Смех – это серьезно, говорят ученые. В каждом обществе есть своя «смеховая культура», свои традиции, привычки и условности: над чем смеяться, как, по какому поводу и для чего. Все эти карнавалы, «дни дураков» и прочее – они не только позволяют людям отдохнуть и развлечься, они дают им возможность выйти за пределы привычных стереотипов, взглянуть на вещи по-новому и со стороны, что-то переоценить и понять глубже.
Розыгрыш первого апреля в Копенгагене (2001 г.)
Да, но причем тут Библия! Это же в высшей степени серьезная книга, ничего такого в ней и быть не может… Вот, в Евангелии ясно сказано: кто назовет своего брата безумцем, «подлежит геенне огненной» (Мф 5:22). Получается, дети, когда ругаются друг на друга словом «дурак», заслуживают вечной погибели? Но в том же Новом Завете мы встречаем удивительные слова: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор 1:27). И в оригинале стоит одно и то же слово, греческое морос, хотя Синодальный перевод находит для него разные эквиваленты: «безумный» и «немудрый». Обзываться, конечно, нехорошо – но как это может быть, чтобы одно и то же слово приводило людей в геенну и было избранно Богом?
Попробуем разобраться. В книге Притчей (26:4-5) даны подряд два совершенно противоположных совета: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». Как можно это понять? Видимо, есть разные ситуации и поступать надо в соответствии с ними: не надо уподобляться дуракам, но… и говорить с ними всерьез тоже совсем не обязательно.
И если мы посмотрим на текст Библии внимательно, мы обнаружим в ней немало примеров разного рода «безумия» и просто насмешек, от доброй и мягкой шутки до язвительного сарказма. Другое дело, что смех – вещь очень специфическая, потому так трудно бывает переводить игру слов или объяснить иностранцу, что смешного мы видим в той или иной ситуации. Сходу понятными бывают разве что сцены вроде той, которую разыграл Давид, спасавшийся от Саула, перед филистимлянами, когда разыграл сумасшествие: «изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар 21:13-14). Это шутовство, но это совсем не смешно.
Такое безумное поведение было и в пророческом «арсенале». В чем-то это походило на более близкое нашим временам юродству… Вот Иезекииль по велению свыше рисует на кирпиче город, устраивает против него настоящую осаду, а сам в это время ест по горсти зерна и по нескольку глотков воды в день – и это на глазах у всего города! Это, конечно, предсказание, что ждет Иерусалим, если он не покается, но вместо того, чтобы повторять слова, которые уже давно никто не слушает, пророк наглядно показывает людям их ближайшее будущее.
Но могли пророки пользоваться и словами. В 22-й главе 3-й книги Царств рассказывается, как два царя, Израильский и Иудейский, собирались воевать. Не было недостатка в пророчествах, которые предсказывали победоносное возвращение… Но все-таки это было не то: очевидно, цари прекрасно понимали, что штатные придворные пророки и не могли сказать ничего иного. И тогда послали за пророком Михеем, который вообще-то при дворе был лишним, поскольку славился своей принципиальностью. Михея привели, проинструктировав по дороге, чтобы он не огорчал правителей. И когда он пришел, «царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа».
Почему царь так ответил? Письменный текст не передает интонации, жестов, позы, но кажется очевидным, что Михей просто передразнивал придворных пророков, и все вокруг это поняли. И когда он услышал, что цари на самом деле хотят знать правду, он ее и сказал: «я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря». Так оно в конце концов и получилось. Но почему Михей не мог произнести такое пророчество с самого начала? Видимо, его бы не стали слушать, если бы он не «нарушил привычный сценарий». Вы хотите получить благоприятный прогноз? Да пожалуйста, трудно мне, что ли, повторить за этими болтунами… Ах, вы хотите знать правду? Тогда совсем другое дело, но тогда уж слушайте и не обижайтесь на то, что скажу.
Только для нас всё это как-то не смешно… Есть ли в Библии над чем посмеяться? Безусловно, есть! К сожалению, наш Синодальный перевод такие вещи обычно сглаживает, делает их более пристойными, но в оригинале есть место шутке и даже острой сатире. Вот что говорит одна из самых серьезных и мудрых книг, Притчи Соломоновы (23:29-35):
У кого это охи да вздохи?
У кого это ссоры да жалобы?
У кого синяки невесть откуда?
У кого муть в глазах?
У тех, кто засиживается за вином,
все выискивает вина пряные.
Не гляди на вино, как оно алеет,
как в чаше играет,
да как пьется легко;
потом ведь укусит, как змея,
ужалит, как гадюка;
засмотришься тогда на чужих женщин,
и придут на ум превратные мысли;
словно ты улегся среди моря,
на верхушке мачты улегся.
«Били меня, – скажешь, – а мне нипочем,
колотили – а я и не чувствовал;
а уж как просплюсь,
так примусь за старое».
Эти строки я привел в новом переводе, в котором и сам участвовал, и он ничуть не преувеличивает комедийность оригинала. Вот как звучит первая строка на древнееврейском: леми ой леми авой, буквально «у кого ой, у кого авой» – это звукоподражательные слова. Сказать «пьянствовать вредно», конечно, можно, но это никого не убедит – и Соломон высмеивает пьяницу, показывает, на что похожа его жизнь.
Но уж, наверное, Христос никогда не смеялся! Действительно, нигде в Евангелии не написано, чтобы он рассмеялся Сам или чтобы Он пошутил. Зато прекрасно описано, как именно Он шутил, только мы не всегда видим, что там было смешного. Возьмем для примера знаменитый ответ на вопрос о необходимости платить подати. Фарисеи и сторонники царя Ирода (вообще-то они не любили друг друга, но на этот раз объединились) задали Ему самый коварный вопрос, какой только могли изобрести, упаковав его в отборную лесть: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф 22:16-17).
Налоги платить никто не хочет и тогда никто не хотел, это понятно. Но подать римскому кесарю была особенно оскорбительна для иудеев: она свидетельствовала об их национальном унижении и о том, что страной правят язычники. Если бы Иисус сказал, что платить нельзя, его тут же арестовали бы римляне за подстрекательство к мятежу, а если бы велел платить, то показал бы себя коллаборационистом, сторонником оккупантов. Казалось бы, ловушка расставлена, в любом случае Он проиграл!
А он обращает всё в шутку. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий» (Мф 18:19). Звучит нелепо: что же, Он никогда не держал в руках денег и не видел их? Не знает, как они выглядят? Конечно же, держал, и сам не раз упоминал в своих притчах римские динарии, самую ходовую монету тех времен (и по сей день валюта разных стран от Балкан до Персидского залива носит название «динар»). Но Иисус как бы говорит этим богатым и успешным людям, ревнителям благочестия, и говорит перед всем народом: «вот у Меня и денег-то никаких нет, даже не знаю, что это такое – может, у вас найдется монетка посмотреть?» И конечно, находится, и в немалом количестве, и все это знают. Тут простой народ, думаю, затаил дыхание в ожидании интереснейшего представления.
И не зря! Иисус продолжает разыгрывать полное неведение: «И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы» (Мф 18:20-21). Опять-таки невозможно себе представить, будто Он не знал, чье изображение чеканят на деньгах. На динарии тогдашнего императора Тиберия был его профиль и надпись Augustus Ti(berius) Caesar Divi Aug(usti) F(ilius), т.е. «Август Тиберий Цезарь Божественного Августа Сын». А на обороте – сидящая фигура с жезлом и лавровой веткой (культовыми предметами!) в руках и еще одна надпись Pontifex Maximus, т.е. «Верховный Жрец». Трудно даже сказать, что больше оскорбляло благочестивого иудея: изображение человека, запрещенное заповедью, или эти надписи, которые называли кесаря и сыном божества, и верховным жрецом языческого культа!
Иными словами, Иисус заставил слушателей по-новому взглянуть на эту монету, как будто они видят ее впервые. Ба, так тут такая языческая мерзость изображена, что страшно эту монету в руках держать, раз уж вы такие благочестивые! Немедленно верните ее кесарю, если он ее от вас требует, а сами задумайтесь о другом… «Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Эта сцена произошла в один из самых трагичных моментов евангельской истории – незадолго до Тайной Вечери, а значит, и распятия. Это был один из тех диалогов, которые окончательно убедили врагов Иисуса, что с Ним невозможно ни совладать, ни договориться, и остается только убить его. И все-таки здесь звучит шутка, здесь присутствует ирония – именно она и доносит Его мысль до слушателей.
Ирония, сарказм, шутовство и любые другие элементы смеховой культуры – это всего лишь инструменты, и как любые другие инструменты, они могут быть использованы во благо или во зло. Плохо называть своего ближнего безумным, потому что так ты унижаешь его и объявляешь недочеловеком. Но Бог нередко избирает то, что кажется людям несерьезным, смешным и даже безумным, чтобы высмеять мнимую человеческую мудрость и так обратить людей к лучшей и высшей Истине.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Библия как бестселлер и лонгселлер По итогам 2011 года главным книжным бестселлером в Норвегии стала… Библия. В первый же день продаж этой книги в новом переводе на современный норвежский язык был раскуплен весь 25-тысячный тираж. За три месяца продалось 117 тысяч экземпляров. У нового перевода много противников, но факт остается фактом – продажи Библии побили все рекорды. Возможна ли такая ситуация в России и как вообще продается в нашей стране Книга книг?
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Наследие отцов: библейский взгляд на современные вопросы собственности У нас принимаются очередные законы – на сей раз упрощается процедура отъема земли, потребной государству для строительства чего-то великого и необходимого. И в самом деле, общественные интересы должны быть выше личных – так нас еще в советском детстве учили. А мне вспоминается совсем другая история, библейская, из 3-й книги Царств.
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Актуальные пророчества из древнего Израиля Пророчества Амоса, древнеизраильского пророка и автора одноименной книги, входящей в канон Ветхого Завета, актуальны и сегодня – убежден автор ее историко-филологического комментария, православный библеист из Лиссабона игумен Арсений (Соколов)
Иконография Воскресения Христова На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению
Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии Об истории чина и о том, что две традиции чтения Евангелия: лицом к алтарю и лицом к народу — могут быть равно приемлемы, — протоиерей Владимир ХУЛАП, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии наук, доктор теологии.
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Почему Бог так сурово покарал Ананию? Меня очень смутила история, описанная в Деяниях Апостолов. Почему эта ложь Анании названа ложью Духу Святому? Почему им даже не далось время на покаяние и исправление? Даже Иуда не умер на месте за предательство Христа. Апостол Петр за свое отречение тоже не был наказан. Понятно, что Анания и Сапфира солгали, но неужели их грех страшнее предательства Иуды и отречения Петра? За что же этих несчастных Бог так сурово покарал?
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Великий Четверг: между Христом и Иудой Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Библия день и ночь 11 октября на итальянском телевидении завершилась акция «Библия день и ночь». В течение недели с телеэкранов круглосуточно звучали стихи Священного Писания в исполнении священнослужителей и мирян. Среди чтецов были и представители Русской Православной Церкви
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Число зверя -- что же написано в Апокалипсисе? Активисты движения против кодов и электронных систем идентификации личности любят вспоминать об Апокалипсисе и «числе зверя». Многие из них видят в этом пророчестве предсказание реальных событий -- введение новых паспортов, социальных карточек и ИНН.
Ветхозаветный Иов — наш современник 19 мая празднуется память праведного Иова Многострадального. Английский писатель Г.К. Честертон накануне мировой войны и череды революций назвал Книгу Иова "самой занимательная из книг нынешних". Почему Книга Иова остается современной и в XXI веке, размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Книга за семью печатями: в Петербурге состоялось соборное чтение Апокалипсиса 15 февраля 2012-го года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось соборное чтение Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Это единственная книга Нового Завета, которая обычно не читается в храмах. На уникальном культурном эксперименте побывал наш корреспондент
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.