О том, как исчезли некоторые тетради из дневников св.Иоанна Кронштадтского, есть ли шанс их найти, кто цензор и как он выбирает какие записи можно публиковать, а какие нет — рассказывает доктор филологии, редактор дневников и внучатая племянница святого Тамара ОРНАТСКАЯ:
Св.прав.Иоанн Кронштадтский прослужил в Андреевском соборе города Кронштадта 52 года, до своей смерти. Все это время - с 1856 года по 1908 год - он вел духовный дневник, где рассказывал о переживаниях (практически ежедневного) служения литургии, делился своими размышлениями над Священным Писанием, каялся в грехах, просил прощения у Бога и молился "вслух". Дневники св.прав.Иоанна представляют собой учебник святости, описывают внутреннее духовное делание в течении 52 лет (со всеми его трудностями, падениями, но и великими утешениями от Бога) человека, ставшего святым. Большая часть подлинных дневников (за 1856-1894 гг.) хранится в Государственном архиве. Они представляют собой тетради довольно большого формата (20 х 32 см), количеством 26. Местонахождение рукописных дневников за 1895-1908 (первая половина) годы на сегодняшний день неизвестно. Последний, предсмертный дневник за вторую половину 1908 года хранится в Центральном Государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга. Страницы дневниковых тетрадей заполнены автором с обеих сторон мелким трудночитаемым почерком, в тексте встречаются вставки и исправления, и более поздние дополнения и пометы, вписанные карандашом. В состав выходящего теперь многотомного издания Дневников Иоанна Кронштадтского (изд."Отчий дом") предполагается включить все известные на сегодняшний день в оригиналах личные дневники святого. Тем более, что в записи на первой странице самого раннего из дневников сам отец Иоанн оставил своего рода «разрешение» на их публикацию. Здесь сказано: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться, – потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки, – то, по крайней мере, некоторым местам ее. Все хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы «недовольны есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога». Мои только ошибки и недостатки». Главным редактором издания дневников является доктор филологических наук, ведущий сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), Тамара Ивановна Орнатская, внучатая племянница св.прав.Иоанна Кронштадтского.
— Расскажите пожалуйста, где хранились и как пропали исчезнувшие тетради из дневников св.Иоанна Кронштадтского?
— Я видела их когда они были еще полностью у нас дома. Мы жили тогда в Песочном у моего деда протоиерея Иоанна Орнатского. Все что было от отца Иоанна, все наследство, хранилось моей бабушкой, которая меня вырастила. Я сирота блокадная, поэтому росла у бабушки. И я видела эти дневники. Я была очень любопытная и когда начала ходить в школу, то лезла всюду в книги. Книг было много. Библиотека была большая. Даже после войны что-то осталось, хотя конечно пропало многое. Ну, и в том числе натыкалась на рукописи. И всегда лезла в эти рукописные тексты, хотя я наверно тогда и читать-то еще не умела. Д того дошло, что впоследствии я участвовала в издании академических собраний Тургенева, Достоевского, теперь возглавляю издание Гончарова главным редактором. Директор издательства «Отчий дом» Шкатов Михаил Евгеньевич узнал от кого-то из журналистов, что у меня дома есть портрет, вот этот знаменитый портрет св.Иоанна Кронштадтского, который действительно очень интересный и по времени и по надписи замечательной, и приехал ко мне, чтобы его переснять. Не только он приезжал, многие этот портрет снимали. Когда он приехал, у нас зашел разговор, я рассказала, как в детстве лазила в запретную бабушкину тумбочку с рукописями дневников св.Иоанна и вынимала оттуда очередную тетрадку. Я уже умела читать, это было после войны. На время блокады меня увозили, иначе я бы умерла. А сразу когда вернулась, мне было лет восемь или девять я уже лезла в эти дневники. Бабушка их у меня отбирала, говорила, что это трогать нельзя, и прятала обратно в тумбочку где они хранились, а я все равно лезла. Так что эти дневники я видела в полной сохранности — еще все тетради.
Но потом так случилось, что у бабушки был знакомый по ее мужу священнику Иоанну Орнатскому, настоятелю Иоанновского монастыря и он пришел, зная, что у нас есть эти дневники. То есть пришел коллега моего деда Иоанна Орнатского и бабушка ему доверила ему хранившуюся у нас часть дневников. Он тогда служил в духовной академии. Не буду называть его фамилию, дети еще живы и ни в чем не виноваты. Ну, он эти дневники сдал куда положено и, конечно, они пропали. Но Слава Тебе Господи все-таки сохранилась значительная часть!
— Есть ли шанс, что пропавшие рукописи до сих пор где-то хранятся?
— По-моему даже проскользнуло где-то, может по радио, что они хранятся в музее связанном с революцией. Но это был слух. И какие-то журналисты мне помогали искать, но в музее сделали вид что ничего такого не было и они ничего не получали. Может быть где-нибудь что-нибудь и есть, но уже сейчас может быть это и открыли бы. Время-то другое. Но не появляется ничего нового. Слава Тебе Господи достаточно и того, что хранится в архивах и в печатном виде. Хотя мы ничего не перепечатываем, все наше в первый раз издается. И не только дневники. Собираем и письма. Издаем. Вот двухтомник писем отца Иоанна у нас вышел недавно. У меня если шкаф сейчас открыть — там все письма к нему, а вы можете представить сколько их?! Так что все что сохранилось мы издадим и в довольно обозримом будущем.
— Как происходит работа над рукописями?
— Мне приносят набранный черновой текст и ксерокопию рукописи и я их сверяю, вношу правку. И так мы издаем том за томом. Другие издательства тоже издавали дневники, но там тексты не подвергались такой тщательной проверке. Здесь нужна академическая школа, пушкинодомская в частности. Так что читаем том за томом и издаем. Начали с 1856 года и двигаемся дальше. Только 1908 год издали раньше (предсмертный дневник) — немного забежали вперед. «Отчий дом» отксерил все тетради, они теперь у меня в виде отдельных листов. Работать можно. Иногда труднее, иногда легче. Вобщем, это у меня на роду написано, потому что я всю жизнь любила читать рукописи. С детства, у нас дома были литографии пушкинских рукописей, я в них лезла. Дом был хороший, библиотека хорошая.
— Говорят, что у св.Иоанна был очень плохой почерк, это так?
— Бывает гораздо сложнее, у Федора Михайловича например. У того же Гончарова, да, у того же Тургенева. Нет. Это не так, что почерк очень плохой. К почерку привыкаешь и довольно быстро, особенно когда ты его читаешь все время. С юных лет я запомнила, что «нрзб» — это позор текстолога. Так вот я могу сказать, что так получается, что за нами «нрзб» не остается. «Нрзб» — это значит «разобрать невозможно». Если посидеть хорошо, что изредка приходится делать, все можно разобрать. Но у отца Иоанна мало таких мест. За нами «нрзб» не остается. Но сверять нужно несколько раз. Если кто-то прочитает, а за ним еще кто-то, то обязательно что-то найдет. Не для хвастовства говорю, но я текстолог по роду занятий.
— Есть ли цензура? Какие моменты из дневников опускаются при публикации?
— Ничего не опускается. Мы публикуем все полностью. Вот у меня сейчас лежит в работе 1967 год — ни строки не опускаем. Выборочно можно публиковать, но мы публикуем полностью. Берите любой том — сравнивайте. От начала и до конца, до единого слова и чернового даже, зачеркнутого и то мы показываем его где-то внизу. Я была в потрясении как он описывает как он родился, откуда взялся — он это все описывает таким языком, что можно где угодно вслух читать. Это его образ, его язык, по-другому он не мог говорить. И если он кается в чем-то то все это достаточно прямо и откровенно сказано, но его языком, который не вызывает никаких двусмысленностей. Так что не требуется делать никаких купюр. Это человек высокой духовности, он знал где и как можно сказать и что нужно, а может быть что-то и не нужно. Так что дневники эти удивительные. Ну, отец Иоанн духовный писатель, такого высочайшего уровня, что и не надо говорить. И это видно по его философствованию, да, даже бытовые записи — все написано замечательным языком, что говорить. Да, и любовь ко всему.
— Вы прочитали все дневники. Что меняется в записях св.Иоанна со временем?
— Время, обстоятельства и возраст. Только так. Абсолютная открытость. Причем дневник ведется так, что читать может и младенец, в смысле который уже умеет читать, и человек любого образования, любого социального статуса. Здесь нет никаких препон, которые бы мешали кому-нибудь читать эти дневники. Хотя, из дневника в дневник тот же род деятельности, та же семья, то же окружение и тем не менее все разное. Очень интересно читать, я вам скажу!
— Было ли что-нибудь такое в дневниках, что вас поразило?
— Все поражает. Хотя я читала много дневников — же издавали дневники Достоевского и всех классиков у кого они сохранились. Но это другие дневники. Другие по роду занятий, по деятельности, по духу своему. Они необыкновенные. Если вчитаешься, вот, я сейчас возьму любой том и не смогу оторваться... Из дневников я теперь знаю всю его жизнь. Надо читать эти дневники, чтобы постигнуть ту нелегкую жизнь семейную, которую он вел в Кронштдате. Но он был удивительного благородства человек, высокого благородства. Поэтому ему приходилось все принимать и все в себя прятать далеко. У него был и такт, и опыт, и готовность к этому.
— Можно ли сказать, что дневники св.Иоанна — это учебник святости?
— Можно. Почитайте любой фрагмент и там будет вся святость. Просто надо читать. Это надо быть читателем и читать. Тогда каждый для себя там много найдет. Хотя, не каждый наверно будет их читать... Но они необыкновенные! Мне, конечно, очень интересно. Сколько лет прошло. Мне наверно было лет 10 или даже 9, когда первый раз полезла в тумбочку с этими рукописями. И вот вообразите себе, мне 77 стукнуло и я вот их для публикации сверяю.
— С чего стоит начать читать дневники, с ранних или с поздних томов?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Праведный Иоанн Кронштадтский: как святой проводил Новый год Дневники, письма, проповеди – благодаря им мы можем увидеть то, что обычно опускают в житиях. Как жил великий святой в повседневной жизни, какие испытывал радости и скорби, как боролся с грехом в себе, о чем размышлял под новый год. Читаем, что пишет сам праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
В гости к св.Иоанну Кронштадтскому В день памяти св.прав.Иоанна Кронштадтского публикуем репортаж из его квартиры и трех музеев, где хранятся его подлинные вещи. Смотрите нашу виртуальную экскурсию по экспозициям в Санкт-Петербурге, Кронштадте и Пюхтицком монастыре. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Тропарь Усекновения главы Иоанна Предтечи: радость пострадать за истину Несмотря на тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом. Тропарь 2 гласа «Память праведного с похвалами» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Святитель Николай Сербский: Златоуст из Лелича Лелич один из самых новых сербских монастырей. Этот храм в 1926 году Николай Сербский строил вместе со своим отцом Драгомиром на собственные средства: в их родном селе Лелич тогда не было приходской церкви. Ко дню святителя «Нескучный сад» публикует небольшой рассказ с родины популярного сербского святого
Святитель Николай Сербский: епископ, писатель, дипломат 3 мая память свт. Николая (Велимировича). В 1920 году владыка предсказал Вторую мировую войну, в одной из его поэм угаданы события последних 20 лет в Сербии. Откуда у вышедшего из села епископа была способность различать глубинные течения истории? Как выучившийся на Западе гений стал на родине "святым дедушкой"?
Канонизация снизу: два жития Матроны Московской Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое. Рассказывает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Матронушка: народная святая 2 мая Церковь празднует день преставления святой блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова, ставшая в конце девяностых одной из самых почитаемых в России святых, провела всю свою жизнь в скитаньях по чужим квартирам и домам, а скончалась в подмосковном городке Сходня в 1952 году. Наш корреспондент побывал в Сходне, а в Москве посетил мощи святой Матроны
Поразивший змия 6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Свидетели Христа В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Как православная икона попала на ирландскую марку? В Ирландии выпустили почтовую марку с изображением православной иконы святого Патрика. Настоятель подворья РПЦ в Дублине священник Михаил Насонов рассказал, как православная икона попала на ирландские марки
Сорок мучеников Севастийских Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник?
Сретение: Симеон Богоприимец и его сомненья С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.