На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 3 (86)'2013

Как чудеса изучают в Ватикане


Версия для печати
06.03.13, 11:14

В Католической церкви «изучать чудеса» начали гораздо раньше нашего: не было такой отчужденности между верой и наукой, как в атеистическом СССР. Поэтому опыт западных христиан в этой области шире.


Решает папа

В Ватикане явлениями и событиями, которые могут быть названы чудесными, занимается специальная Конгрегация (коллегия епископов) по делам святых. Принципиальный подход к исследованию чудес схож с подходом Православной Церкви. Есть некоторая разница в частностях.

Процедура исследования строится так: Конгрегация поручает комиссии ученых тщательно исследовать необычное явление с тем, чтобы, во-первых, подтвердить сам факт явления, исключив, например, галлюцинацию; во-вторых, подтвердить, что это явление не вызвано какими-либо естественными причинами.
В комиссию могут входить как верующие, так и неверующие ученые. По словам генерального викария Архиепархии Божией Матери Римско-Католической церкви в Москве монсеньора Сергея Тимашова, «главное требование к ним — не рекомендация духовника, а рекомендация научного сообщества; ученый должен быть признанным специалистом в своей области».

Если ученая комиссия делает вывод о том, что некое явление нельзя объяснить всеми известными науке способами, ставится вопрос: можно ли говорить, что причиной такого явления стало божественное вмешательство и каков может быть его смысл? Или, может быть, наоборот, это явление, хотя и сверхъестественно, но имеет не божественную природу, а является дьявольской подделкой? Этим уже занимаются богословы.

Богословская и научная комиссии работают раздельно, независимо друг от друга, для принятия решения внутри комиссии нужно большинство в две трети голосов.

Когда все свидетельства и результаты исследований богословской и научной комиссий «на месте», там где произошло чудо, собраны, они передаются в Конгрегацию по делам святых. Епископы соборно, большинством в две трети голосов выносят вердикт: можно ли представлять на суждение папы мнение о том, что какое-либо явление действительно можно назвать чудом.

Окончательное решение принимает папа Римский, но фактически это выглядит как утверждение папой предложения Конгрегации. У папы есть право возвращать решение конгрегации на «доработку», если ее доводы не представляются ему убедительными. Но это всегда закрытые рассмотрения, и узнать об окончательном решении можно только тогда, когда оно принято и опубликовано — публикуются только положительные решения.

Индивидуальный подход

Вопрос о границах при исследовании чудес и применимости различных технологий у католиков, как и в Православной Церкви, связан прежде всего с проблемой сохранности самой святыни. «До сих пор ведутся споры, насколько обоснованно изымались образцы Туринской плащаницы для тех исследований, которые уже проводились, — отметил о. Сергей Тимашов. — Но вопрос это непростой. Здесь уместна аналогия с исследованием клеток у заболевшего человека, для того чтобы поставить верный диагноз, от точности которого зависит его спасение. Такой анализ может быть болезненным, тяжелым, и те клетки, которые будут взяты на исследование, обратно уже не вернешь. Но все понимают, что этот анализ не является неуважением по отношению к человеку, а проводится для того, чтобы было сделано все возможное для его выздоровления. Внятные этические критерии необходимы, но в каждом случае они могут быть индивидуальными, адекватными конкретной ситуации».

Тайна Ланчано

В границы допустимых исследований в Католической Церкви входят даже Святые Дары. Католики знают несколько евхаристических чудес — изменения евхаристических видов Святых Даров. Как сказано об этих случаях в исторических свидетельствах, эти чудеса всегда были ответом на сомнение или недоверие человека, часто священника, тем словам, которые сказал Христос, устанавливая Таинство причастия: «Сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя» (Мф. 26: 26), и которые священник произносит во время евхаристического канона.


Наиболее известный подобный случай произошел в 750 году в Ланчано (Италия). Священник церкви святого Лонгина Сотника усомнился — правда ли пребывает в освященной гостии Тело и Кровь Христа? И во время евхаристического канона он ощутил, что хлеб стал Плотью, а вино — Кровью. С тех пор, уже более тысячи лет, на престоле храма святого Франциска Ассизского в Ланчано (Chiesa di San Francesco), построенного на месте существовавшей с VII века церкви святого Лонгина Сотника, в которой и произошло это евхаристическое чудо, хранятся Святые Дары, с которыми произошло изменение евхаристических видов.

Отец Сергей Тимашов: «Когда Церковь встречается с таким феноменом, возникает вопрос: как с этим быть? Понятно, что это — не то, чем надо причащать верных. Потому что Христос дал нам хлеб и сказал: “Это — Тело Мое” — и вино, сказав: “Сия есть Кровь Моя”. Но как быть с тем, что обнаружилось? Священник может видеть это изменение, но не иметь каких-то доказательств. И потому Католическая Церковь проводила исследования с целью понять, с чем мы имеем дело».

В 1970 году было принято решение изучить случай в Ланчано. С участием медиков, химиков, биологов было сделано множество анализов и вынесено заключение о том, что в дарохранительнице в Лачано находится человеческая кровь четвертой группы, сохраняющая все характеристики свежей крови, и фрагмент ткани сердечной мышцы без признаков тленности. На протяжении многих лет, когда велись наблюдения, кровь не проявляла и не проявляет признаков свертываемости, в тканях сердечной мышцы не происходит каких-либо естественных изменений. Независимая медицинская комиссия не нашла естественно-научных объяснений этого феномена. В 1973 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), проведя независимое расследование, согласилась с ее выводами. Католическая Церковь официально признала ланчанский феномен чудом.

Отец Сергий Тимашов: «Интересно, что случаи изменения евхаристических видов Святых Даров наблюдались именно во время богословских споров внутри самой Церкви о Евхаристии: как понимать слова Христа: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…Сия есть Кровь Моя”? Символически, буквально? То есть речь шла об адекватном богословском описании Предмета причастия. Согласно догматике Католической Церкви, в Святых Дарах реально присутствует Христос, Тело и Кровь Христовы, под видом Хлеба и Вина. Изменение видов происходит таинственно во время Евхаристии и по своему богословскому описанию близко по смыслу термину “преложение”, который употребляет византийская традиция».

Веруем на слово

Признает ли Православная Церковь чудо в Ланчано? «Признает и благоговеет перед чудом в Ланчано, происшедшим еще в неразделенной Церкви, — отмечает священник Олег Мумриков, преподаватель кафедры богословия и библеистики МДАиС. — О реальности евхаристических чудес говорит наличие в Православном Служебнике еще с XVII века наставления, кратко именуемого “Известием учительным”, о том, как правильно совершать Таинства Святой Евхаристии и что делать, если возникают недоумения относительно различных случаев, которые могут приключиться во время Божественной литургии: “како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися”.

В их числе есть прямая инструкция о том, что делать, если у священника в руках произойдет реальное изменение евхаристических видов: “Если после освящения хлеба или вина будет явлено чудо, т. е. вид хлеба покажется в виде плоти или младенца, вино же в виде крови, и если вскоре не изменится этот вид, т. е. снова не покажется вид хлеба или вина, но останется неизменным, то иерей никак не должен этим причащаться. Так как это не суть Тело и Кровь Христовы, а чудо от Бога, явленное ради неверия или какой другой вины. Иерей же должен взять другую просфору (если изменится вид только хлеба) и, как было указано, все положенное по проскомидии над агнцем совершить и приготовить святой агнец и, отложив и сохранив претворенный чудом Агнец, начать с молитвы: С сими и мы блаженными Силами… и все по порядку совершить (над чашей же ничего не повторяет). Если же и в чаше вид вина изменился в кровь, то, вылив ее в другую чашу или приличный сосуд, вольет в чашу вино, произнеся все положенное по проскомидии, и обычно ее освятит. И, причастившись, совершит службу.

Если вскоре хлеб, принявший вид мяса или младенца, снова примет свой прежний вид, или в чаше, где была видна кровь, снова будет явлен обычный винный вид, то иерей, не закалая другого агнца и не вливая другого вина в чашу, должен этим причаститься и совершить службу. Так как это есть истинные Тело и Кровь Христовы”».

Были ли в истории Православной церкви попытки исследовать Святые Дары, изменившие свой евхаристический вид?

Священник Олег Мумриков: «Святоотеческая концепция пресуществления или преложения (это, в общем, взаимозаменяемые в церковной письменности понятия), разумеется, не дает исчерпывающего описания “механизма” пресуществления, требуя особого благоговения и веры, поэтому “научное изучение” св. Даров в Православной Церкви, насколько мне известно, никогда не предпринималось. Недвусмысленные евангельские (Мф. 26: 26-28; Ин. 6: 32-66; 1 Кор. 11: 23-29 и др.) и литургико-гимнографические свидетельства о тождестве “исторического” и евхаристического Тела Христова, факты, собранные в патериках, отражающиеся в священнической практике, сами по себе являются убедительным свидетельством того, что в Таинстве Евхаристии нам преподается Самое истинное Тело Христово и Самая истинная Кровь Христова: “Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтоб и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностию принимает преломление, то есть умерщвление Своего Тела, и не негодует на это, как на нечто невольное... Хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое Тело Христово, а не образ Его; ибо Он не сказал: сие есть образ Моего Тела, но — сие есть Тело Мое. Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя нам и кажется хлебом. Поелику мы слабы и не решились бы есть сырое мясо, особенно человеческую плоть, то нам преподается хлеб, а на самом деле это есть Плоть”», — пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский (Толкование на Святое Евангелие. Ч. I. М., 1993. С. 236-237).

Памятка для сомневающихся

Известный своей осторожностью ко всевозможным видениям святитель Игнатий Брянчанинов засвидетельствовал случаи евхаристических чудес в своем Отечнике, процитировав один из древних Патериков. По мнению святителя, это полезно для вразумления сомневающихся в том, что перед ними истинные Святое Тело и Святая Кровь Христовы:

«Некий Скитянин говорил, что в Святом Причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! Мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в Святом Причащении мы принимаем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Мы веруем, что Хлеб есть самое Тело Христово, а в Чаше — самая Кровь Христова, — отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть Телом, но так как Господь сказал о Хлебе: сие есть Тело Мое, то мы веруем, что Хлеб есть истинное Тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам Таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия... По прошествии недели они пришли в церковь... и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, Младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить Хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножем в руке, заклал Младенца; кровь из него излил в Чашу. Когда иеромонах преломлял Хлеб, — Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Таин, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что Хлеб есть Тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось Хлебом по обычаю Таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Тело Свое видом хлеба, а Кровь видом вина» (Отечник. Брюссель, 1963. С. 52-53).

Отец Олег Мумриков: «Как справедливо замечает протоиерей Валентин Асмус (Евхаристия. Электронный ресурс: www.patriarchia.ru ), эта цитата приобретает особую значимость, если мы вспомним, с какой осторожностью святитель Игнатий относился к всевозможным видениям. Если здесь он отказался от своей обычной недоверчивости к тому, что можно было бы счесть «прелестью», то он имел очень важные к тому побуждения. Более того: святитель Игнатий не удовольствовался тем, что включил в составленный им Отечник то, что при нежелании он мог бы и не включать, но еще и добавил аналогичное свидетельство из современной ему церковной жизни, — как для вразумления сомневающихся, так и для того, чтобы предупредить неразумное желание «требовать знамения» от Бога (см. Мф.12:38-39):
«Дмитрий Александрович Шепелев... воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанныя ему Святыя Тайны» (Там же).

Верующих украшает скромность

В Лурде — месте явления Девы Марии Бернадетте Сибуру, куда сегодня ежегодно приезжают миллионы паломников, оставлено множество свидетельств исцелений. Однако официально признаны Католической Церковью не более семидесяти. Почему? Объясняет монсеньор Сергей ТИМАШОВ, генеральный викарий Архиепархии Божией Матери Римско-Католической Церкви в Москве, кандидат богословия:

— Речь не о том, что Церковь их не признает. Но для того, чтобы исцеление было признано чудесным с точки зрения строгих научно-богословских критериев, необходима доказательная медицинская документация. В Лурде основная проблема для признания исцелений — отсутствие таковой. Например, произошло исцеление, как подтвердить, что оно произошло именно чудесным, а не естественным образом? В том случае если есть два рентгеновских снимка — за неделю до и через неделю после исцеления, врачи могут предметно и доказательно рассудить, что та болезнь, которая была у человека, никак не могла за неделю исчезнуть. А если последний снимок до исцеления был сделан за полгода, здесь уже «вероятность» чуда сильно снижается, ведь за полгода много чего случается.

Конечно, трудно представить, чтобы все страждущие, приезжающие в Лурд, запасались бы рентгеновскими снимками, подшивкой последних результатов анализов и готовились к борьбе за доказательство чудесности своих исцелений. Это уже неправильное отношение к чудесам, к своей вере и к святым. Нормальный верующий — обычно человек скромный. Перед паломничеством он, как правило, молится, а не документы подшивает. Он, скорее, постарается избежать того, чтобы ходить по улицам Лурда с табличкой «Я свидетель того, что Бог есть, Он любит нас и вмешивается в нашу жизнь!». Да и с духовной точки зрения небезопасно стать объектом такого пристального внимания, особенно на почве чудес.

Католическая Церковь в отношении к чудесам исходит из принципа трезвости и призывает к этому верующих. А то, что Бог хочет прославить, Он прославит.

Версия для печати

Тэги: Святыни  Инославные  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.