На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 2 (85)'2013

Юрьев-Польский: Три монаха, не считая музея


Версия для печати
07.02.13, 11:18

Этот город — неудобный пункт «Золотого кольца». Надо съезжать с «кольцевой линии», а потом снова на нее возвращаться, поэтому гиды часто вычеркивают Юрьев-Польский из своего маршрута. Если вам захочется увидеть музей, в башнях которого живут монахи, приложиться к чудотворному кресту, вырезанному из камня святым князем, или посмотреть на слона с заячьими ушами, придется приехать специально.

Правильное название города — Юрьев-Польской, город среди полей

«Как режиссеру Серебренникову удалось снять такой мрачный фильм в таком светлом городе?» – задала я себе вопрос, выйдя из междугороднего автобуса и оглядываясь вокруг. Я стояла на центральной площади города. Передо мной — мамаши с колясками и голуби. За спиной — невысокий и совсем не грозный крепостной вал. Над ним — маковки монастыря. Пахнет дымом. Здесь снимали нашумевший фильм «Юрьев день», где город нарисован в самых мрачных тонах. С тех пор жители имеют зуб на режиссера, да такой, что лучше ему здесь больше не появляться.


Мимо прошел молодой человек в кроссовках с крылышками. «Вот, например, какой оригинальный представитель местной молодежи. И не без творческой жилки!» – продолжила я свои размышления. Вечером я опять увидела этого молодого человека все в тех же кроссовках, но уже прислуживающим священнику на всенощной в Михайло-Архангельском монастыре-музее. Или в музее-монастыре. Можно по-разному сказать. Все дело в том, что в Юрьеве-Польском музей и монастырь живут вместе.

Монастырь для благоверного

Михайло-Архангельский монастырь был основан благоверным князем Святославом III Всеволодовичем, правившим Владимиро-Суздальской землей в начале XIII века. Несмотря на жестокое время междоусобиц, князь Юрьевский Святослав остался в памяти народной благоверным и святым. У него была удивительная судьба. Его дед, владимирский князь Юрий Долгорукий, любивший строить новые города, в 1152 году насыпал в полях между Суздалем и Владимиром, там, где в Клязьму впадает речка Гза, земляной вал для нового города, названного в его честь Юрьевом. Незадолго до этого он уже начал историю другого города — Москвы. Можно сказать, что Юрьев-Польский и Москва — брат и сестра, рожденные от одного родителя.


Городок Юрьев был построен явно не для военных целей. Оборонять вал в чистом поле сложно. Зато с экономической точки зрения выбор был безупречен — центр богатого ополья с плодородными землями и пересечениями важных дорог. В Юрьеве правил десятый сын Юрия Долгорукого и отец Святослава — Всеволод Большое Гнездо. Всего детей у Всеволода было двенадцать.

Будущий святой Святослав вырос воином, но, видимо, в душе не был воякой. В 1234 году он построил в Юрьеве белокаменный Георгиевский собор, который и сейчас возвышается немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря. Собор, как установлено сегодня исследователями, был построен по собственному архитектурному проекту князя. Княжескими руками были украшены белокаменные стены: он сам вырезал в камне райские кущи, населил их кентаврами, грифонами, ангелами, птицами и даже слоном. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисо-Глебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

Литургия в «действующей экспозиции»

В двадцатые годы двадцатого века монастырь был закрыт. Из Михайло-Архангельского собора хотели сделать мельницу, но благодаря вмешательству известного архитектора и реставратора П. Д. Барановского он этой участи избежал и был переквалифицирован в Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. В главном храме монастыря, Михайловском соборе, который «по совместительству» является еще и памятником музея, сейчас регулярно проходят службы. Ничто в убранстве храма не говорит о том, что это музейная экспозиция. Разве что множество деревянных скульптур в специальных витринах: Распятие, святой Георгий на коне, Мария Магдалина.


Настоятель монастыря иеромонах Афанасий Селичев говорит, что когда-то выставка деревянного зодчества занимала все помещение храма: «Мы с директором музея договорились, что часть выставленных фигур в храме останется. Ведь и сам храм, и деревянные скульптуры — это действующая экспозиция музея. Кстати, музей нам в убранство дал много прекрасных икон».


Кроме настоятеля в монастыре-музее живут еще инок Иоанн и иеродиакон Святослав, тезка князя. В «действующей экспозиции» музея регулярно служится литургия.

Главная святыня города и центральный экспонат музея — знаменитый Георгиевский собор рядом с монастырем. Центральную часть собора занимает так называемый Святославов крест. Когда-то этот экспонат был частью наружного убранства храма. Историки утверждают, что крест вырезал сам благоверный князь после того, как Господь чудесным образом спас его и дружину от бури на Волге. Крест почитается как чудотворный.



Перед ним молятся о разных семейных проблемах, о рождении детей. В соборе сейчас не служат, но каждый раз после литургии в монастыре отец Афанасий с прихожанами отправляются в Георгиевский собор — помолиться перед крестом. Там настоятель всех помазывает святым маслом.

Уникальный памятник домонгольской Руси, Георгиевский собор был заложен князем Святославом Всеволдовичем в 1230 году. Здание было богато украшено резьбой по камню. В середине XV века верхняя часть собора обрушилась. Стены и свод восстанавливали из сохранившихся обломков, как пазл. При этом первоначальные пропорции храма и значительная часть резьбы были утрачены

Смирение или симбиоз?

Мы с отцом Афанасием и директором музея Надеждой Анатольевной Егоровой сидим в уютной трапезной внутри одной из башенок монастырской стены и пытаемся понять, кому с кем выгоднее жить: музею с монастырем или монастырю с музеем.

Монастырь в музее существует восемь лет. Раньше в монастырь наезжали паломники, с них кормился и музей. Теперь паломников почти нет, зато в музей заезжают туристы, с них что-то перепадает и монастырю. Правда, туристов не много. Город Юрьев-Польский стоит в центре Золотого кольца, заезжать в него с основного маршрута неудобно. «Если какие-то группы и попадают в музей, то уже в конце дня, после Переславля или Александрова, физически и финансово опустошенные», — говорит отец Афанасий. Тем не менее если бы монастырь жил без музея, то монахам пришлось бы вести совсем аскетическую жизнь в неотапливаемых кельях, так как все помещения отапливает музей.

Когда-то к «Святославову кресту» приезжал поклониться сам царь Михаил Федорович Романов. Монастырь получал от него щедрые дары — «колокола и паникадило и всякое церковное строение», как повествует летопись. Многое из тех пожертвований сейчас находится во Владимирско-Суздальском музее-заповеднике. «Ну и пусть находятся, нам все равно сейчас негде выставлять злато-серебро. У нас нет помещений для экспозиций. Мы можем только хранить», — вздыхает Надежда Анатольевна. Вот они, издержки музея от жизни с монастырем. Отец Афанасий тоже переживает: «Фонды хранятся в подклетах XVII века, которые построены на камнях без всякой гидроизоляции и сосут влагу». «Монастырский комплекс не приспособлен для исторической музейной работы, — продолжает сокрушаться директор музея. — Квадратура громадная, а предметов много не выставишь. Живопись мы не можем разместить. А у нас из одних только фондов живописи можно сделать картинную галерею для районного центра. У нас есть Маковский, Сверчков».

На вопрос, кому больше приходится смиряться в этом совместном жительстве, монастырю или музею, директор и настоятель одновременно показывают друг на друга. Очевидно, что, даже если сейчас монахи покинут музей, помещения для выставок все равно сами собой не образуются и подвалы XVII века не высохнут. Зато пока монастырь в музее, на ежедневных службах монахи поминают: «Спаси, Господи, и сохрани всех, труждающихся здесь», а значит, и музейных работников тоже. Для Надежды Анатольевны это важно. «С вас уголь, а с монастыря молитва — по-вашему, это равноценный обмен?» — спрашиваю я. «Монастырь же строился не для музея, а для молитвы!» — восклицает она, возмущенная моей прагматичностью. Что до отца Афанасия, он признает, что в рамках музея у монастыря свободы не много: «Памятники принадлежат музею. Мы только принимаем участие в их совместном использовании».

В Покровском соборе Юрьева-Польского уже много лет собирают пожертвования для самых бедных. Раньше нуждающимся помогали непосредственно деньгами, но оказалось, что многие из просящих не умеют ими распорядиться. Теперь схема помощи изменилась: на собранные средства приход приобретает лекарства для горожан, получающих минимальную зарплату или пенсию

«Орлы» настоятеля

Кроме двух монахов на попечении настоятеля с недавних пор оказались два подростка, неведомыми путями прибившиеся к монастырю.


«Это прекрасные мальчишки, орлы. Но они здесь побыли, помолились, пусть даже похулиганили, а потом пошли в мир, где вокруг них будет по большей части тьма и соблазн. Как говорил архимандрит Серафим Битюков, «вне Типикона когти дьявола». Вот я их, к сожалению, каждый раз отпускаю в мир, как в когти дьявола».

«Орлы» жадно клюют пищу в трапезной после литургии. Тот, что вчера был в «крылатых» кроссовках, на сей раз выглядит вполне прилично. Видимо, корреспондента стесняется. Знакомимся. Это Сергей. Он сначала просто так на службу ходил, а потом принял предложение отца Афанасия помогать в алтаре. Максим, его друг, рассказывает, как тяжело сегодня вставал: «Еле-еле. Но я все равно пришел». Спрашиваю — зачем? «Помочь отцу Афанасию. Ну и… помолиться», — неуверенно отвечает он. «Да они еще не понимают толком, что значит молиться. Пытаюсь объяснить, — говорит настоятель. — Давайте я записки вашей учительнице на среду напишу», — обращается он к пацанам. Предстоящая среда — сложный день, приезжает епископ Владимирский и Суздальский. Надо подготовиться. Без орлов никак не обойтись. «А можно на всю неделю?» — лукаво спрашивает Сергей. Отец Афанасий от удивления даже привстает с настоятельского кресла. Все-таки правильно я вчера заметила, не без творческой жилки этот «крылатый» Сергей!

Башня настоятеля

Стены монастыря были построены гораздо позже, чем сам монастырь, поэтому маленькие башенки совсем не похожи на строгих каменных богатырей. В одной башенке — трапезная. В двух других живут настоятель и монах Святослав. Каждому по башне. Инок Иоанн живет в кочегарке, в подклете, рядом с угольной кучей. Его коренастой фигуре и ершистой манере держаться подходит образ трудолюбивого гнома в глубине пещеры.

Иеродиакон Святослав и инок Иоанн в трапезной

Башня отца настоятеля трехслойная. Внизу — «приемная», в середине — келья. Мы поднимаемся наверх, в библиотеку.


Отец Афанасий с любовью осматривает длинные колонны книжных корешков-солдатиков на стеллажах: «Помните, если некуда девать книги, всегда есть Юрьев-Польский, где отец Афанасий с молитвенной благодарностью примет все, а уж там потом распорядится, что куда девать». Это уже третья библиотека отца Афанасия. Первая была «марксистская»: «Я по молодости был изрядный марксист, да и сейчас считаю, что по экономике интереснее Маркса никто ничего не написал. Вторая моя библиотека была уже церковная. Я воцерковился в 1989 году и вскоре познакомился с интересными бабушками, они мне передавали свои книги. Тогда у старушек еще много чего было. Эту, вторую, библиотеку мне пришлось оставить, когда меня сюда перевели».

До того как поселиться в Юрьеве-Польском, отец Афанасий был настоятелем и устроителем храма в честь святителя Афанасия Сахарова в Петушках.
В Михайло-Архангельском монастыре, в башне появилась возможность собирать новую библиотеку. В ней есть, например, женевское (РПЦЗ) переиздание протоиерея Сергия Булгакова. Оригинал, с которого переснимали, стоит рядом на полке.

Счастье настоятеля

Про свое воцерковление отец Афанасий рассказывает так: «Успенский храм в наших Петушках не закрывался, всех детей крестили, и даже коммунисты отпевали своих родителей. Меня крестили в четыре года. Но я помню, как ощутил перемену в себе, как поразило меня мое новое состояние. Все краски мира как будто обновились. Продолжалось это ощущение две недели, до тех пор, пока с меня в детском саду не сняли крест. После армии я задумался: что дальше? С институтом я пролетел и работал на заводе. Танцы, друзья, рок-н-ролл… Чего-то не хватало. Так получилось, что мне в руки попала книжка про архиепископа Луку Войно-Ясенецкого. Она меня потрясла. Я стал заходить в наш храм. Полчаса в храме ладаном подышу, послушаю, как бабушки поют, и пойду на танцы. Это тянулось где-то с полгода. А потом меня Господь вразумил болезнью. У меня был острый флегмонозный аппендицит. И вот я лежу на операционном столе и спрашиваю хирурга: «А вы читали книжку “Очерки гнойной хирургии” Луки Войно-Ясенецкого?» Он посмотрел на меня удивленно: «Вообще-то я по ней учился». «А вы знаете, что он был православный архиерей?» — сказал я и провалился в наркоз. После этой операции я начал осознанно молиться и ходить на литургию.

Владимир Селичев — именно так звали в миру настоятеля — очень хотел, чтобы в монашестве его завали так же, как и его любимого святого — Афанасия Сахарова, епископа Ковровского. Но есть обычай нарекать монаха именем, начинающимся на первую букву его мирского имени. В день пострига по дороге в Боголюбов монастырь он заехал на могилку святителя Афанасия во Владимире. В двадцатых годах святитель был настоятелем этого монастыря. «Стою, молюсь: “Вот еду в твой монастырь, к твоей братии. Как ты благословишь, владыко, так и будет”. И когда на постриге услышал: “Брат наш Афанасий постригает власы главы своей”, вот тут наступил в моей жизни момент настоящего духовного счастья».

Решимость настоятеля

По дороге в башню-келью настоятеля растет плакучая береза. Он с иронией называет ее видимым отражением своего внутреннего состояния. «Вы же говорите, что не унываете?» — ловлю я его на слове. «Не унываю, но быть настоятелем — это крест. Живу одним днем. А там что Бог даст».

Что надо, чтобы стать монахом? «Человек готов к монашескому пути, если в нем есть решимость. Это касается не только монахов, но и всех людей. Такая же решимость нужна и для того, чтобы стать православным христианином. Надо себе сказать, что надо жить вот так, а не иначе, и потом всю жизнь стараться это воплотить. Если в монастырь идти, нужно понимать, что идешь на крест. Но христианин всегда на кресте, независимо от того, монах он или мирянин. В этом мире можно жить хорошо и вольготно только вне Христа и вне Креста. Сейчас многие думают о том, как найти старца, а не о том, как найти Христа, хотят, чтобы старец за них решил, идти в монастырь или не идти. Чтобы понять, годишься ты или нет для монастырской жизни, надо пойти и пожить в монастыре. И не в идеальном монастыре матерей и отцов из патериков, а в реальном, нашем русском монастыре. Где игумен тоже человек, где братия…» «…Ага, тоже люди», — заканчивает за настоятеля инок Иоанн, житель кочегарки. Все в маленькой башенке засмеялись. «Да! Тоже люди, — смело подтвердил отец Афанасий, — со всеми вытекающими последствиями! Короче, где надо носить немощи других».

Текст, фото: Ирина СЕЧИНА

Версия для печати

Тэги: Паломничество  Монастырь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Юрьев-Польский: Три монаха, не считая музея

Этот город — неудобный пункт «Золотого кольца». Надо съезжать с «кольцевой линии», а потом снова на нее возвращаться, поэтому гиды часто вычеркивают Юрьев-Польский из своего маршрута. Если вам захочется увидеть музей, в башнях которого живут монахи, приложиться к чудотворному кресту, вырезанному из камня святым князем, или посмотреть на слона с заячьими ушами, придется приехать специально.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.