На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Конфликт Церкви и общества: что дальше?


Версия для печати
01.05.12, 19:44

По следам воскресного противостояния возле храма Христа Спасителя, чуть не закончившегося дракой, с просьбой прокомментировать недавние события мы обратились к миссионеру протодиакону Андрею Кураеву и протоиерею Максиму Обухову, «общественнику» и руководителю антиабортного просветительского центра «Жизнь».



В прошедшее воскресение возле храма Христа Спасителя состоялось очередное столкновение между защитниками «Pussy Riot» и православными активистами. В это раз защитники хотели «отслужить молебен против Путина». Акция стала во многом ответом на молитвенное стояние «в защиту православия», состоявшееся неделей раньше. Встреча с активистами, окружившими вход в храм Христа, чуть было не закончилась потасовкой и дракой. На фоне эскалации конфликта мы обратились к известному миссионеру протодиакону Андрею Кураеву и «общественнику» протоиерею Максиму Обухову с вопросом:

Прот. Максим ОБУХОВ, настоятель храма мученика Вонифатия при Московской областной психиатрической больнице, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь».

Новый виток конфликта является результатом провокаций, и стоит в одном ряду с предыдущими антицерковными акциями. В этом же ряду находятся всем известные «пляски в храме». Пляски являлись провокацией, которая была призвана разделить общество на несколько групп и стравить их между собой.

Эти действия предполагают наличие какого-то мозгового центра и заранее спланированного сценария. Наша возможная агрессия входит в этот сценарий. Поэтому нам нужно действовать по-умному и в каком-то смысле непредсказуемо. Нужно как-то менять эти правила игры и не отвечать на провокации так, как этого ожидают от нас их организаторы. Надо понимать, пляски в храме – это не есть просто инициатива каких-то сумасшедших женщин. В самом храме было не мене 15 человек, и за этим стояли политтехнологи. Все было хорошо продуманным мероприятием — масштабным и с мощной поддержкой СМИ. Фактически, в акции пусирайот были задействованы десятки человек. Как сказал о. Димитрий Смирнов, это было своего рода «выстрелом Авроры», сигналу к началу новой войны. И я ожидаю, что это будет продолжаться, и может быть даже усиливаться. Нет никаких оснований считать, что сейчас все затихнет и само собой утрясется.

Воскресные столкновения – означают, что провокация удалась. Авторы своего добились – люди разделяются на группы и враждуют между собой. Здесь стоит иметь виду, что мы сталкиваемся с акциями агрессии против верующих. Одно дело, когда кто-то в блогах критикует Церковь и устраивает всякие флэш-мобы в Живом журнале. А другое – когда приходят в храмы или на территорию перед храмами, а это явная агрессия. Чтобы защититься, придется выставлять охрану у Храма Христа Спасителя, пока эта волна не стихнет.

Что делать молодым людям? В условиях, когда происходит явная агрессия – нужно применять меры необходимой самообороны. Конечно, молодежь должна организовываться и, по мере возможности, защищать свои святыни. Но и государство должно защищать верующих граждан. Ведь демократическое устройство государства предполагает не только свободу самовыражения людей, но и свободу достоинства личности, обеспечивать защиту достоинства человека от дискриминации и от преследования по религиозному признаку. А сегодня мы столкнулись с тем, что у нас, фактически, возродился союз воинствующих безбожников. Из небытия, из глубины ада, он пришел опять на русскую землю. Для подобных вещей существует 282 статья УК. Она должна защищать и православных тоже. Смысл антицерковной агрессии – антихристианство, русофобия, оскорбление, преследование людей за принадлежность к определенному вероисповеданию. А то, что провоцирующие называют себя православными – это часть сценария провокации.

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, миссионер.

Если на этот раз была попытка повторения февральской акции, значит, стратегия избыточно жесткого консолидированного отпора со стороны профессионально-патриотической общественности, желание запугать подражателей и единомышленников «пусей» не срабатывает. Напротив - идет героизация нахулиганивших узниц и у них появляются подражатели.

Впрочем, может быть на этот раз и в самом деле хотели обойтись без хулиганства, а шли исключительно с целью просто подать поминальную записку. Тогда эта записка адресует богословам и историкам Церкви серьезный вопрос: а может ли вообще Церковь молиться «против» кого бы то ни было?

Дело в том, что в православной Церкви есть чины благословения, и нет чинопоследований противоположного назначения. У нас есть таинство крещения, но нет таинства «раскрещивания». У нас есть таинство венчания, но нет обряда «развенчивания». Точно также и молебны: нельзя заказать молебен «против» чего-то. Мы молимся всегда только «за», молебен может содержать только благие пожелания, а не пожелания злоключений кому-то.

Вся Церковь была негативно единодушна по отношению к императору Юлиану Отступнику, но служила ли она молебны о его скорейшей «отставке»? Мы можем найти примеры частной сокровенной молитвы святых той поры об избавлении от Юлиана, но все равно это не были публичные молебны.

Сейчас отношение православных граждан России к В. В Путину отнюдь не является однозначно негативным. Многие православные искренне его поддерживают. А общецерковная молитва не может нести что-то, заведомо неприемлемое для большой части самой же Церкви.

В тоже время, каждый новый эпизод в истории вокруг феминисток оказывается шагом к эскалации конфликта. Но я против того, чтобы делать ставку на разнуздание страстей. И ведь не только либеральный лагерь делает на это ставку, но и «наш», православно-патриотический. Им кажется, что раз они защитники, значит им позволено все. Любой опричник теперь цитирует слова св. Иоанна Златоуста, и убежден, что оказывается самый близкий путь к святости – это «освятить свой кулак» ударом по чьему-то лицу! Нужно, стало быть, только дождаться повода для такого освящения.

У святителя Иоанна Златоуста действительно были такие слова, но ведь нужно помнить, что он был проповедником, и как у любого ритора, его речь часто содержала метафоры, преувеличения. Вспомните его знаменитое «Пасхальное слово» с восклицанием: «Христос Воскрес и ни единого во аде!» Если понимать эти слова дословно, то с точки зрения догматики выудет непринятое Церковь учение об апокатастасисе? Неужели во аде и в самом деле не осталось никого, в том числе и свежеповесившегося Иуды? Вполне может быть, что и в этом случае имеет место естественное для ритора поэтико-романтическое преувеличение. (Впрочем, это вопрос и в самом деле непростой, и ему посвящена прекрасная книга митрополита Илариона Алфеева «Христос – победитель ада»).

В жизни мы видим, что Иоанн Златоуст не следует собственному призыву: он никогда не прибегает к насилию как к методу противостояния со своими оппонентами. Кроме того, у святителя Иоанна есть значительное число других речей, где он выступает с противоположных позиций, где он говорит, что насилие недопустимо в вопросах веры:
«Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием. Потому ни один царь из принявших учение Христа не издавал указов против язычников» . «Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал» (Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана и к язычникам, 3).

«Благочестивый царь ни один никогда не решался наказывать и мучить кого-либо из неверующих, понуждая его отстать от заблуждения» (Похвала святой великомученице Дросиде и о памятовании смерти). «И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной». (На Матфея 46,1).

«Сегодня мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых – живыми. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу. Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый» (Шесть слов о священстве. Слово 2,4).

Что же нам делать сегодня? У меня есть простой совет, хорошо известный всем родителям: если ребенок задает неудобный для нас вопрос или совершает какие-то действия, плохих последствий которых он еще не может понять, надо просто отвлечь его внимание. Перевести тему разговора на что-то иное. Вот и нам хорошо бы сменить информационную повестку дня. Нужно найти другие поводы: как для полемики, так и просто для разговора о Церкви. И эти поводы, желательно созидательного, мирного характера, должна дать сама Церковь.

… Кстати, слышали про новость из Гватемалы? Президент Гватемалы Отто Перес Молина, чтобы разобраться как и чем живут простые гватемальцы, и тем самым стать ближе к народу, решил прожить несколько дней в самом бедном районе города Уита. Несколько дней Перес Молина проведет в бедной семье, где есть больной ребенок, страдающий от хронического недоедания. Кроме того, нужно отметить, что последовав примеру президента, в семье бедняков решил пожить и вице-президент страны, а также несколько чиновников…

Кирилл МИЛОВИДОВ, Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Конфликты 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.