Дети в церкви… Ангелочки с мудрыми глазами, чинно стоящие у амвона в ожидании Причастия. Несносные шалуны, отвлекающие от молитвы самых серьезных прихожан. Что для них храм – привычка, тягота, радость общения «с Боженькой»? А что они для нас – «бесплатное приложение», обуза, образ для подражания?.. С простыми «прикладными» вопросами на тему «ребенок в храме» мы обратились к председателю Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелю храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерею Александру СОРОКИНУ.
От двух до пятнадцати
— Отец Александр, начну с провокационного вопроса. Зачем ребенку ходить в храм? Вот Вы катехизируете прихожан, крестите только после оглашения, на богослужении предлагаете специальные листочки с переводом… Но ребенок этого не может вместить, он просто стоит на службе и ничего не понимает.
— Да, наша деятельность направлена на сознательную вовлеченность прихожан: в богослужении не должно быть внешних наблюдателей или потребителей. Но мера участия в службе у каждого своя. В том числе и у детей. Как они участвуют в жизни вообще и, прежде всего, в жизни семьи – так же и в Церкви. Понимаете, если решить, что возможно только умное участие в богослужении, этому будут соответствовать одни профессора литургики. Помню, как остроумно на эту тему высказывался на лекциях в семинарии один из крупнейших знатоков восточной литургики отец Михаил Арранц: «Вот я предстану перед Богом, и Он меня спросит: "Дорогой, ты профессор литургики, да? Наверное, много знаешь про богослужение?" — "Ну да, я изучал, книжки писал…" А Господь мне в ответ: "Дурак ты, дурак. Так ничего и не понял"…»
— Все же, наверное, чем старше дети, тем понятнее им происходящее в церкви…
— Знаете, детишки от двух до пяти находятся в самом чудном возрасте. Это, вроде, совсем малыши, но общаться с ними – одно удовольствие, они изрекают такие вещи, до которых взрослый никогда бы не додумался. Мы с высоты своей взрослости взираем на этих малышей как на несмышленышей, а на самом деле еще неизвестно, кто лучше воспринимает происходящее в храме... Конечно, все сказанное не освобождает ни взрослых, ни детей от труда познавать богослужение. Но путь познания в том или другом случае разный. Одно дело, когда мы катехизируем взрослых. Другое — когда учим детей, тут своя методика.
— Да, но вот в этом прекрасном возрасте ребенок встает утром и говорит, что не хочет в храм. Не понимает, что там делать. Даже чисто физически ему это неудобно: жарко, тесно, ничего не видно…
— Ну, это вопрос скорее технический. Кроме того, пропорция тех детей, которые хотят в храм, и тех, которые не хотят в храм, думаю, ничем не отличается от соответствующей пропорции взрослых. Детей, которые хотят в храм и не испытывают там дискомфорта, довольно много. Это особенно очевидно, если сравнить с моментом, когда эти дети становятся подростками. Все мы видим, как маленькие дети без труда ходят в храм по воскресеньям, а потом лет в 12-15 перестают это делать, им становится почему-то гораздо труднее.
— Это еще один больной вопрос… Что делать с такими подростками? Вы сам – отец подростка, что чувствуете, когда видите, что он не идет в храм, а, скажем, сидит рядом с храмом или вообще дома, у компьютера?
— Это малоприятно, конечно. Хотелось бы, чтобы он истово молился в первых рядах. Хотя, может быть, это меня напугало бы еще больше. Помню, я сам, будучи подростком, довольно безропотно подчинялся тому, что надо пойти в церковь. У нас в семье это предписывалось. Но потом я стал ходить не в тот храм, куда ходили родители. Почему? Отчасти потому, что я стеснительный человек, мне как-то неловко было там, где отец служил настоятелем. Во-вторых, я тогда в принципе не хотел ходить в храм, поэтому, идя в другой храм, я в него, по сути, не шел. Стоял на службе немного чисто статистически, чтобы было что сказать дома — кто служил, кто там был... Потом предпочитал где-нибудь гулять, довольно бесцельно убивая время.
Отхождение подростка от Церкви — это не хорошо и не плохо. Это данность. Подрастая, ребенок настроен разрывать связи с родителями. У подростков возникает обостренный поиск чего-то нового. Он может выливаться в форму протеста против родителей и даже в агрессию. Природа этого явления – желание познать иное, то, что не было познано в семье. Часто это познание умножается благодаря друзьям, во множестве появляющимся рядом (не факт, что эти друзья останутся и впоследствии) Это время – время стихийно возникающих контактов, расширяющихся связей, новых открытий. Родители должны это принять и понять, что их ребенок – уже не ребенок, он вырос из привычных одежд и отношений. Подобрать «новые одежды» поможет родительская любовь, такт, уважение, последовательность требований…
Книжки и игрушки – вместо молитвы?
— Все-таки ребенку тяжело находиться всю службу в храме. Вы на приходе устраиваете детский сад во время литургии, расскажите об этом, пожалуйста.
— Эта практика не у всех вызывает однозначную поддержку, хотя большинство считает ее разумной. Мы исходим из здравого подхода: пусть лучше дети часть службы проведут в отдельном помещении, где с ними займутся. Иногда мы даже делаем это организованно: после прочтения Евангелия на литургии все дети приглашаются к амвону, где с ними несколько минут происходит общение, ответы на вопросы, а потом их уводят в ту самую специально отведенную комнату. Со старшими там занимаются, у маленьких могут быть обычные игры и занятия, но все-таки желательно, чтобы церковная тема не исчезала вовсе. А потом их приводят к причастию. Но такая практика – это вопрос возможностей конкретного прихода: наличия помещения, ответственного человека (хотя у нас сидят с детьми сами родители по очереди).
— А если помещения нет или практика такая просто не считается необходимой (что наблюдается в 90% случаев), как поступать мамам и папам? Некоторые родители считают, что нужно приходить прямо к причастию, другие говорят, что надо подольше побыть в храме, чтоб ребенок привыкал. Какой из этих подходов верен?
— И тот, и другой имеет право на существование, я не стал бы выделять, какой из них лучше. Каждая семья, каждая мама решает, как удобнее. Это зависит и от ребенка: есть спокойные дети, есть гиперактивные.
— Можно ли занимать ребенка во время богослужения книжками, игрушками, рисованием?
— В идеале для таких занятий должно быть отдельное место. Но если нет такой возможности, занимать ребенка допустимо, главное, никому не мешать. Кстати, вспоминаю, как владыку Антония Сурожского спросили: «Что нам делать с детьми в храме, они нам мешают молиться». А он ответил: «Когда вы начнете молиться, они вам перестанут мешать». Поэтому речь даже не о том, чтобы не мешать всем нашим благоговейно молящимся, которых не тронь, а о том, чтобы у самих детей не пропадало чувство благоговения к святому храму.
— Часто вижу, как на службе детей жестко одергивают, недавно видела, как папаша дал затрещину четырехлетнему сыну, который громко разговаривал. Наверное, у таких детей будут отрицательные ассоциации с храмом, и навсегда отобьется охота в будущем туда ходить.
— У нас вообще очень любят делать замечания друг другу, а уж тем более тем, кто чуть-чуть выходит за рамки. Это наш как бы фирменный стиль, к сожалению. Недавно кто-то из наших прихожан был в одном храме под Москвой и показал мне фотографию висящего на входе объявления: «Если вы испытываете непреодолимое желание сделать замечание по поводу внешнего вида кого-либо, обратитесь за психологической помощью к дежурному священнику или настоятелю» (смеется). Надо и у нас такое повесить.
— Но понимаете, особенно жестко одергивают мамы и папы. Посторонние вовсе не таки резки, как родители.
— Мы тут вторгаемся уже в другую область, область воспитания. Если родители делают ребенку жесткие замечания, не думаю, что они делают их только в храме. Они просто своих детей так воспитывают. А есть противоположная крайность – когда вообще не делают замечаний, все разрешают. От этого страдают другие. Я помню (у нас храм маленький, детей много), я как-то шел на Великий вход, а чуть ли не под ногами дети лежат, какие-то машинки катаются… Это немного странно.
Мама как младенец
— Мамы с маленькими детьми годами не могут полноценно участвовать в службе, исповедоваться, причащаться. Как быть с этим? Я тут вижу три варианта. Либо ты изредка просишь тебя отпустить в храм одну (муж сидит дома с детьми) и можешь спокойно исповедоваться и причаститься. Либо ты приступаешь к Таинствам каждый раз, но это будет как-то ущербно: опаздываешь на исповедь, на службе маешься с детьми, потом подходишь к Причастию с ними. Либо надо честно признать некое церковное снисхождение к маме, приравняв ее к ребенку: приходить почти к самому Причастию вместе с детьми…
— Все три варианта имеют свои плюсы и минусы. Я бы их расположил в такой иерархии. Самый удачный, на мой взгляд, третий вариант — мама как ребенок по степени церковного снисхождения к ней. На второе место я бы поставил второй вариант: прийти поисповедоваться, потом как-то с ребенком заняться, потом подойти к Причастию. И на третьем месте вариант пойти в храм одной, просто потому, что это невозможно делать часто. Кроме того, он может вызывать какое-то раздражение у остальных членов семьи, поэтому он самый сомнительный. Все эти варианты, конечно, не идеальны, но приемлемы как выход в данной ситуации.
— Отец Александр, как Вы считаете, надо ли специально учить детей молитве?
— Я не считаю вопрос молитвы отдельным вопросом, который надо разбирать в отрыве от традиции всей семьи. Семейная атмосфера — это мир, где никто ни от кого не может спрятаться, там нет места для двойных стандартов, лицемерия. И там абсолютно невозможно учить детей тому, что вы сами не делаете. Поэтому мне кажется некорректным вопрос, как учить детей молиться. Да никак не учить. Как вы сами молитесь, так это будет и у них. Где-то можно, конечно, подсказать. Но нужно помнить, что семейная и личная молитва — это не церковное богослужение, где все прописано по уставу. В этой сфере довольно широкая степень свободы.
— А как Вы относитесь к детским постам?
— Пост — дело, которое тоже вся семья делает вместе. В какой мере заведено, как мама готовит, так и будет. Существует определенная шкала строгости, на ней есть максимально строгий пост, мы знаем какой. На этой шкале каждый может выбирать ту меру, на которую он способен. И если есть дети, за которых мы отвечаем, то мы как родители им регулируем эту меру поста.
— Пост — это аскетическое упражнение, личный выбор взрослого сознательного человека. Как я могу заставить заниматься аскетикой кого-то другого?
— Не кого-то другого, а своего ребенка. К такой парадигме можно свести любую другую сферу жизни. Как Вы можете заставить ребенка принимать тот или другой курс лечения? Как Вы можете заставить его учиться по той или иной образовательной программе? Ходить на те или иные кружки? Делать уроки, когда Вы считаете нужным, а не он? В деле воспитания можно придраться к любому методу, сказав, что это принуждение.
— Но я не могу взять на себя такую ответственность, чтобы постился, скажем, 14-летний подросток. Мне страшно: он за полгода вымахивает на 10 сантиметров, вдруг его организму чего-то не будет хватать?
— Ну и пусть не постится. Правильно и нормально и так, и так. Считаю, что эти вопросы должны решать родители — они несут ответственность за здоровое подрастание и воспитание.
— А если ребенок попросту не хочет поститься?
— Пост же не существует сам по себе. Пост это элемент того, что представляет собой нечто целостное, а именно жизнь по правилам Церкви, по Евангелию. Конечно, можно превратить веру в жесткую дисциплину, в мрачное исполнение правил. Тогда процесс поста выливается в малоинтересную процедуру. Я бы и сам не захотел соблюдать такой пост. Но если жизнь в Церкви дается как целостный мир, в котором есть много радостного и интересного, – тогда и пост не будет восприниматься как тягость.
Беседовала Анна ЕРШОВА
Анна Ершова живет в Санкт-Петербурге, замужем, мама четверых детей. По первому образованию инженер-программист, работала преподавателем, вела рубрику в детском журнале «Искорка». Затем училась по специальности «Издательское дело и редактирование». Публиковалась в различных журналах и газетах. С 2001 г. сотрудничает с православным журналом «Фома», была одним из инициаторов создания Санкт-Петербургского филиала. Соавтор трех брошюр (издательство «Сатисъ»), автор книги «Жила-была я» (издательство «Лепта»). В данный момент работает выпускающим редактором журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Борис Заходер: неверный звук страшнее адских мук 9 сентября 1918 года родился Борис Заходер - один из тех поэтов, которые отчеканивают строчку раз и навсегда – совершенную, как дубовый лист или красная брусничина, и абсолютно необходимую на своем месте.
Рискованно? Очень! Они открыты, общительны, раскрепощены. Рукопожатие у многих мальчишек совсем не детское, на тренировке по скалолазанию они поражают гибкостью, цепкостью и выносливостью. Первое восхождение на Эльбрус десятилетние детдомовцы вместе со своим директором совершили в 2001 году. Десять лет спустя бороться за выживание церковному детскому дому приходится уже не в горах.
Противники абортов нашли поддержку в Госдуме Думский комитет по делам общественных объединений и Синодальный отдел по делам молодежи выдвинули совместные антиабортные требования. Они требуют запретить рекламу абортов и частные абортарии, а также усилить пропаганду среди подростков. Относительно содержания пропаганды мнения разделились
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Постабортный синдром: чем его лечить? Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Воспитание детей: когда в родителях согласья нет Папа хочет отдать сына на карате — мама возражает: «Только через мой труп». Мама пытается налить деточке молочка — папа сурово говорит: «Большой уже, пусть постится, как все». Папа наказывает — мама жалеет. Папа разрешает смотреть телевизор — мама запрещает. Психологи единогласно советуют выработать общую позицию в воспитании ребенка, но как ее выработать, если один говорит «да», а другой — «нет»?
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Как не унывать если ребенок заболел У меня двое детей-погодков, и они часто болеют: то сопли, то уши, то кашель. Я постоянно унываю по этому поводу. Несколько лет назад для меня была очень утешительна попавшаяся случайно книжечка одного священника — бывшего детского врача Алексея Грачева. Но, к сожалению, больше ничего на эту тему в православной литературе мне не встречалось
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Простить маму В преддверии Прощеного воскресенья состоялся у меня довольно характерный диалог с одним батюшкой. Он считал, что я слишком категорична в своих суждениях о человеческой агрессии. Смысл его возражений сводился к общеизвестным постулатам: «все не без греха», «у каждого свои слабости», «с кем не бывает». Бывает, конечно, со всеми, тут не поспоришь. Только я боюсь, что сейчас не время для таких убаюкивающих формулировок. Да и никогда не время
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Цивилизация упаковки, или почему казаться важнее чем быть Нарушение благопристойной картинки в семьях осмелившихся идти против течения: рожать больше обычного или усыновлять детей - карается строго. Осуждением, лишением помощи, вмешательством во внутренние дела семьи
Святыня и дети Что делать, если маленький ребенок срыгнул сразу после Причастия или оно пролилось, когда он его принимал? Когда дочка была еще младенцем, однажды в храме перед Причастием женщина, стоявшая за свечным ящиком, предупредила меня: «Смотрите, чтобы ребенок не срыгнул: если так случится, вам придется сжечь всю его одежду...»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.