На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Русский Стамбул: храм под угрозой


Версия для печати
29.05.13, 15:03

Накануне отмечающейся 29 мая 560 годовщины взятия турками Константинополя стамбульские власти разрешили снести русский храм в Галате, бывшее подворье афонского Ильинского скита, приютившего русских беженцев после революции. Причины – не политические, а коммерческие: перестройка района в центре города, на берегу залива Золотой Рог. Удастся ли отстоять исторический храм? Какие еще места в Городе связаны с Россией?
русский Стамбул, православные церкви Стамбула

Ильинский храм находится на территории района Каракей, исторической Галаты. Место для инвестора великолепное -- напротив исторического центра города, с видом на Дворцовый мыс и Софию. Рядом пристань, знаменитый стамбульский трамвай в двух шагах. И при этом лабиринт переулков, старых, домов, остовов складов, заброшенных церквей разных конфессий. Недавно его решили реконструировать. Дом, в котором расположен храм попал под снос. Русское благотворительное общество (PAE, от названий трех приходов св. вмч. Пантелеимона, ап. Андрея и прор.Илии, Elias) обратилось за помощью в Константинопольскую Патриархию и в СМИ.

В Стамбуле почти 50 православных церквей, некоторые из них сразу бросаются в глаза, как массивный готический собор на площади Таксим, некоторые затеряны в извилистых переулках Влахерн. Все они окружены высокими заборами с колючей проволокой. Во дворах красные флаги с полумесяцами – знак лояльности. Зато на обратной стороне над воротами – палеологовские двуглавые орлы. Все это «два мира две системы» слегка напоминает советскую Москву 1988 года, в которой было почти столько же действующих церквей, сорок шесть.

Среди православных храмов русские, конечно, выглядят еще более экзотически, чем греческие. Есть посольская церковь свв. Константина и Елены. Внимание! Она находится не в роскошном здании российского посольства на центральной улице Истикляль, а на посольской даче в Буюк-Дере, выше по Босфору. В советское время она была осквернена - в ней устроили бойлерную. Храм был заново освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Патриархом Константинопольским Варфоломеем в июле 2009 года во время визита Предстоятеля Русской Церкви.

В самом городе русских церквей три. Все они находятся в Галате, нынешнем районе Каракей. Находятся они на верхних этажах домов, расположенных на соседних улицах. У храмов общая история.

После Русско-турецкой войны, в 1880-х гг., друг за другом открыли свои подворья в Царьграде три главных русских монастыря на Афоне – Пантелеимонов, не уступающий ему размерами Андреевский скит и Ильинский скит, основанный прп. Паисием Величковским и считавшийся по-преимуществу украинским. Они приобрели участки в Галате – эта часть города была более европеизирована, рядом находилась пристань. Все это делало удобным прием и размещение паломников, прибывавших пароходами из Одессы и других русских черноморских портов.

Вот как описывал быт паломника конца XIX века в своих путевых записках вятский священник Александр Трапицын (впоследствии архиепископ Самарский, расстрелян в 1937 г., прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских): «Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской; определенной платы за нее не назначается, а каждый платит по своим средствам»

В 1896 г. Было учреждено Братство русских обителей (келлий) на Афоне. На его средства был приобретен дом, в котором была устроена школа для детей беднейших русских жителей Константинополя. В ней ежегодно обучалось около 100 детей. 

В годы Первой мировой войны все подворские храмы были закрыты, имущество частично расхищено, некоторые монахи интернированы, но вскоре после капитуляции Османской империи, в конце 1918 г., эти храмы открылись вновь.

После поражения белой армии в Стамбуле оказалось огромное число русских эмигрантов. По данным историка М. Шкаровского, в середине 1920-х гг. в Константинополе и окрестностях 27 русских храмов обслуживали свыше 100 тыс. беженцев: «Лишь шесть из них действовали до Первой мировой войны, остальные были устроены самими эмигрантами при русских учебных заведениях, военных лагерях, общежитиях, больницах и т. п. В ряде случаев общины возникли при греческих храмах, где русским священникам позволяли периодически совершать богослужения: в некоторых церквах Константинополя, в Кадикее и других пригородах, а также на Принцевых островах. К октябрю 1921 г. количество русских храмов вследствие закрытия военных лагерей и отъезда беженцев уменьшилось до 19».

В конце 1929 г. турецкие власти реквизировали все три подворья и опечатали храмы, а в 1932 году на них стала претендовать советская сторона, но в 1934 г. Вселенский Патриарх сумел вернуть русским монахам их здания и богослужения возобновились. 

Самым активным приходов в 1920-30-е гг. считался Ильинский. Настоятелем там был архимандрит Серафим (Палайда). Галичанин и русский патриот, он попал в австрийскую армию во время Первой мировой войны и в первом же бою сдался в плен итальянцам, чтобы не воевать против союзников России и более того, сам вступил добровольцем в итальянскую армию. После войны он отправился в Югославию, поступил на богословский факультет и принял постриг. Его житье на приходе в Стамбуле описал архиепископ Серафим (Иванов) в своих паломнических записках: «Живет по-спартански в маленькой комнатке при храме, без самых элементарных удобств, сам себе что-то варит, но твердо стоит на своем очень важном и ответственном посту. Много раз Фанар (греческая Патриархия), требовал от архим. Серафима прекратить подчинение Архиерейскому Заграничному Синоду и перейти вместе с приходом в греческую юрисдикцию. Отец Серафим всегда твердо и решительно отклонял подобные домогательства. Ему пытались грозить церковными и административными прещениями, но он их не испугался. В конце концов о. Серафима оставили в покое и перешли на мирное сожительство».

После ухода на покой отца Серафима община продолжала существовать, однако старые прихожане умирали, и храм постепенно приходил в упадок. В 1970-е приход прекратил свое существование. Иконостас был убран, росписи погибли, однако здание все эти годы сохранялось. В мае 1992 и сам Ильинский скит на Афоне перешел грекам.

Теперь при угрозе уничтожения здания храма общины стремятся возобновить в нем богослужение, по крайней мере на празднике.

Новость о возможном уничтожении подворья Ильинского скита пришла на фоне нерадостных сообщений из Стамбула: исламисты требуют от премьер-министра Турции вновь сделать мечетью Собор Святой Софии, бывший музеем со времен Ататюрка, в Городе участились нападения на христиан, а недавно был раскрыт заговор турецких националистов-радикалов, готовивших покушение на патриарха Варфоломея.

Правда, при этом турецкие власти в марте дали разрешение российскому Императорскому православному палестинскому обществу восстановить мемориальный храм в местечке Сан-Стефано (теперь оно находится недалеко от аэропорта Ататюрк), у захоронения более 10 000 русских воинов, погибших в Русско-турецкую войну 1877-1878 г. 46 метровый храм был построен в конце XIX в. и взорван спустя три дня после вступления Турции в Первую мировую войну. Взорван демонстративно, при стечении народа, разрушение храма было зампечатлено в кинохронике.

В случае Ильинского храма речь идет не о политике, а о коммерции. Со стороны Турции. Со стороны России речь идет о внимании к своему прошлому и своим святыням.
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Многоэтажные странноприимные дома были построены монахами-афонитами неподалеку друг от друга. Каждый этаж представлял собой несколько комнат для паломников с общей кухней. После революции в них обосновались беженцы из России. На одном из подворий Андреевском потомки русских эмигрантов живут до сих пор, но большинство помещений сегодня -- обычные турецкие квартиры. На Пантелеимоновском подворье даже жалуются: турки зимой выставляют трубы в окна, и дым идет на фрески
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Русские подворья закрывались турецкими властями во время Первой мировой войны и частично разграблены. В Свято-Андреевском был устроен склад, а в двух других – казармы. русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Залив Золотой рог в двух шагах от подворий. Удачное расположение делает их лакомым куском для застройщиковрусский Стамбул, православные церкви СтамбулаЦеркви занимают верхние этажи домов. Основное пространство храмов опоясывают галереи. В них после службы прихожане собираются на чаепитие, а на Пасху именно по ним идет крестный ход. Вдумайтесь: у кого-то над потолком квартиры идет крестный ход, свечи, каждение, «Воскресение Твое, Христе Спасе…».
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Настоятель подворья Пантелеимонова монастыря иеромонах Тимофей (Мишин). Долгое время он был казначеем Афонского подворья в Москве. Его жизнь проходит в перемещении между Святой Горой и Городом. По собственным словам, он приезжает на службы, но часто возвращается в монастырь. Вместе с ним служит иеродиакон Евлогий.русский Стамбул, православные церкви Стамбула
русский Стамбул, православные церкви СтамбулаСвятыня храма – Владимирская икона Божией Матери. Ее подарила храму русская монахиня Митрофания из кремлевского Вознесенского монастыря. В 1879 году она останавливалась на подворье во время своего пути в Иерусалим. Икону она везла с собой – образ был благословением ее родителей, но согласилась оставить на время в храме. Через девять лет монахиня Митрофания, возвращаясь в Россию, забрала икону. Однако, вернувшись домой заболела – ее лицо стало гнить заживо. Лечение не давало результатов. Однажды на службе в Успенском соборе Крмеля к ней подошла незнакомая женщина и сказала: «Вы из Константинополя икону взяли? Верни икону на место, и ты поправишься». И действительно, как только Митрофания отправила икону в Стамбул, она стала поправляться.
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Табличка со сказанием о чуде исцеления монахини Митрофании
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
В храме св.вмч. Пантелеимона в 1920-е гг. составился хороший хор,  известный на весь русский Стамбул.  Певцов собрал музыкант Борис Разумовский, а регентовал долгое время художник Перова. Он и расписал храм. К сожалению, росписи в середине 2000-х гг. были записаны. Этот образ Божией Матери был пожертвован церкви хористами
русский Стамбул, православные церкви СтамбулаСлужба в Пантелеимовом храме совершается по обычному расписанию. Литургия в 9, вечерня и утреня начинаются в 17.00. Хотя подворье афонское -- служба идет приходская, никаких бдений по 8 часов. 
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
По воскресеньям после литургии прихожане собираются в галерее при храме, чтобы выпить чаю и обсудить новости
русский Стамбул, православные церкви СтамбулаНа подворье Андреевского скита служба проходит от случая к случаю, хотя именно этот храм самый интересный и в художественном, и в историческом отношении. Здесь жил в эмиграции митрополит Евлогий (Георгиевский). Звонница была установлена прямо в пролете лестницы
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Картина с изображением Андреевского скита. Его собор считался одной из самых больших церквей на Святой Горе
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Сегодня в помещениях подворья находится греческий православный культурный центр
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
В некоторых комнатах сохранилась старая обстановка, заметно, что они давно не ремонтировались
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Ильинское подворье. Его-то и хотят снести застройщики Каракея. 
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Здание посольства России на Истикляль. До революции в нем на верхнем этаже тоже была церковь в честь свт. Николая. В 1923 г. здание было передано Советской России, и никольские прихожане стали ходить на Ильинское подворье. В посольской церкви служил епископ Вениамин (Федченков)
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Русское граффити в Святой Софии
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Живоносный источник Пресвятой Богородицы всегда привлекал русских паломников
русский Стамбул, православные церкви Стамбула
Во дворе монастыря "Живоносный источник" сохранились могильные плиты со славянскими надписями

Текст, фото: Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Паломничество  Поместные Церкви  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.