В российском прокате идет фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер». Это очень качественная, очень умная и очень лукавая картина о прелестях новых религиозных движений
Ей дали «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, а следовало бы специально для нее ввести новую премию с названием «Золотая отрава». Конечно же, пресса назвала фильм «величайшим культурным событием года» и т.п. Разумеется.
1945 год. Япония подписывает акт капитуляции. Американский моряк Фрэдди Куэлл (его играет Хоакин Феникс) возвращается домой. Его трюмы полны войной, злостью и одиночеством. Ему некуда себя деть от этого одиночества. Изнутри его сжирает пустота. Он вроде и нашел для себя пристойную работу, он вроде и процветает как фотограф, он вроде и девушку себе нашел… Но все это не избавляет Фрэдди от страшной тоски. Ни в чем нет смысла! Ему как будто не хватает чего-то, и эта нехватка не дает ему покоя. Он пьет, напивается, делается буен. И на трезвую голову, и в злом хмелю Фрэдди бросается на людей. Ему капельки не хватает до смертоубийства.
Все катится под откос. Хорошая работа давно потеряна. А куда девалась девушка Фрэдди? Кажется, он сам ее покинул и, наверное, поступил правильно: куда ему строить отношения с женщиной, когда безумие поселилось внутри него!
Случайным образом бывший фронтовик притягивается к некой секте «Источник». Во главе ее – знаменитый мистик, коего иначе не называют, как только Master (превосходная игра Дастина Сеймура Хоффмана).
Слово master на русский переведено прямо и незамысловато – «Мастер». Но, скорее, правильно было бы перевести «Хозяин», «Господин». Ближний круг Мастера составляет его семья и, в какой-то степени, лучшие ученики. Община его процветает. Выступления Мастера собирают множество людей, его репутация притягивает богачей, ждущих чуда, исправно публикуются его философские трактаты.
Судя по деталям биографии Мастера и по тем практикам, которые он использует, «Источник» ближе всего стоит к саентологии. Но это, одновременно, «портрет» множества «религиозных школ» Америки. Собирательный образ, так сказать.
Режиссер сделал очень сильный ход. Он не стал рисовать общину Мастера одной только розовой краской. Он рассказал о том, что в спорах со скептиками и маловерами ее основатель бывает порой весьма груб, а его адепты могут и прямо наброситься на недругов вождя с кулаками. Он даже ввел в фильм эпизод, где Мастера сажают в тюрьму за незаконную деятельность. Он заставил основателя «Источника» произносить перед публикой речи, состоящие из простоватых сентенций, и от провала его спасает лишь своего рода актерство – мимика добродушного лидерства, прекрасно поставленная улыбка… при полном интеллектуальном убожестве. Собственно, и о книгах Мастера люди, настроенные по отношению к нему самому положительно («потрясающий мистик!»), высказываются с пренебрежением. За что, кстати, рискуют подвергнуться побоям от того же Фрэдди…
Весьма реалистичное изображение.
Но!
Этот реализм ценен не сам по себе. В первую очередь он заставляет зрителей поверить в правоту Андерсона, когда тот все-таки приводит аудиторию к мысли о большой пользе такого рода сект. Прием сам по себе очень эффективный: «От меня же не скрывают того, что я и сам о них слышал? Значит, они говорят правду. Значит, и во всем остальном тоже говорят правду. Выходит, что-то благое там, в этих общинах, имеется…» - говорит себе зритель.
А что, собственно, благое?
Мастер проявил к Фрэдди внимание и тепло. Мастер заставил его повернуться лицом к чудовищным внутренним проблемам. Показал: «Ты в психологическом тупике, выбирайся!» И тот понемногу двинулся к выходу из собственного безумия. С точки зрения психотерапевтической – хорошая работа, проведенная не профессиональным медиком, а даровитым самоучкой.
Фрэдди ожил. Он начал интересоваться жизнью. Он обрел к ней вкус. А вместе с тем, обрел самостоятельность. Притом, самостоятельность от всего и от всех. Этот момент в картине Андерсона – ключевой, на него стоит обратить особое внимание. Фрэдди вошел в общину, получил помощь от Мастера и от прочих членов «Источника». Молодцы? Вроде бы, да. Благо? Вроде бы, да. Но каким стал Фрэдди после того, как он принялся «выздоравливать»? Он прежде всего перестал чувствовать необходимость каких-либо прочных привязанностей.
От самого Мастера он уехал, присвоив его мотоцикл и не попрощавшись. Затем главный герой посетил дом прежней своей девушки, узнал, что она стала женой другого и уехала из родных мест, но особенно не огорчился. Связь порвалась – что с того? К чему болеть, переживать, сходить с ума, привязываясь к чему-либо в этой жизни? Человек должен находить силу и радость в самом себе и не зависеть в этом от других людей. Цепь жизней бесконечна, она тянется сквозь миллиард лет (по представлениям «Источника»), и в каждой жизни не следует придавать столь уж большое значение привязанностям.
Наконец, происходит финальная беседа между Мастером и Фрэдди. Фрэдди сделался в такой степени свободен, что община и сам Мастер ему больше не нужны. Как минимум, не являются чем-то жизненно необходимым. Они – на том конце привязанности, а привязанность сама по себе наш «хозяин», следовательно, не стоит переживать об утрате отношений с каким-то живым и властным Хозяином. Когда-то они сделались большими друзьями, Мастер и Фрэдди. Им больно расставаться окончательно, они по-человечески любят друг друга. Но… раз встал на этот путь, изволь и самую сильную любовь сломать, изволь быть столь свободным, чтобы никакой «хозяин» не мог взять с тебя «арендную плату» нравственных обязательств. Теперь Мастеру больнее, чем его ученику, дошедшему на этой дороге до тех мест, куда сам Мастер, может быть, никогда не доберется. Он не хочет отпускать Фрэдди и все же отпускает… ведь Фрэдди сам себя давно отпустил.
В финале Фрэдди находит женщину, радуется с ней жизни, ему хорошо, он весел. Правда, о чем-то более глубоком речь не идет. Просто ему хорошо, и точка.
Самый, наверное, страшный крючок, на который попадают адепты подобного рода «школ», - абсолютная свобода, абсолютная самостоятельность. Одиночество – хорошо, говорят ему, одиночество – условие обретения силы! Проглотив наживку, человек выламывается из общества, он больше никому ничего не должен, он сам по себе. И общество, постепенно наполняющееся такими личностями, год от года превращается в коллекцию одиночек.
В теории – очень увлекательно. А на практике получается царство черствости, холодности, эгоизма и пустыня любви. Естественно, оказавшись внутри такой общины, человек отрешается от Бога. Веруя в Бога, нельзя отказаться от закона и от любви. Но ведь это все, по мнению сектанта, - обременительные обязанности. Что такое любовь? Просто притяжение. Не хочешь в обязательном порядке притягиваться к кому-то, так не рассчитывай на то, что кто-то к тебе притянется. Случится само собой – порадуешься. Не случится – так не волнуйся, ничего страшного. Ничего не проси и не жди, вот и не будешь никому обязан…
Да, любовь требовательна. И любовь между людьми, и любовь между людьми и Богом. Да, она налагает обязанности, порой весьма тяжелые. Да, по одному удачному выражению, любовь – «добровольное и взаимное крепостное право». Но как же без нее-то? Без нее-то холодно. Без нее все разрушается на составляющие. Без нее не рождается ничего сложного, цветущего, а одна только арифметика жизни. И не стоит ждать, что в обществе одиночек она будет вспыхивать сама по себе – разве только похоть, незамысловатое эротическое оформление пустоты. Для рождения любви нужна душевная работа, а в глазах принципиального одиночки это ведь тоже – ненужное обременение.
Есть в таких учениях что-то глубоко инфантильное. Там как будто виноградарей отучают растить виноград и даже тянуться к нему, чтобы сорвать гроздь; вместо этого советуют подойти, встать под нею и ждать, пока какая-нибудь ягода сама не упадет на землю. Но не будет никакого винограда, если не растить его. И сгниет виноград на ветке, если ждать, пока он сам собой упадет.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Алексей Герман: один замысел и вся жизнь Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
Павел Лунгин: «Иван Грозный» выйдет весной Недавно в магазине «Библио-глобус» прошла презентация книги известного режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз». В книгу вошли написанные им киносценарии, составляющие, по словам режиссера, единое целое. На вопрос, кем в большей степени он себя считает: режиссером или сценаристом,
Павел Лунгин ответил, что две эти «специальности» смежные и находятся между собой в непростых отношениях
Водевиль бунта Успех фильма «Идиот» пытаются развить «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Если бы писатель жил в наше время, он скорее всего радовался бы такому вниманию и сам согласился бы писать телесценарии. Так считает известный литературовед Людмила САРАСКИНА
Движется любовью Картина «К Чуду» режиссера Терренса Малика – воспитание чувств, расположенное по ту сторону мира развлечений
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Андрей Звягинцев: История шелкопряда В мае в России состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Елена», не так давно этот фильм попал в широкий прокат. Фильмы Андрея ЗВЯГИНЦЕВА никого не оставляют равнодушным. Рецензии на них похожи на отгадывание загадок: «Так что же он хотел этим сказать?» Некоторое время назад режиссер дал интервью журналу «Нескучный сад»
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
На самом деле миссионера не убили Мы решили снимать фильм именно в той же деревне и в том интернате, где работал Бруно. Пациентов интерната играли настоящие пациенты, православного священника Николая – настоящий священник, отец Виталий. Да и крещение умственно отсталых было настоящим, и освящение восстановляемого после советской эпохи храма проходило на самом деле. Профессионалами были лишь некоторые
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Предъявите ваши документы: в чем секрет успеха документального кино Рост зрительского интереса россиян к документальному кинематографу — иллюзия или реальность? И если реальность, то каковы ее доказательства и причины? Наш корреспондент выслушал и сопоставил мнения специалистов.
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Аниме как образец для российского кино будущего Реальный мир лишен романтики, в то время как она очень актуальна для молодежи. «Мир 0» нарочито романтичен и героичен. В отличие от «мира 1», который реалистичен, материалистичен и скучен, «мир 0» - мистический, магический, фантастический. В «мире 1» человек является субъектом обезличенных отношений внутри общества. «Мир 0» предполагает, что человек более индивидуален, здесь присутствуют свобода и независимость, сконструированные разными способами. Реконструируемые миры, как правило, воинственны, отсюда повышенное внимание к оружию как ценности. Благопристойный «мир 1» не одобряет экстремальной деятельности и накладывает на нее ограничения. Соответственно «мир 0» построен на приключениях, войнах, экстатических состояниях
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.