Считается, что 22 июля 1099 года в оккупированной крестоносцами Палестине было создано первое государство европейских рыцарей. К 913-ой годовщине этого события историк и публицист Андрей Зайцев о том кем были крестоносцы и что они искали в Палестине?
Крестоносцы. Гравюра Гюстава Доре
В самом конце XI века нищий отшельник из Европы Петр Пустынник побывал на Голгофе и у Гроба Господня. Он увидел, как на Святой Земле мусульмане притесняют паломников-христиан. Получив от местного патриарха письма с просьбой о помощи, Петр отправился к Папе Урбану II. Встретившись с Папой, Петр оделся в рубище и стал обходить европейские города с призывом помочь христианам на Святой Земле. Его проповедь имела столь оглушительный успех, что в 1095 году Урбан II созывает церковный собор, участники которого решают помочь византийскому императору Алексею Комнину отразить нападение турок-мусульман. По всей Европе бедняки и рыцари начинают собираться в отряды, и начинается одна из самых значительных эпох в истории Средневековья – время крестовых походов. Под впечатлением от проповеди Урбана II люди стали нашивать себе на одежду красные кресты, бросать родные дома и семьи и идти освобождать неизвестную им Святую Землю.
Душевный порыв крестоносцев часто сопровождался полным незнанием географии. Некоторые крестьяне брали себе в провожатые гуся, считая, что птица приведет их в Иерусалим по воле Божией. Приходя в любой город, такие «воины» спрашивали: «Не это ли Иерусалим» и могли ограбить населенный пункт или, напротив, попасть в плен к мусульманам или работорговцам. Однако желание освободить Гроб Господень было так велико, что на место одних крестоносцев приходили другие. Воодушевление было столь велико, что Первый крестовый поход закончился взятием Иерусалима и созданием 22 июля 1099 года одноименного королевства.
Причины такого успеха человеку Нового времени понять очень непросто, но для Средневековья рубежа тысячелетий трудно найти что-то более соблазнительное, чем освобождение Святой Земли. Идея крестовых походов должна была помочь преодолеть одну из самых больших психологических травм средневекового воина.
Рыцарь, с рождения обучавшийся военному искусству, часто страдал от того, что ощущал себя вольным или невольным убийцей. На протяжении столетий Церковь предлагала воинам замаливать свои грехи, жертвовать значительные суммы или уходить перед смертью в монашество. Урбан II впервые объявил спасительной саму идею войны. Участникам крестовых походов прощались грехи и обещалось спасение. Бедные рыцари - младшие сыновья, которым никогда не доставалось наследство, могли перейти от грабежа и разбоя на дорогах Европы к походу, сулившему в случае успеха богатство, славу и честь. Впервые воин мог чувствовать себя благочестивым христианином, занимаясь своей профессией. Отметим, что крестоносцы не называли себя воинами. Они считались паломниками, освобождающими святыни, за которых и вместе с которыми воюет Бог. Если посмотреть записки участников даже IV крестового похода, осаждавших Константинополь, то можно увидеть, что православные греки и католические рыцари взаимно считали друг друга нехристианами, и считали, что Бог сражается на их стороне.
Эта убежденность в собственной избранности часто приводила к трагическим последствиям. Во время I Крестового похода пилигримы позволяли себе немыслимые зверства – ворвавшись в исламский город, они убивали взрослых и варили в котлах и жарили младенцев, бедняки варварски разграбили Никеи, несмотря на то, что это был христианский город. Во время захвата Иерусалима город в буквальном смысле слова утопал в крови, и убийства не прекращались даже в храме Гроба Господня. Это была оборотная сторона религиозного экстаза, охватившего почти всех жителей Европы.
Еще одной причиной поразительного успеха крестоносцев стала экономическая ситуация в Европе. На рубеже тысячелетий впервые появилось достаточное число продуктов, чтобы угроза голода, в которой постоянно жило Средневековье, ненадолго отступила. Появление ветряной и водяной мельниц, а также тяжелого плуга привели к росту урожая, и произошел демографический взрыв. Множество бедняков все еще жили впроголодь, но людей уже было слишком много. Не хватало земли под пашни, резко сократилось число лесов, поскольку дрова и угль были основным топливом и строительным материалом. Потенциальных работников стало слишком много, и им можно было платить гроши. Крестьяне бросали свои хозяйства и отправлялись на поиски лучшей жизни. Святая земля казалась им раем, где течет молоко и мед. Желание быстро разбогатеть толкало вперед не только обедневших рыцарей, но и бедняков, искавших лучшей доли. Стремление к чуду подпитывала и Церковь, рассказывая не только о том, как страдают христиане, но и о том, какие богатства ожидают паломников в святой Земле. Соблазн резко изменить свою жизнь был слишком велик, и многие паломники отправились в опасное путешествие, не имея с собой ни денег, ни оружия. Все это привело к тому, что под стенами Константинополя в октябре 1097 года собралось очень разношерстная толпа паломников в 300 тысяч человек. Византийскому императору такая помощь была не нужна, и он постарался как можно быстрее переправить пилигримов через Босфор на земли мусульман. Профессиональными воинами среди них была лишь малая часть, но это не помешало крестоносцам меньше чем через два года овладеть Иерусалимом.
Здесь мы должны немножко отвлечься от ратных дел и поговорить о том, почему средневековый человек оказался так легок на подъем. Без карт и компаса, без денег, без знания географии и оружия бедняки устремлялись в далекие земли. Эти перемещения не были чем-то необычным для той эпохи. Напротив, люди постоянно были в пути и с легкостью меняли свой маршрут. Долгое время в Европе не было нормальных дорог, паломники еще до крестовых походов с котомками за плечами перемещались от одной христианской святыни к другой. Француз мог предпринять далекое путешествие в Испанию в Сантьяго-де-Компостелу к мощам апостола Иакова. Целый день он шел от одной церкви апостола к другой, и находил там приют. Путешествия были опасными, в лесах и у дорог были разбойники и феодалы, желавшие взять с путника деньги за проход, но это не останавливало людей, желающих помолиться у святынь. В день они проходили не больше 20 километров, так что странствия были долгими. Мода брать с собой багаж в путешествие появилась через пару столетий, и это означало конец беспокойному движению пилигримов. В XIII веке и в Церкви стали раздаваться голоса о том, что лучше не ходить в паломничество в далекие края, а работать и молиться там, где ты живешь. Но до этого времени человек с котомкой за плечами оставался почтенным членом общества, совершавшим благочестивый подвиг ради Христа, а потому большинство участников I крестового похода воспринимали его как паломничество, способное изменить их жизнь.
Жизнь оказалась не похожей на благочестивую сказку: византийцы и франки не доверяли друг другу, вожди крестоносцев ссорились между собой за право владеть тем или иным освобожденным городом, бедняки умирали от голода и болезней, а вместо освобождения Святого Града получилась кровавая резня.
В крестовых походах Средневековье на какое то время нашло идеал и смысл своего существования, но это была призрачная надежда – насилие над людьми невозможно было оправдать высокими целями. Отношения христиан и мусульман, православных и католиков стали ухудшаться, и затея Петра Пустынника и Папы Урбана II вместо оздоровления общества повлекло за собой начало жесточайших кризисов цивилизации средневековой Европы. Расшатав привычный уклад средневековой жизни, забрав сотни тысяч жизней, крестоносцы не только не смогли помочь христианам на Святой Земле, но и принесли дух войны и бедствий в сердце Европы.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Покров Пресвятой Богородицы: история праздника В основу одного из самых любимых в народе праздников легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из византийской. Когда произошло чудесное явление Божией Матери блаженному Андрею Юродивому и как именно молилась Богородица? Сколько раз Покров Богородицы спасал Константинополь? С какого времени Покров стали праздновать на Руси? Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Покров Пресвятой Богородицы: Почему в России почитают византийский праздник Важнее национальной гордости для наших предков было заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. Андрей ДЕСНИЦКИЙ вспоминает историю создания Покровского собора на Красной площади и спасение Пскова от войск польского короля Стефана Батория
Рюрик, принц датский, и его русь В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально – с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Отечественная война 1812 года. Начало войны В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Помазание на царство – что это такое? Если помазание на царство — не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь — помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.