Путешественник, впервые оказавшийся в Стамбуле, может не сразу распознать Святую Софию на панораме города. Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города -- византийцев. В городе то тут, то там высятся совершенно византийские на вид храмы, «украшенные» минаретами. Но далеко не все из них действительно византийские: некоторые были построены в XVI, XVII и даже в XVIII веке. Но разобравшись, можно легко обнаружить, что прототип у всех один, и это -- Святая София или, как называли главный храм православного мира в более ранние времена, Великая Церковь. В главном храме Византийской империи побывал диакон Федор КОТРЕЛЕВ. На месте Святой Софии, как бывает часто с христианскими храмами, в языческие времена стояло капище -- по некоторым данным, храм Артемиды. Та Святая София, которую видим мы, уже третий христианский храм на этом месте. Первый, по преданию, был построен самим Константином Великим, но от этого строения не осталось ни одного бесспорного фрагмента. Первая София погибла при народном восстании в 404 году. А вот вторая Святая София уже представлена достаточно очевидно, хотя и в виде отдельных обломков. При входе в храм с западной стороны (а это сегодня единственный способ попасть туда, тогда как в христианское время входы в Святую Софию были и с севера, и юга) можно увидеть части фундамента, базы и капители колонн, обломки фризов. Все это осталось от второй Софии, построенной в начале V века императором Феодосием II. Но и вторая Святая София пала жертвой восстания -- 13 января 532 года в Константинополе началось одно из самых больших в истории Византии восстаний, получившее название Ника (от греческого побеждай!). В течение двух дней в городе продолжались убийства, поджоги и мародерство. Во время Ники погибло несколько десятков тысяч человек. Погибла и вторая Святая София. А та Святая София, которую знаем мы и в которой послы св. блгв. князя Владимира недоумевали, где они находятся, на земле или на небе, была выстроена императором Юстинианом в VI веке.
Вокруг Святой Софии ведутся археологические раскопки, в ходе которых обнаруживаются фрагменты более раннего храма - второй Сятой Софии, разрушенной в VI веке, например, этот фрагмент фриза (декоратвного элемента собора). Такие находки архитекторы оставляют прямо во дворе храма
Сталкиваюсь с удивительным эффектом: изнутри Святая София кажется гораздо больше, чем снаружи. Это происходит оттого, что многочисленные контрфорсы, которыми храм обстроен снаружи, побуждают мысли скорее об инженерном искусстве строителей. Попадая же внутрь, оказываешься во власти огромного купола Великой Церкви, который больше всего напоминает небо.
По величине Святая София - лишь четвертый среди христианских храмов: вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол - самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он был похож на золотое небо. Мозаиками были покрыты также и все боковые галереи - хоры и весь потолок Святой Софии. Мусульмане замазали мозаики штукатуркой. Сейчас реставраторы открывают их заново
В основную часть храма ведут два притвора -- внешний и внутренний. В нормальное время -- до захвата Константинополя турками -- в притворах во время богослужения находились кающиеся грешники, временно лишенные церковного общения, и те, кто готовился к принятию Крещения. Теперь здесь выставляют разрозненные археологические экспонаты и вывешивают справочную информацию для туристов, которые, увы, стали непременной деталью интерьера Великой Церкви.
Из внутреннего притвора в основную часть храма ведет центральный вход, закрывавшийся массивными дубовыми вратами. Пользоваться им мог один только император -- для всех остальных предназначались двери, расположенные по бокам. Над императорским входом сохранилась замечательная мозаика: Христос-Вседержитель на троне с припавшим к его ногам императором Львом VI, жившим в конце IX -- начале X века. Некоторые считают, что император молится о своем народе. Другие полагают, что он кается за свою личную жизнь: Лев VI сначала сильно ужесточил брачное законодательство (запретил четвертые браки и весьма затруднил третьи), а потом заставил Церковь признать его четвертый брак. По бокам Спасителя -- Богородица и архангел с мерилом (жезлом) в руке. Относительно личности покланяющегося императора когда-то были разногласия среди ученых: многие считали, что это строитель Святой Софии Юстиниан. Однако против этой версии свидетельствует наличие у императора на мозаике бороды, которую во время Юстиниана не носили.
И вот наконец, пройдя двор храма и два притвора, мы входим в основное пространство Святой Софии. Первое, что приходит в голову: какая же она должна была быть, если бы не турецкое владычество! Если вспомнить, что все боковые галереи -- хоры -- и весь потолок Святой Софии были сплошь украшены чудесными мозаиками на золотом фоне, начинаешь понимать послов князя Владимира! По величине Святая София -- лишь четвертый по размеру среди христианских храмов: вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол -- самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он действительно был как небо -- золотое Небо! Слева: в аспиде храма сохранилась прекрасная мозаика IX века: Богоматерь с Младенцем на троне. Этот тип изображения Богородицы в Византии называется Влахернским
Турки, с первых же дней захвата Константинополя превратившие Святую Софию в мечеть, постарались уничтожить большинство мозаик храма. Что-то было безжалостно сбито (в основном лики), но большинство мозаик замазали толстым (около 3 см) слоем штукатурки, а сверху покрыли желтой краской и довольно жалким растительным орнаментом.
В восточной части храма -- место главного алтаря. В вышине, в самом верху апсиды сохранилась прекрасная мозаика IX века: Богородица на троне с Христом-Младенцем на коленях. Этот тип изображения Богородицы в Византии назывался Влахернским. После захвата на месте алтаря построили михраб -- мусульманскую молитвенную нишу, произведение по-своему изящное, но все же являющееся не более чем жалким подобием византийского алтаря. Если смотреть на алтарь, то слева перед ним, там, где теперь султанский «махфиль» -- мраморная палатка на колоннах, -- раньше находился трон императора. Сюда в сопровождении свиты владыка -- так называется император в византийских чинопоследованиях -- шел от царского входа под возглас диакона «Господи, спаси царей (византийский император часто имел соправителя) и услыши ны», сохранившийся до сих пор в нашем богослужении в виде «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Михраб - мусульманская молитвенная ниша на месте главного алтаря
Проходим по внутреннему периметру Святой Софии. Практически на всем его протяжении храм пуст и гол. В сравнении с историей былого великолепия Великой Церкви эта пустота усиливает впечатление разоренности. Ведь в византийское время по периметру храма располагалось множество икон, рак с мощами и других святынь. Южнее главного алтаря находился диаконник -- помещение, где хранились священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и другие богослужебные предметы. Диаконник был пристроен к основному храму, и в него вел особый ход. Теперь его уже нет: диаконник турки разрушили, а проем с стене заложили кирпичами.
В христианское время справа от алтаря, по свидетельству паломников, находилась привезенная из Иерусалима икона Богородицы, та самая, с которой началось обращение прп. Марии Египетской. А если идти дальше по часовой стрелке, можно было найти честные вериги св. ап. Петра, подаренные царице Евдокии в V веке Иерусалимским патриархом. Одну из вериг царица послала дочери в Рим, и святыня до сих пор цела. Константинопольская же верига утрачена.
В северо-западной части храма в византийское время находился большой сосуд для воды, наполняемый из святого источника, питавшего также и фонтан во дворе Святой Софии. Источник этот, по свидетельствам паломников, должен был символизировать колодец Иакова, у которого Христос беседовал с самарянкой. В султанское время резервуар был ликвидирован, а в западной части Святой Софии появились два каменных фонтана для омовения ног: у порога мечети, по мусульманской традиции, следовало разуться и омыть ноги. Фонтан, где, по мусульманской традиции, раньше омывали ноги перед входом в храмю До мусульман у православных здесь был святой источник
Сейчас по Святой Софии целыми днями ходят толпы посетителей: мужчин и женщин, стариков и детей. Во времена когда храм был христианским, в его основной части на первом этаже можно было увидеть только мужчин: женщинам полагалось специальное место на втором этаже -- хоры. Попадали туда, не входя в храм, прямо из притвора. Для того чтобы забраться на хоры, нужно преодолеть несколько пролетов вымощенного крупным камнем пологого подъема. В самом центре хоров, по оси храма, находился трон императрицы. Надо сказать, это лучшая точка обзора: перед императрицей открывался весь храм как на ладони.
Святая София перестала быть мечетью 70 лет назад, но мусульмане по-прежнему почитают ее как святыню. Однако сегодня большинство посетителей храма Святой Софии - это туристы
Правая часть хоров перегорожена поперек мраморной стеной с дверью посередине. За этой стеной находился зал для церковных совещаний. На хорах сохранилось некоторое количество византийских мозаик: прекрасный Деисис -- изображение Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей XI (или, по другим данным, XIII) века и несколько изображений византийских императоров и их жен.
Большинство мозаик Святой Софии сохранилось благодаря тому, что турки замазали их штукатуркой. Постепенно реставраторы снимают слой извести, открывая византийские иконы. Иногда штукатурка отваливается сама по себе, и под ней видны мозаики. А бывает, что посетители сами отковыривают кусочки мозаик -- на память. Из-за такой любви к сувенирам была утрачена нижняя часть Деисиса.
В парусах, прямо под главным куполом Святой Софии, -- херувимы. Они, в отличие от большинства икон храма, не мозаичные, а фресковые, сделанные еще в византийское время на месте обсыпавшихся мозаик. Турки сочли, что херувимов изображать можно, и оставили их нетронутыми, лишь закрыв лики золотыми накладками в виде звезд. На сводах арок Святой Софии -- прекрасные мозаичные архангелы. Святая София пробыла мечетью почти 500 лет. Лишь в 1934 году турецкий президент Кемаль Ататюрк, превративший Турцию из исламского монархического государства в светскую республику, распорядился придать храму статус музея. Это дало возможность работать в Святой Софии реставраторам, которые постепенно открывают и укрепляют остатки мозаик храма. Реставрационные работы идут до сих пор, из-за чего в центре храма установлены громадные леса.
Снаружи Святая София -- это грандиозное нагромождение контрфорсов самых разных форм: замаскированных под своды, паруса и купола, пристройки или просто элементы, не скрывающие своего инженерного предназначения. Настоящий учебник архитектуры. И все это -- для того, чтобы распределять гигантскую нагрузку самого большого в мире купола. Сейчас из многочисленных пристроек сохранились лишь две: баптистерий, расположенный с юго-западной стороны храма, и скевофилакий -- сокровищница -- с северо-востока. Баптистерий многие исследователи считают очень древним -- относящимся еще ко второй Софии, т. е. к началу V века. Он соединялся с храмом двумя проходами: один вел прямо в храм и предназначался, скорее всего, для духовенства, а через второй новокрещеные попадали в притвор, а оттуда уже в храм. Остальные постройки, окружающие ныне Святую Софию, -- это гробницы турецких султанов. Минареты начали пристраивать уже в XV веке, сразу после завоевания. Одно утешение, хотя и слабое: некоторые из минаретов участвуют в общей системе построек, укрепляющих стены Святой Софии…
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
От места убийства до места молитвы Святыни Екатеринбурга связаны в первую очередь с нашей недавней историей и семьей последнего русского императора Николая II. В советское время на екатеринбургском (тогда еще свердловском) вокзале экскурсоводы, приглашавшие посетить достопримечательности города, в их числе называли «дом, где расстреляли последнего русского царя».
Русский Стамбул: храм под угрозой Накануне 560 годовщины взятия турками Константинополя стамбульские власти разрешили снести русский храм в Галате, бывшее подворье афонского Ильинского скита, приютившего русских беженцев после революции. Сегодня в Турции живет до 100 тысяч русских, которым нужны храмы. Удастся ли отстоять этот исторический храм? Какие еще места в Городе связаны с Россией? ФОТОГАЛЕРЕЯ
Святые Милана: 1700 лет свободы Церкви Где установил крест апостол Варнава? Где находятся мощи мученицы Наталии? Как выглядел святитель Амвросий? Продолжаем рассказ о Православии в Милане, приуроченный к 1700-летию Миланского эдикта, легализовавшего христианство. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Рассказ советского паломника: милицейские облавы на пути в Дивеево При подходе к «камешку» нас встретили люди с взволнованными лицами: нагрянула милиция на мотоциклах, вылавливали молодых паломников. Мы бросились в кусты, просидели там некоторое время и, получив сигнал о том, что облава закончилась, приняли участие в общих молитвах… Чего в 1980-е стоило побывать в местах, связанных с жизнью прп. Серафима Саровского, рассказывает очевидец
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Помазание на царство – что это такое? Если помазание на царство — не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь — помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Отечественная война 1812 года. Начало войны В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.