Общество защиты прав потребителей намерено создать судебный прецедент, чтобы «привести коммерческую деятельность РПЦ в соответствие с законом». Председатель общества Михаил Аншаков не исключает, что ОЗПП и впредь будет подавать иски против храмов. Тему комментирует глава патриаршей пресс-службы прот. Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ.
ОЗПП: мы хотим начать с создания прецедента
«Мы подали иск против религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя» потому, что там ведется наиболее активная коммерческая деятельность и на него поступает наибольшее количество жалоб от потребителей», — заявляет председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Напомним, что 4 июня стало известно, что ОЗПП обратилось с иском в Хамовнический районный суд Москвы с иском в защиту прав «неопределенного круга потребителей».
За год в ОЗПП якобы поступает около десятка жалоб на кафедральный собор, поступают жалобы и на другие храмы. По словам г-на Аншакова потребители жалуются на то, что в церковных лавках им не выдают чеки, неправильно оформляют документы, иногда потребителям продаются золотые изделия без надлежащей маркировки. «Мы решили проверить жалобу, послали проверяющих. И действительно, обнаружили нарушения», — поясняет Аншаков. По его словам, в церковной лавке храма Христа Спасителя продаются не только «культовые предметы», но и товары народного потребления: посуда, швейные изделия, сувениры, золотые изделия. По мнению г-на Аншакова, все церковные лавки должны быть оборудованы кассовыми аппаратами, уголком потребителя и книгой жалоб и предложений. «Ситуация типичная как для Русской Православной Церкви, так и для других конфессий, — продолжает Михаил Аншаков. — Существование этих лавок и их функционирование мало соответствует требованиям законодательства».
«Если вы, например, купили некачественную свечку, то вы имеете право ее вернуть», — уверен председатель ОЗПП. — В законе нет ограничений, что если товар освящен, то он не подлежит возврату». Следующим шагом ОЗПП планирует в порядке судебного запроса истребовать документы фонда Храма Христа Спасителя и выяснить – какие организации и на каком основании занимают площади на территории храма. «После этого мы примем решение о расширении круга ответчиков, – добавляет Аншаков. — Мы хотим начать с создания прецедента здесь, для того, чтобы потом, возможно расширить… В целом, ситуацию изменить». При этом, по словам г-на Аншакова, иск не связан с политическими процессами или религиозными конфликтами. «Нас это абсолютно не касается, — убежден истец. — Нас интересует, чтобы Церковь привела свою деятельность в соответствие с законом». Г-н Аншаков не исключает, что при наличии грубых нарушений и жалоб подобные иски будут поданы и против других храмов.
Храм не имеет отношения к торговой деятельности, о которой говорится в иске
История с иском снова дала повод критикам Церкви поиздеваться над ней в блогах. При этом мало кто вспомнил, что здание храма Христа Спасителя не принадлежит Церкви, а реализация товаров нерелигиозного назначения не предусмотрена уставом подворья. «Здание храма Христа Спасителя и прилегающий к храму земельный участок находятся в собственности г. Москвы и переданы в доверительное управление некоммерческой организации – фонду Храма Христа Спасителя», — сообщает Юридическая служба Московской Патриархии. В безвозмездное пользование Церкви предоставлены лишь помещения верхнего и нижнего храма, а также несколько помещений для размещения ключаря и бухгалтерии подворья. Эксплуатацию остальных площадей и земельного участка осуществляет фонд Храма Христа Спасителя. Соответственно, все торговые и коммерческие объекты, размещенные на упомянутых площадях и территории, принадлежат Фонду. Кроме того, уставом храма не предусмотрено ведения торговой деятельности и реализации товаров народного потребления либо ювелирных изделий, не имеющих религиозного назначения. Таким образом, храм Христа Спасителя не имеет никакого отношения к торговой деятельности, о которой идет речь в иске Общества защиты прав потребителей.
Однако комментарий церковных юристов может, как это часто бывает в подобных случаях, ускользнуть от внимания массового читателя, но сама ситуация, когда на территории храма светская организация—собственник помещения ведет коммерцию, многим дает повод соблазниться. Как сделать так, чтобы сложная ситуация с правами собственности на помещения храма Христа Спасителя не вызывала подобных соблазнов в будущем?
Прот. Владимир Вигилянский: вампиры могут насытиться только кровью
— Верующих людей Храм Христа Спасителя ни в какой соблазн не ввергает, — считает глава Пресс-службы московской Патриархии прот. Владимир Вигилянский. По его словам, люди, которые «ищут всякого повода, чтобы еще раз плюнуть в сторону Церкви», всегда найдут для себя подходящий повод. По мнению священника, экономические обвинения традиционно используются для войны с Церковью. «В двадцатые, тридцатые, во времена Хрущева большинство священнослужителей отправляли в тюрьму именно по экономическим. Это очень известный способ борьбы с Церковью». По мнению батюшки, под видом защиты прав потребителей разворачивается еще один эпизод информационной и не только информационной войны против Церкви. «Нас будут все время щипать», — добавляет священник. «Как вампиры, которые могут насытиться только кровью, так и люди, борющиеся с Церковью, могут насытиться, только причинив ей вред», — уверен он. Соблазняющимся же людям внутри самой Церкви о. Владимир как пастырь советует идти на исповедь.
— Отец Владимир, вы не думаете, что нам, Церкви, нужно что-то изменить в связи с этой ситуацией?
— Вообще нужно многое менять. Церковь – это собрание грешников. Мы все грешники, от священноначалия до простых прихожан. И поэтому каждый грешник пусть меняет себя. И вот тогда что-то изменится в обществе, и в церковном народе в том числе. Мы все немощны, и эти немощи врачуются Церковью. Но ставить в храме кассовые аппараты – это издевательство над жертвой людей. Люди, которые приходят в храм и берут свечу – не покупают ее, а жертвуют таким образом свои деньги на храм. В этом смысле менять ничего не надо.
Фонд храма Христа Спасителя давать комментарии пока отказывается.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Кто отбирает поликлинику у детей? На этой неделе телеканал РЕН-ТВ выпустил в эфир передачу, в которой обвинил Церковь в захвате детской поликлиники на Ленинградском проспекте. Мы решили разобраться – что на самом деле стоит за этой историей
Свастика в поддержку «Pussy riot»: как защитить храмы от вандализма? Протоиерей Дмитрий Смирнов рассказал – как будет защищать свой храм, пострадавший недавно от хулиганства, а его прихожане поделились своими мнениями о произошедшем. Забор предложено отмыть, а храм оснастить системой видеонаблюдения
Конфликт Церкви и общества: что дальше? По следам воскресного противостояния возле храма Христа Спасителя, чуть не закончившегося дракой, с просьбой прокомментировать недавние события мы обратились к миссионеру протодиакону Андрею КУРАЕВУ и протоиерею Максиму ОБУХОВУ, «общественнику» и руководителю антиабортного просветительского центра «Жизнь»
Информационная война против Церкви или реакция общества? 4 апреля в московском «ДомЖуре» состоялась открытая лекция Владимира Легойды, главы Синодального информационного отдела. После лекции Владимир Романович ответил на некоторые вопросы «Нескучного сада»
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
Офис: коллектив против индивида? На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?
В Великобритании учителя снимают с детей кресты Прихожане кафедрального собора в Лондоне жалуются на то, что учителя могут снять с православного ребенка нательный крест и затем потерять его. Кресты снимают, якобы, ради безопасности детей во время занятий спортом
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Митрополит Иларион: запрет носить крестик это признак безумия Митрополит Иларион (Алфеев) негативно охарактеризовал судебное разбирательство о праве носить нательный крест на работе. «Это признак какого-то безумия и крайнего морального разложения, когда такие нормы не только вводятся, но даже и обсуждаются», – заявил митрополит Иларион
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Pussy Riot не пришли на встречу со священником 21 марта СИЗО номер 6, где содержатся возможные участницы группы «Pussy riot», посетили два священника. Фигурантки громкого дела о хулиганстве не пришли на службу в тюремный храм и не изъявили какого-либо желания встречаться со священнослужителями
Нужны ли нам враги? Если меня окружают враги, то в первую очередь мне стоит задать себе вопрос, что или кто их порождает: злой мир, в котором я живу, или я сам?
Для Pussy Riot попросили три года Со своими речами в хамовническом суде выступили сторона обвинения и адвокат потерпевших по делу Pussy Riot. Прокурор попросил для PR три года колонии общего режима, а адвокат от имени своих доверителей – условного срока
Опять «Пусси»: протодиакона Андрея Кураева могут пригласить в суд по делу о панк-молебне 20 июля состоялось очередное предварительное судебное заседание по делу «Пусси райот». Адвокат участниц группы, уже около полугода пребывающих под стражей, подал ходатайство о привлечении к судебному процессу известного православного публициста и миссионера отца Андрея Кураева и самого Патриарха Кирилла
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.