На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Александр Невский – вечно меняющаяся фигура русской истории


Версия для печати
06.12.12, 08:30

В истории России мало найдется людей, чью личность каждая эпоха открывает по-новому. Одной из таких вечных фигур российской истории смело можно считать Александра Невского.Св. блг. князь Александр НевскийСвятой благоверный князь Александр Невский со сценами жития. Икона 19 века.

Святой князь скончался 14 ноября 1263 года в Городце и вскоре был похоронен в Pождественском монастыре во Владимире. Практически сразу, задолго до его общероссийской канонизации в 1547 году, началось его почитание во Владимиро-Суздальской Руси. Почти через 20 лет после его смерти появился первый литературный памятник, рассказывающий о подвигах Александра Невского. Это была «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра», автор которой представил своего героя как идеального политика и православного святого.

В полном соответствии с житийным каноном Александр сравнивается со святыми, библейскими персонажами и легендарными античными героями и императорами (последнее связано с тем, что перед нами не каноническое житие, а «повесть» - очень синкретичный жанр древнерусской литературы, свободно объединяющий различные формы повествования). Автор повести так характеризует идеал княжеской власти, воплощенный в святом Александре: «Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен, — по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кров праведничю, сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбец, а не златолюбец, благ домочадцем своим и вънешним от стран приходящим кормитель». Формула идеального правителя по-житийному абстрактна, и в дальнейшем ее постоянно уточняли в зависимости от того, когда и где писался очередной текст про Александра Невского.

Столь же неконкретны и зарисовки княжеских добродетелей: он благочестив, с почтением относится к духовенству и закладывает несколько храмов, перед смертью принимает схиму, тем самым воплощая мечту своей жизни.
икона св. блг. князя Александра Невского
Перед нами снова типичная картина восприятия христианства в Древней Руси: монашество считалось высшей степенью подвига, и почти все верующие желали бы перед смертью принять иноческие обеты. Далеко не все из таких православных причислены к лику святых, а потому значение религиозного подвига Александра Невского также менялось в зависимости от эпохи и авторства текста в честь князя. «Повесть» прославляет своего героя как защитника «земли Суздальской», который борется с «иноплеменными» татарами и шведским «королем части Римская».

При этом противопоставление православных католикам в памятнике отражено куда резче, чем оппозиция христиан и язычников. Для средневекового автора, жившего в Древней Руси, на латинском Западе или в Византии, христианами, которым помогает Бог, были лишь последователи его веры и его взглядов. (Иногда оппозиция «своих» и «чужих» сужалась еще сильнее – новгородцы победили владимирцев под руководством Андрея Боголюбского, благодаря чуду от иконы «Знамение». Разумеется, в стане владимирцев также были иконы, но это не помешало их противникам сказать, что Бог помог новгородцам за их усердные молитвы). По мнению автора «Повести» сближение святого князя с монголами более оправдано, поскольку язычники не посягают на основы веры.

В XIV – XV веках образ святого князя Александра как идеального правителя и подвижника стали использовать новгородцы и москвичи для достижения своих целей. Первым было тяжелее всего, поскольку нужно было объяснять причину ссоры Александра с новгородцами и его изгнания. Стараниями летописцев выход был найден.

В первой половине XIV столетия хронисты, говоря о заслугах Александра Ярославовича перед господином Великим Новгородом, не отрицали наличия конфликта и описывали жестокую расправу князя над новгородцами: «Овому носа урезаша, а иному очи вынимаша, кто Василья на зло повел; всяк бо злыи зле да погыбнать». В этом отрывке речь идет о советниках сына Александра – Василия, которые спровоцировали его на конфликт с отцом. Вместе с тем, даже в ранних новгородских летописях подчеркивается, что святой защищал не Русь или свои земли, а именно Новгород, что позволило хронистам сделать первый шаг по превращению Александра в собственного святого.

Еще более сильно притязания новгородцев на Александра проявились уже в XV веке: из текста исчезают все критические упоминания о его правлении, а сам он предстает перед читателями как защитник Новгорода и его порядков, который «много трудися за Новъград и за Пьсков и за всю землю Рускую живот свои отдавая» . Это была уже лебединая песня вольного города - Москва стремительно объединяла вокруг себя русские земли, и ей потребовался уже другой Александр Невский – самодержец, подобный римским и византийским императорам.

Александр становится основателем московской династией Рюриковичей, он уже мыслит не как удельный князь, а как правитель всей Руси. В этом отношении примечательна редактура речи митрополита над гробом усопшего святого. Во владимиро-суздальских памятниках иерарх оплакивает «солнце земли Суздальской». В текстах XV века, созданных еще в Новгороде, но ориентированных уже на Москву, владыка скорбит о «солнце земли Русской».

Фактически это уже общерусское признание, хотя до канонизации святого остается еще как минимум 50 лет. Москва представляет себе Александра Невского либо как идеального монаха (именно в этот период появляется икона не князя, но схимника Алексия), либо как воина, встающего из гроба и помогающего Дмитрию Донскому одолеть Мамая.

Александр Невский
Икона XVIII в.

В этот период резко возрос список посмертных чудес, а преемником святого князя провозглашен Иван Грозный. Теперь в памятниках Александр Невский перестает быть уникальным правителем Руси, но начинает последовательно «воплощаться» сперва в Иване IV, а затем и в Петре I. Имперское сознание вновь потребовало изменение образа главного национального героя.

Это приводит и к смещению акцентов. Главным подвигом святого князя становится защита русской земли и веры от латинян. Авторы текстов теперь уже не делают никаких различий между шведами, немцами и монголами. Все они теперь характеризуются как язычники и противники Бога. Описания шведов и немцев утрачивают этнические черты, основная оппозиция теперь строится по религиозному признаку: «Погании (безбожные, окаянные) латына приидоша от западных стран», таким же окаянным предстает и Батый.

В результате Александр получает свою главную политическую добродетель – защитник веры. Примерно в это же время святой князь окончательно входит во всемирный пантеон идеальных правителей. В «Степенной книге» выстраивается такая знаковая цепочка Август - Рюрик – равноапостольный Владимир - Александр Невский, и в конце списка «христолюбивый царь наш Иван».

По желанию Ивана Грозного из защитника Новгородских привилегий Александр превращается в защитника самодержавия, страдающего от вероломства своих подданных. В письме к князю Андрею Курбскому Иван IV создает образ святого князя, совершенно не похожий на тот образ правителя, который описывали во Владимиро-Суздальской Руси. Из кроткого властителя он становится храбрым и страшным для врагов и изменников воином.

Эволюция образа отразилась и в иконах того времени. Вместо скромного схимника в Лицевом Летописном своде мы встречаемся либо с царем на троне, либо с ратником на коне и в доспехах, в западной королевской короне вместо шапки Мономаха. Последняя деталь была нужна для того, чтобы показать, что русский царь – столь же могущественный правитель, как непобедимый римский император, и европейским монархам, также ведущим свое происхождение от Августа, нечего попрекать русского царя менее благородным происхождением.

Окончательное развитие образа Александра Невского как могущественного императора происходит в эпоху петровских реформ. Заложив город на Неве и прорубив окно в Европу, Петр I отчаянно нуждался в такой исторической личности, которая бы своим авторитетом оправдала все его начинания. Святой князь был назначен покровителем Петербурга и предтечей Петра. Битва со шведами теперь стала рассматриваться не только как защита веры, а как возвращение себе исконно русских земель. Дело, начатое Александром Невским, блестяще завершил Петр Великий, разгромив шведов.

Лучшим выразителем этой идеи стал знаменитый Феофан Прокопович. В торжественной проповеди, произнесенной 23 ноября 1718 года, он назвал Петра «живым зерцалом» Александра. Этой же идее послужило и торжественное перенесение мощей святого князя из Владимира в Петербург, в память о котором и было установлено празднование 12 сентября. Владимир передавал эстафету новой столице. Москва при этом попросту выключалась из символической истории, что особенно льстило императору-европейцу, не любившему прежнюю столицу. На Александра Невского теперь возлагались обязанности покровителя Северной Пальмиры, духовным центром которой должна была стать Александро-Невская лавра.
Частички мощей св. блг. кн. Александра НевскогоКовчежец с частичками мощей святого. Фото Андрея Радкевича

Начиная с Петра I, Александр Невский в русском сознании все больше превращался из православного праведника в русского героя, секулярного святого, отдавшего свою жизнь ради построения империи и заложившего первые камни в ее фундамент. В дальнейшем этот образ защитника и созидателя государства все активнее использовался в нашей стране. Апогеем секулярной святости князя стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», в котором от реального человека XIII века не осталость практически ничего, хотя в сценарии фильма активно использовались древнерусские источники. Этот экранный Невский в исполнении актера Николая Черкасова на долгие годы стал советской «иконой» православного святого.

Андрей Зайцев

Версия для печати

Тэги: Святые  Благоверные князья  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.