смотреть на мир его же, падшего грешного мира, глазами, каждый из нас умирает в одиночку. Но в том-то и дело, что смерть — дело преходящее, и, воскреснув вслед за Христом, мы более никогда не будем одиноки. Помните слова Христовы в Евангелии, когда Он говорит о семье и брачных узах: «…ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22: 30). Сколько ни читать комментариев, эти слова, относящиеся к жизни будущего века, тоже пока в полноте остаются для нас — тайной. И каждый делает свои выводы. Кто-то — о том, что мы будем скучными бестелесными духами, лишившимися опасностей и потрясений плоти — но и ее радости и великолепия, духами, зависшими в небесной пустоте в коконе своего вечного одиночества. А кто-то — о том, что наша земная любовь и наше земное единство, избавленные наконец от греха, станут у Бога таким сияющим чудом, такой всецелой полнотой жизни, таким раскрытием наших неповторимых личностей, какие мы сейчас не в силах и представить себе.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Постабортный синдром: чем его лечить? Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта
Нам не спастись по одиночке! Экзистенциальная философия и психология признали человека изначально одиноким, потому что не нашли основы для общности людей, путей к пониманию друг к друга. При этом именно одиночество они называют главной проблемой человека, которую как-то нужно бы решить, но решение неизвестно. Христианская вера видит эту общность в Царстве Небесном, которое начинается здесь, на земле, и в котором одиноких не может быть в принципе. Решение есть. Почему же столько страдающих от одиночества: семейных, несемейных, веселых, с активной жизненной позицией, умных и красивых?
Одиночество: одно на всех У человека есть он сам, друзья, работа, приносящая радость. При этом он признается, что одинок. Зачем дается одиночество? Когда надо его принять, а когда — бороться? Ответов нет, есть разный опыт
Наедине с Другом Когда есть счастливая семья, друзья и работа, одиночество превращается в благо, которого можно только желать. Для чего?
Алексей Осипов: Во многих оскудела любовь Заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов прокомментировал манифест Дмитрия Виноградова, в четверг неожиданно расстрелявшего своих сослуживцев. Манифест утверждающий, что человечество должно быть уничтожено, собрал более 11 тысяч «лайков».
Главный Друг, или с Кем преодолеть одиночество «Я одинок, и у меня никого нет» — эту жалобу можно услышать не только от пожилого человека, похоронившего всех родственников и друзей, но и от людей молодых и даже вполне успешных. О том, откуда берется чувство одиночества, как его пережить и есть ли в нем что-то положительное, — протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого царевича Димитрия при ГКБ № 1, председатель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности.
Новый год для одиночки Для людей бессемейных Новый год бывает пыткой. В отличие от тех, кому есть с кем встретить «новое счастье», они остаются один на один со своим «старым». Даже новогодня компания – зачастую это семья друзей,– превращается для них в новогоднюю одиночную камеру с толпой народа. Какое чудо сможет преодолеть их новогоднее одиночество?
Как выйти замуж? Почему нередко умные и красивые женщины — не замужем? Женщины часто ищут причину в себе — что со мной не так? Может быть, есть секрет, зная который, проще выйти замуж?
Женитьба — смерть эгоиста Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость, говорит протоиерей Алексей ПОТОКИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.
Одинокое счастье Вступление в брак делает россиян на 20% несчастнее, подсчитали российские социологи. Эксперты газеты «Коммерсантъ» объясняют это финансовыми проблемами, стремлением к личной независимости и тем, что люди не готовятся к вступлению в брак, не умеют быть мужем и женой, мамой и папой.
Протоиерей Феодор Бородин: Несчастным человека делает не семья, а неумение любить Социологи выяснили: среди семейных россиян меньше счастливых, чем среди одиноких. Проблемы с деньгами, жильем, врачами и учебой детей вгоняют в тоску. Что делать, если верующий человек понимает, что до него «дотянулись» когти житейских неурядиц? Отвечает глава многодетной семьи протоиерей Феодор БОРОДИН, московский храм св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке
Протоиерей Александр Борисов: Хочешь послужить ближнему, создай семью Вступишь в брак, и станет меньше свободных денег, меньше свободного времени и больше ответственности. Это пугает, но это неплохо: будет стимул превратиться из вечного ребенка в "мужа совершенна в меру возраста Христова". Тему "счастливее ли одинокие семейных" продолжает протоиерей Александр БОРИСОВ
Выложен PDF ноябрьского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию . Итак, перед вами ноябрьский номер "Нескучного сада". Тема номера - Одиночество: крест или благо?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.