Разговоры о кризисе Церкви как института не смолкают; да и в самом деле, что такое череда нынешних околоцерковных скандалов, если сдуть с них пену, как не поиски места Церкви в современном обществе? Они не вчера начались, не завтра закончатся, и вот уже примерно два десятилетия я слышу от разных и весьма уважаемых людей один и тот же призыв: давайте вернемся, наконец, к решениям Поместного Собора 1917-18 годов и начнем их исполнять! Я и сам думал долгое время, что именно это будет почти идеальным решением….
Приходской совет Ильинской церкви села Селихово. Фото начала XX века
А сегодня я всё чаще задумываюсь: будет ли? И если будет, отчего же за последнюю четверть века церковной свободы это движение так, по сути, и не началось? Святость огромного количества участников Собора и добрая их воля несомненны, глубина проработки вопросов выше всяких похвал, решения взвешены и мудры. Тогда их не удалось применить на практике из-за Гражданской войны и гонений. Тот Собор опоздал…
Что же сегодня? Взять, к примеру, такой замечательный документ Собора, как «Определение о православном приходе», он же «Приходской устав». Не буду цитировать или пересказывать отдельные его положения, скажу только, что он наделял основной властью на приходе полное собрание прихожан под председательством настоятеля. Словом, это община, находящаяся в подчинении у епископа, но во многих отношениях самоуправляемая. Согласно же ныне действующему уставу 2011 года (принятому единогласно и без малейших возражений в огромном большинстве приходов), приходом управляет епископ, прямо или через назначенного им настоятеля, и в любой момент может поменять состав избранного приходского собрания по своему усмотрению – а что касается «прихожан», то их в этом уставе вообще нет.
А может быть, дело в том, что их обычно нет и в реальности, этих прихожан? Устав 1917-18 годов определял приход как единицу прежде всего территориальную: это были сознательные православные христиане, живущие, как правило, по соседству с храмом, несущие за него полную ответственность, в том числе и материальную и потому решающие судьбу своей общины. Разумеется, они регулярно приступали к таинствам. Много ли таких в наше время? Один храм у нас рядом с домом, другой – рядом с работой, тут священник знакомый, там евангельская группа или воскресная школа интересная, где-то еще храмовый праздник, а то бывают командировки, отпуск, поездки на дачу… переезды, в конце концов. Многие ли готовы не просто зайти в тот или иной храм по тому или иному поводу, а зарегистрировать свое членство в приходе, взять на себя ответственность за его жизнь?
Нет ничего проще, конечно, чем сверху взять да и «приписать» всех православных к какому-то храму, тем более, что многие действительно обычно ходят в один и тот же (скорее «по интересам», чем по территориальному признаку). Но как выделить тех, кто действительно обладает способностью и желанием участвовать в церковной жизни, кто, в конце концов, достаточно грамотен, если огромная масса людей в наших храмах – захожане, «потребители религиозных услуг»? Если пригласить их на приходское собрание, да с правом решающего голоса, как по тому уставу, многие ведь придут. И такого там нарешают… А как – не пригласить? Проверить, с какой регулярностью исповедуются и причащаются – видимо, по справкам, или по записям в журнале (Устав 1917-18 гг. предусматривает такие записи)? Устроить экзамен на знание основ догматики и канонического права? А кто будет принимать? А если группируются «по интересам», то ведь и анафематствовать друг друга два прихода могут, при радикальном несовпадении интересов-то…
Словом, нормы Устава отражают ситуацию, близкую к идеальной, и очень далекую от реалий России начала XXI века. Боюсь, впрочем, что и сто лет назад до этого идеала было далеко: очень скоро те самые простые русские люди православного вероисповедания устроили на своей собственной земле такое… и ведь голосовали практически единогласно. Опыт введенной одним махом сверху парламентской демократии вызвал в России 1917 года катастрофу – а можно ли было рассчитывать, что подлинную соборность можно было бы успешно ввести вот таким же соборным решением?
Думаю, что нынешний Устав под лозунгом «вся власть епископам» вполне соответствует нашей ситуации. И видимо, так думаю не я один, раз приняли его почти без возражений (исключения были, и очень примечательные, но мы сейчас говорим об основном тренде). Не новый Устав (или старый, образца 1917-18 гг.), введенный каким-то особо просвещенным Собором, может изменить положение дел в Церкви, а скорее наоборот: когда изменится сознание церковного народа и его опыт, тогда он найдет для себя соответствующие формы, в частности, в виде нового Устава. Каким он будет, бессмысленно пытаться угадать.
А вот что мы можем сделать здесь и сейчас, причем без волшебной палочки, обсуждать можно и нужно. Мы видим, как нарастает активность простых прихожан в самых разных областях церковной и общественной жизни, и она, как правило, не ограничена рамками прихода. Группы милосердия, школы молодежного служения или помощь пострадавшим от стихийных бедствий – всё это может быть организовано при храме или монастыре, но круг участников никак не совпадает с кругом его прихожан. Да и общество интересуется не столько внутриприходскими вопросами, сколько именно такими вещами: а что, например, делают христиане в Крымске, как миряне, так и священники?
За последние сто лет наше общество изменилось радикальным образом, причем не единожды, и такая же революционная перемена произошла в области средств общения. Мы встречаемся и обсуждаем важнейшие жизненные вопросы, как правило, уже не на базаре или завалинке, не в клубе или приходском доме, а в интернете. Когда наш родной приход завел свою группу в фейсбуке, мы, рассеянные по мегаполису прихожане, наконец-то смогли встретиться и нормально обсудить некие очень важные для нас вопросы. А почему бы и нет, в конце-то концов? Никакого приходского дома у нас ведь нет, и неоткуда его взять в центре Москвы, а попытки введения фиксированного членства… что ж, они, по сути, превращались в архивные материалы «кто считал себя членом нашего прихода на такое-то число такого-то года». Лет через пять интересно было посмотреть.
Христианство в свое время победило и преобразило мир именно потому, что оно отказалось привязываться раз и навсегда к «проверенным временем» формам. Вместо этого оно, не забывая о традиции, преображало изнутри, наполняло новым содержанием те формы и те явления, которые возникали естественным путем – и включало их в круг усвоенных понятий. Не отказываясь ни в коем случае от идей соборности, активности и ответственности, ясно выраженных в деяниях Поместного Собора 1917-18 годов, мы, я думаю, можем искать формы и методы, адекватные вызовам нашего, а не прошедшего времени.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Планы «реформации» Церкви: взять все, да и поделить В нашумевшей статье предлагается упразднить Патриархию и превратить Русскую Православную Церковь в конфедерацию независимых приходов. А к чему это могло бы привести на практике?
Кто отбирает поликлинику у детей? На этой неделе телеканал РЕН-ТВ выпустил в эфир передачу, в которой обвинил Церковь в захвате детской поликлиники на Ленинградском проспекте. Мы решили разобраться – что на самом деле стоит за этой историей
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия Экономические проблемы Церкви — тема больная. Большинство наших соотечественников убеждены, что деятельность, приносящая прибыль, религиозным организациям не к лицу. На этом охотно играла атеистическая пропаганда. Ни один уважающий себя советский антирелигиозный музей не мог обойтись без стенда, посвященного монастырскому землевладению. Попробуем разобраться, действительно ли Русская Церковь в прошлом была настолько богата?
Почему ушел в отставку предстоятель Американской Церкви? Еще в пятницу 6 июля предстоятель Православной Церкви в Америке («Orthodox Church in America», или сокращенно OCA) митрополит Иона опубликовал заявление, в котором сообщил о собственном уходе в отставку. Чем вызвана эта отставка нам объяснил протоиерей Леонид Кишковский.
Православная Африка: чтец, певец и барабанщик Почти миллион православных живут в Кении, большая часть из них — в округе города Ньери через экватор от столицы. Познакомить нас с местными приходами взялся священник Филипп Гатари, настоятель храма прп. Антония Великого и директор местной школы
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Церковь будет контролировать «концертный репертуар» в цоколе храма Христа Спасителя Как сообщил нашему журналу председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, любые мероприятия, которые проходят в зале церковных соборов на цокольном этаже храма Христа Спасителя, будут теперь обязаны пройти церковную экспертизу
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Японское православие: два года после Апокалипсиса В крупных городах Японии приходы растут, а в провинции вымирают, прихожане иностранцы – не только русские, но и рабочие румыны, после землетрясения храмы постепенно восстанавливаются, но прихожанам вселять надежду на будущее. Что главное в православной миссии среди японцев, в годовщину бедствия 2011 года рассказывает священник Климент Кодама
Правила жизни счастливого священника Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.
Зачем освящать уже освященный престол? В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов
100 лет храму Марфо-Мариинской обители! 21 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня освящения Покровского храма в Марфо-Мариинской обители милосердия. Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма и ректор ПСТГУ, рассказал в проповеди о своем знакомстве с дочерью художника Нестерова и с сестрами обители, помнившими прп.Елисавету Федоровну
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Православная Африка: христиане из племени масаи В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.