22 мая Русская Церковь празднует память самого почитаемого на Руси святого – святителя Николая Чудотворца. Чудо «Зоиного стояния» известно хорошо, но похожая история с одеревеневшей девушкой, похулившей образ святого была и в XIX веке. Андрей ЗАЙЦЕВ ищет рассказы о чудесах святителя в русских источниках
Никола с житием. Государственная Третьяковская галерея.
Исторических сведений о нем сохранилось немного, лишь в последнее десятилетние в России появилось научное издания жития святителя Николая, которое было издано Александром Бугаевским, но с самого начала русского государства в древнерусских текстах и фольклоре можно найти огромное число упоминаний о святителе Николае. В этой статье мы почти не будем говорить о фольклорном образе святого, о котором блестяще написал Борис Андреевич Успенский, а попробуем остановиться на анализе тех чудес святителя Николая, которые можно найти в древнерусских памятниках и монастырских хрониках.
В житиях и летописях слово чудо воспринималось не совсем так, как его воспринимаем мы. В современных православных брошюрах можно найти рассказы о том, как по молитве к святителю Николаю быстро подошел автобус, человек устроился на хорошую работу или отыскал давно утерянную книжку или ключи.
Разумеется, все эти случаи для верующих связаны с помощью святителя Николая, но у агиографа или летописца были иные задачи. Чудеса от чудотворных икон и других святынь фиксировались в качестве доказательства или аргумента при прошении. Зафиксированная явная помощь от святителя Николая давала возможность построить храм или монастырь в его честь, а также официально объявить икону чудотворной. Древнерусские книжники и священники скорее выступали в роли своеобразных «адвокатов дьявола», борцов с народными суевериями и излишней экзальтацией.
Это привело к тому, что чудеса святителя Николая обычно связаны с неизлечимо больным человеком, с чудесным явлением иконы, спасением от смерти или ужасающей стихии. При этом образ святителя в древнерусских текстах двоится – он не только скорый заступник, но и грозный каратель тех, кто его не почитает или нарушает клятвы.
В Чтении о житии и о погублении и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба можно найти историю о бедной крестьянке, работавшей на 22 (9 по старому стилю) мая. Ее односельчане ушли в храм, а она осталась обрабатывать свой участок. Вскоре ей явились трое святых: два юноши (благоверные князья Борис и Глеб) и старичок (свт. Николай). Молодые укорили женщину за работу, та не вняла их предупреждению, и тогда святитель Николай произнес: ««Что вы говорите с ней? Разбросайте ее дом». И приблизились юноши, и разметали дом ее до половины, а старец взял ее за правую руку и выбросил вон из дома с такой силой, что она сделалась как мертвая». Паралич продолжался до тех пор, пока женщину не отнесли к храму святого Николая, а окончательно она исцелилась после молитвы к Борису и Глебу еще через некоторое время.
Отметим, что «жестокое» для нас поведение святителя на самом деле является вариантом житийного топоса. Святые часто наказывают тех, кто пренебрегает ими. В народном житии святого великомученика Георгия есть история про купцов, которые съели пирог, принесенный в жертву святому. Двери маленького храма не открылись до тех пор, пока богатые люди не отдали очень значительные суммы на его восстановление.
Если же вернуться к святому Николаю, то есть еще как минимум два сходных случая, когда святитель наказывает грешницу.
Первое известно настолько широко, что стало основой для художественного фильма. Речь идет о «Зоином стоянии», которое произошло в 1956 году в Самаре. Молодая девушка, у которой под Новый год не было партнера для танца, решила сплясать с иконой святителя Николая. В результате она окаменела и неподвижно простояла 128 дней.
Вторую историю сейчас почти никто не знает: «В 1878 году, мая 21 дня, когда чудотворный образ святителя Николая, с разрешения Его Преосвященства, носили в село Власовское, Егорьевского уезда, в дом болящего крестьянина Петра Богомилова и от него возвращались в монастырь чрез деревню Бодагову, в этой деревне крестьянка Мария Петрова, по чувству раскольнического фанатизма, хулила святой образ Угодника Божия, называя его истуканом и обгорелой чуркой вслух всех; тогда ночью под 22 мая в ее доме открылся внезапно пожар, сама хульница, хотя осталась живой, но вся обгорела, сделавшись как бы бездушною чуркой, и была около двух недель в умопомешательстве. Все живущие в этой деревне, равно и прочие, слышавшие хулу на угодника Божия относят это событие к видимому наказанию хульницы за ее оскорбление церковной святыни». В конце концов раскаявшаяся женщина получила исцеление.
Еще одна традиционная тема в чудесах святителя Николая связана с помощью путешественникам. В «Повести временных лет» можно найти историю о «Николе Мокром», который спас ребенка, выпавшего из лодки в то время, как родители плыли на поклонение его образу. В более поздних сказаниях святой часто спасает людей, столкнувшихся с нехристианскими народами России: татарами, калмыками. Как правило, святитель чудесным образом наводит на язычников страх и после их побега освобождает пленника или человека, столкнувшегося с ними в безлюдном месте.
«Воинственность» святителя Николая в этих историях, разумеется, связана с его именем (Николай-победитель). Образ святого как заступника целых городов связан с подмосковным городом Можайском, где впервые появилась икона святителя с мечом в одной руке и храмом, обнесенном стеной, в другой.
В монастырских текстах можно найти и эпизоды, выходящие за рамки традиционного агиографического канона, которые могут вводить даже в некоторый соблазн неподготовленного читателя: «В 1793 году недалеко от монастыря случился лесной пожар. «Пламя, гонимое сильным ветром, быстро охватило лесные дачи одну за другою и скоро достигло Радовицкого монастыря. Окруженный со всех сторон лесом, он был в явной опасности сделаться жертвою этого огненного разлива. Настоятель созвал братию к чудотворному образу святителя Николая на молитву о защите от угрожающей беды. Все пали на колена и со слезами умоляли милостивого и скорого в бедах защитника сохранить обитель от беды, угрожающей ей. В это самое время, говорит монастырский летописец, огонь, не доходя монастырской усадьбы саженей на пятьдесят, уклонился от монастыря в правую сторону к окрестным деревням с такою быстротой, что жители их никакими средствами не могли остановить этого огненного разлива на несколько десятков верст: братия и жители села Радовиц увидели, что их от огня спас великий чудотворец, святитель Николай, и искренно все благодарили его за явленную им милость».
Если понимать этот текст буквально, то получится, что святитель Николай спас одних христиан, ценой разорения и смертельной опасности для других. Однако, если посмотреть на традиции древнерусского и европейского средневекового описания, то в этой истории нет ничего крамольного.
Мы спокойно празднуем день Покрова Пресвятой Богородицы, когда Константинополь был защищен от нашествия наших предков, читаем историю о том, как новгородская икона «Знамение» спасла город от нашествия войск Андрея Боголюбского, где тоже была православная икона. Для древнерусского книжника такие чудеса – свидетельство, что одни православные молились усерднее других, а потому Бог их и услышал. Понятия справедливости или несправедливости происходящего не волновали авторов монастырских хроник, стремившихся зафиксировать покровительство святого именно над их обителями. Они противопоставляли сакральное пространство профанному, а потому такие истории свидетельствуют не о жестокости святых, а особом статусе места, где расположена святыня.
Наконец, самый большой список чудес святителя Николая в древнерусских текстах связан с исцелением больных – слепых, параличных, хромых. Именно эти болезни «лидируют» по частоте в зафиксированных чудесах.
Этому существует простое объяснение, чтобы Синод или местный архиерей признал чудотворной ту или иную святыню, нужно было предоставить список явных чудес, а такие недостатки, как слепота, хромота, паралич или глухота видны всем окружающим, как правило, сопровождают человека всю жизнь или длительное время. Кроме того, этот традиционный набор агиографических чудес восходит и к евангельским повествованиям, где рассказывается о чудесах Христа.
В результате, святитель Николай, как и другие святые, уподобляются Спасителю, читатель житий или монастырских хроник получает назидание и надежду, а светские и церковные власти не могут отказать в появлении новых святынь.
Это не означает, что святой не совершал этих чудес. Напротив, в жития и монастырские хроники попадает лишь малая часть исцелений: большинство людей либо не сообщали о помощи святого, либо их чудесное исцеление не было зафиксировано надлежащим образом, ведь до сих пор рассказы о помощи святителя Николая обычно передаются из уст в уста
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Святитель Николай: Правило веры и образ кротости До революции на Руси икона Николая Чудотворца была в каждом крестьянском доме, а в Белоруссии и Украине праздник «Николая Зимнего» до сих пор остается в народной памяти третьим в году по значению церковным праздником после Рождества и Пасхи. За что мы почитаем святителя Николая? Об этом рассказывает наш постоянный автор, церковный историк Юрий Рубан.
Протоиерей Николай Кречетов: святителю Николаю я обязан жизнью В канун дня перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари НС обратился к благочинному Москворецкого округа протоиерею Николаю Кречетову с вопросом, ощущает ли он присутствие святого покровителя в своей жизни.
Ночь, звезды, праздник! Перенесение мощей святителя Николая в город Бари — радостный праздник для его жителей. По преданию, один из наших соотечественников был свидетелем того, как в 1087 году сюда привезли святые останки. И до сих пор паломники из России стремятся к гробнице Николая Чудотворца. О том, как святителя Николая почитают сами баряне, корреспонденту «НС» рассказал итальянский фотограф Лука ДЕ НАПОЛИ, автор выставки «Николай Чудотворец — народный святой»
Правда о святителе Николае В последние годы исследователи узнали много нового о святителе Николае Мирликийском. Об этих открытиях нам рассказал председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, организатор ежегодных международных конференций николаеведов, автор исправленного жития святителя Николая Александр Владимирович БУГАЕВСКИЙ
Венеция: Мощи святителя Николая есть не только в Бари Этот город представляется нам местом романтиков, поэтов и художников. Это так. Но Венеция и город паломников. Среди его многочисленных святынь примерно одна пятая часть мощей святителя Николая. О святынях Венеции и жизни местного русского прихода в честь святых Жен-мироносиц рассказывают священник Алексий ЯСТРЕБОВ и Марина НЕФЕДОВА
Тропарь Усекновения главы Иоанна Предтечи: радость пострадать за истину Несмотря на тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом. Тропарь 2 гласа «Память праведного с похвалами» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Дневники св.Иоанна Кронштадтского: каким был почерк святого? О том, как исчезли некоторые тетради из дневников святого, есть ли шанс их найти, кто цензор и как он выбирает какие записи для публикации, — рассказывает доктор филологии, редактор дневников и внучатая племянница святого Тамара ОРНАТСКАЯ
Поразивший змия 6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Свидетели Христа В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Как православная икона попала на ирландскую марку? В Ирландии выпустили почтовую марку с изображением православной иконы святого Патрика. Настоятель подворья РПЦ в Дублине священник Михаил Насонов рассказал, как православная икона попала на ирландские марки
Сорок мучеников Севастийских Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник?
Сретение: Симеон Богоприимец и его сомненья С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.