Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных ограничить потребление ради экономического успеха. Социолог Даниил АЛЕКСАНДРОВ, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, говорит, что богатым можно уменьшить показное потребление, а бедным дать возможность потреблять больше, чтобы «средняя температура» для роста экономики сохранялась.
Ганс Мемлинг. Портрет мужчины с монетой императора Нерона (до 1480)
— Зависит ли экономическая система от идеологии и вероисповедания страны, или она развивается по собственным законам?
— Классическая в социологии работа Макса Вебера (XX) «Протестантская этика и дух капитализма» такую зависимость констатирует. Протестантское богословие рассматривает экономический успех человека как Божий дар, который нужно развивать. То есть обогащаться не запрещается, но большую часть прибыли необходимо вкладывать в развитие бизнеса (преумножать таланты), и лишь скромную часть оставлять на личные нужды.
И если сегодня взглянуть на некоторые протестантские регионы, Скандинавию, например, то мы увидим пример вполне успешной инвестиционной экономики, когда средства вкладываются в развитие, а потребности людей достаточно умеренны. И разница между бедными и богатыми не столь явна, как в других странах.
В Юго-Восточной Азии конфуцианская этика также ориентирована на поддержку трудолюбия. Считается, что китайское, корейское, вьетнамское трудолюбие исходит из конфуцианской системы ценностей. Значит, в какой-то мере можно говорить о конфуцианской экономике. Поэтому суждение отца Всеволода Чаплина можно понять: связь экономики и религии существует, во всяком случае, на определенных этапах развития.
— А можно ли говорить о православной экономике?
— Вопрос в том, насколько она продуктивна в масштабах государства, а это не очевидно. У нас нет примеров, чтобы православные страны были экономически успешны, взять, например, Грецию.
А вот пример Франции и Ирландии, а также Чили — положительный для католичества. Долгое время после Вебера считалось, что протестантские страны преуспевают, а католические отстают. Но современное католичество уже не препятствует успеху, может быть потому, что оно менее ревностное, чем раньше. Отступление от устоев иногда ведет к росту экономики. Практикующему католику или православному нужно думать о горнем, а не о земном, искать Царствия Небесного, а не земного богатства. Но у нас нет прямых свидетельств успеха, можно только рассуждать о традициях.
— Православная экономика — это монастырская экономика?
— Проблема в том, что наши традиции монастырского хозяйствования были прерваны, и сейчас их уже нет. В пору расцвета православные монастыри хозяйствовали успешно, но это было очень давно. Разве можно опереться на традиции, которых нет?
— Пора расцвета — это при крепостном праве, когда в собственности монастырей были крестьяне и земли?
— Да, расцвет – это XVI-XVII века. Однако монастыри и позже сохраняли свою экономическую роль.
Северные монастыри еще долго были образцами хозяйствования и примерами экологически правильного использования ресурсов. Например, на Соловках от времен игуменства св. Филиппа Колычева, будущего митрополита Московского (XVI в.) до начала XX в. было продвинутое хозяйствование: даже одна из первых электростанций на Севере была поставлена в монастыре.
Но все было прервано. На Соловках мне рассказывали, что там долго не могли понять, как устроена монастырская система отопления, пока не приехал старик, в молодости бывший там истопником. Когда монастырь разогнали, он ушел, а потом только он и смог объяснить, как проходят воздуховоды, которые горячим воздухом от огромной пекарни, просфорни и кухни отапливали храм. Это яркий пример прерванной традиции: люди ушли, и даже отоплением без них никто не умеет пользоваться.
— Протоиерей Всеволод Чаплин предложил ограничить потребление для успеха не монастырской, а вполне современной и светской экономики. Есть ли рычаги, которые могут сократить потребление жителей в масштабах страны, не дожидаясь общественного консенсуса? Ведь странно ожидать, что люди сами поголовно станут аскетами.
— Если людям дается мало еды или одежды — это внешнее ограничение потребления, которое нет смысла обсуждать. Настоящее ограничение потребления связано с изменением ценностей, когда люди сами перестают, например, ездить на больших машинах и тратить много бензина, или стараются производить меньше мусора.
В мире сейчас растет движение к тому, чтобы меньше потреблять. В разных странах есть свои традиции ограничения потребления, но они связаны скорее с национально-культурными, чем с религиозными ареалами. А в России, к сожалению, очень развито показное потребление. Люди демонстрируют себе и окружающим, что они тратят много денег. Хорошо было бы, чтобы ограничение потребления вошло в число важных ценностей человека.
— Ограничение потребления, несомненно, поможет экологии. Но поможет ли оно экономике?
— Есть примеры успешных экономик, где очень мало показного потребления. Например, в тех же скандинавских странах принято вести себя гораздо скромнее, чем в России. В денежном объеме они потребляют не меньше, чем в России, но потребление распределено более равномерно.
Разрыв между бедными и богатыми скандинавами по характеру потребления меньше, чем между бедными и богатыми русскими. Их богатые ведут себя скромнее, их бедные могут больше себе позволить, а в целом экономическая температура в стране достаточно высока, чтобы поддерживать экономику. И производство в хорошем состоянии, так как именно в его развитие вкладывают средства, и это заложено в налоговую систему.
Наша российская проблема в слишком большом неравенстве: у одних не хватает ресурсов для самого основного личного потребления, у других много больше, чем нужно на обеспечение успешного стиля жизни себе и семье, и начинается показное потребление — кричаще дорогие машины или часы, бессмысленные «евроремонты» с позолотой, не говоря уж о виллах и новых поместьях, в которых никто и не живет, кроме обслуги.
— Как можно отличить разумное потребление от перепотребления?
— Критериев нет. Известное отличие бедных от богатых в том, что бедные берегут деньги, а богатые — время. Вы предпочитаете быстрый, но дорогой поезд медленному, но дешевому, потому что деньги не так существенны, как время. Это не значит, что бедные не ценят свое время, но у них так мало денег, что им приходится экономить. Сначала удовлетворяются функциональные потребности — например, машина для поездок на работу, квартира для самостоятельной жизни выросших детей. А потом речь уже начинает идти о другом: покупается огромная дорогая и ненужная машина, и это уже показное потребление.
— Современная жизнь устроена так, что человек только выходит за порог — и сразу начинает тратить деньги. Это результат рыночной экономики? Как себя ограничить?
— Это закон любой экономики, в которой есть деньги. Только в экономике с натуральным обменом такого не будет.
Как только у вас появляются деньги, вы начинаете их тратить. Если родители с детьми в Голландии XVII века шли на рыночную площадь, дети начинают клянчить деньги на покупки. То же в России XIX века: ребенок клянчит леденец. Вопрос в том, будет ли ребенок ограничен в потреблении условных «леденцов» — не оттого, что у вас не хватает денег, а потому, что вы не считаете полезным есть столько сладкого, и, главное, потому, что он не должен расти с ощущением, что каждое его глупое или сиюминутное желание будет удовлетворяться автоматически. Важно воспитывать самоконтроль и самоограничение.
Когда в советское время мои друзья начинали разбираться, как правильно поститься, они пошли читать старых авторов, и в литературе XIX века они обнаружили, что для мирян четких правил поста вообще нет. Главное, что они поняли: нужно ограничить себя в том, что тебе нравится, и думать не об услаждении себя, даже если нравится что-то постное. Нужно привыкать себя ограничивать, а в чем — в мясе, молоке или соленой рыбе и икре — уже вторично.
Хорошо, если религиозные ценности поддерживают ограничения, но русская традиция состоит не в самоограничении. Русская традиция (не вера, а именно сложившаяся традиция) в том, чтобы грешить, а затем каяться. Это свойственно греко-православному миру вообще. Впрочем, и католическому тоже. Недаром лютеровская Реформация началась с выступления против индульгенций. Если носители православной культуры справятся с традицией грешить «бесстыдно, беспробудно» и потом каяться и легко прощать себе любые грехи, то многое изменится.
— Может ли высказывание отца Всеволода Чаплина об экономическом росте православных стран в целом оправдаться в будущем? Ведь суть экономики — в стремлении к прибыли?
— Оправдается ли надежда на успешное экономическое развитие православных стран, я не знаю. Сомневаюсь. Но думаю, успешная экономика страны возможна без массового стремления к прибыли любыми средствами. Сейчас побеждают инновационные экономики, где ценно создание нового, а не потребление и увеличение прибыли от старого. Потребление тоже необходимо: если новое созданное не будут потреблять, оно не будет производиться.
Но невозможно победить в современной конкуренции без инновационной деятельности, а она напрямую не связана с массовым потреблением в стране, производящей инновации. У нас существует массовое показное потребление, а инновационная экономика развита в таких странах как Корея и Финляндия. При этом финны и корейцы довольно скромны с точки зрения личного потребления.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Экономист Сергей Афонцев: Зависимости между верой и экономическим успехом нет Остановится ли рост мировой экономики и выиграют ли от этого православные страны, почему перепотребление угрожает личности, а не государству, почему доктрина "протестантской этики и духа капитализма" не работает и с чем связан коллапс Греции, — тему "Православие и экономика" продолжает доктор экономических наук Сергей Афонцев.
Игумен Филипп (Симонов): ограничить потребление возможно, важнее вопрос "зачем"? Доктор экономических наук игумен Филипп (Симонов) не согласен с предложениями ради успеха страны ограничить потребление и не считает эту меру шагом на пути к православной цивилизации. По мнению священника-экономиста, ограничивать себя должен только сам человек и только ради Царствия Небесного, а не ради государственной экономики
Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто.
Экономический кризис: Греция, Германия и Православная Церковь Статья греческого автора Христоса Тагаракиса анализирует антиправославные публикации в западной прессе: за что ругают Греческую Церковь? Почему Греческое государство платит священникам зарплату из бюджета и почему храмы не облагаются налогом?
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.
1913-2013: сто лет российской жизни в цифрах В Советском Союзе с 1913 годом сравнивали все – от рождаемости до выплавки чугуна. В канун столетия «статистического эталона» можно посмотреть, что изменилось. Россияне стали есть больше сахара и яиц и почти в четыре раза (!) больше пить. Депутат Госдумы сто лет назад получал примерно 175 тыс. руб. нынешними, провинциальный учитель – 52, 5 тыс. руб.
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
Церковный налог или добровольное пожертвование? В Финляндии с начала года церковный налог отказались платить до 20 тысяч человек, а в Германии за прошлый год – 126 тысяч католиков. Почему православные в Германии не участвуют в государственной системе финансирования религиозных объединений через сбор специального налога, рассказывает секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай АРТЕМОВ
Судьба гастарбайтера «Мне сказали, что там будет жить пять человек. Но в первый же вечер в квартире все было как в египетском кафе! Много-много людей! Большинство из них уже спали. Кто-то показал мне мое место на полу. В первый же день когда я ночевал там, наутро я не смог найти носки. Спрашиваю: “Уэр из май сокс?!” Вышел в коридор -- а там как в обувном магазине! Огромное количество обуви. Но моих носков уже нет...»
Между двух огней: Элладская Православная Церковь и социальный кризис в Греции. В течение последних недель вся Европа с замиранием сердец следила за событиями в столице Греции. Как поэтично выразился президент Европейского Центрального Банка Жан-Клод Трише: «Сейчас весь мир смотрит на греков». В среду в Афинах греческий Парламент должен был, наконец, окончательно решить вопрос о принятии или непринятии «пакета антикризисных мер».
Зачем нужны философы? В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире – «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Трудовые договоры и образование священников хотят поставить под контроль местных властей В конце февраля Госдумой в первом чтении был принят проект изменений в законе о свободе совести. В СМИ появились сообщения, что официальные представители Русской Церкви проектом недовольны. Что настораживает Церковь, мы поинтересовались у главы юридической службы Московской Патриархии инокини КСЕНИИ (ЧЕРНЕГИ)
Во что верит бывший гегемон? У Русской Православной Церкви около 20 храмов на производстве. О жизни таких приходов и самих рабочих -- Степан АБРИКОСОВ.
Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия Экономические проблемы Церкви — тема больная. Большинство наших соотечественников убеждены, что деятельность, приносящая прибыль, религиозным организациям не к лицу. На этом охотно играла атеистическая пропаганда. Ни один уважающий себя советский антирелигиозный музей не мог обойтись без стенда, посвященного монастырскому землевладению. Попробуем разобраться, действительно ли Русская Церковь в прошлом была настолько богата?
Почему многодетных мало Страна в демографическом кризисе: скоро мы начнем убывать гораздо большими темпами, чем до сих пор, а россияне все равно не хотят заводить детей. Политики и общественные деятели говорят: у нас моральный упадок. Многодетные семьи, которых и так мало, чувствуют свою вину: надо было еще больше рожать! Но возможно ли это в современном обществе? И смогут ли семьи с большим количеством детей создать в нем «критическую массу»?
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
С кем воюет Церковь? «Церковь воинствующая» — это про нас? Протоиерей Сергий Правдолюбов объясняет — с кем воюет Церковь, должны ли христиане быть воинственными, чтобы защитить свои святыни от поругания и действительно ли Иоанн Златоуст предлагал «затыкать» хулителей
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.