На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Отшельники Лазурного берега


Версия для печати
08.07.13, 10:30

Западное монашество началось в IV в. там, где в наши дни протекает сладкая жизнь, – в Марселе и Каннах. Смотрите репортаж из монастыря, ровесника лавр Палестины, аббатства Сен-Виктор, основанного прп. Иоанном Кассианом Римлянином.

У французских монахов три отца – прп. Иоанн Кассиан Римлянин, свт. Гонорат, епископ Арльский, и свт. Мартин Турский. Для многих сегодня прп. Иоанн Кассиан некий далекий древний святой с необычным двойным именем и памятью 29 февраля, а между тем это основатель западного монашества и человек удивительной судьбы, переживший крушение Рима и знавший множество великих святых от Иоанна Златоуста до Льва Великого, папы Римского. Его монастырь сохранился в Марселе до наших дней.
западное монашество

В центре старого города среди какофонии французского, итальянского, арабского языков неприступной твердыней вздымаются башни монастыря Сен-Виктор, чем-то похожие на «храмину» из фильма «Имя розы». Рядом с монастырем, в котором аббатом когда-то был Мазарини, находится мрачная крепость Иностранного легиона. В бухте виден замок Ив.

Светлые, выжженные южным солнцем камни обители, ровесницы великих лавр Палестины, – памятник первым монахам на Западе. Тем, кто в 300-х гг. не уходил, а буквально сбегал от мира, начитавшись «Жизни Антония». Они сбегали, почти так же, как мальчишки убегали юнгами на приставшие в марсельской бухте корабли и устремлялись в далекое плавание.

Нельзя сказать, что это было бегство от чего-то постылого и скучного. Хотя античный мир клонился к закату, и его столица должна была пасть под ударами варваров, жизнь в Галлии оставалась по-римски комфортной, насыщенной и интересной. Патролог XIX в. Певницкий в своем очерке о галльской монашеской традиции IV-VI вв. именно из этого времени «ненадломленной бодрой культуры и крепкого чувства свободы и независимости» выводит последующую традицию провансальской поэзии вплоть до поэтического языка трубадуров.

Монашество в Южной Галлии зародилось и быстро выросло не столько как отрицание мира, лежащего во зле, сколько как энергичный поиск нового вида служения Христу. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин сравнивает его с возведением храма, «в состав которого войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей».
Насколько быстрыми темпами развивалось монашество можно судить по тому, что в 397 г. на похоронах свт. Мартина Турского присутствовало 2000 монахов. Очевидно, что общее число постников в Галлии эту цифру значительно превосходило. Успех монашества предопределило то, что оно не блуждало по своим путям, но строилось на основе опыта святых отцов Египта и Палестины.

Основатель монастыря Сен-Виктор, прп. Иоанн Кассиан Римлянин и был тем, кто эти знания перенес на Запад. Одни источники говорят, что он был родом из Марселя. Другие – из Малой Скифии, района современной Добруджи в Румынии. Так или иначе будущий аскет и духовный писатель происходил из состоятельной образованной семьи. У него была сестра, которая впоследствии, вероятно, стала настоятельницей основанного им женского монастыря под Марселем.

Молодым человеком он отправился в Палестину вместе со своим другом Германом. Путешествие они предприняли около 380 г. За год до того умер свт. Василий Великий, через год будет Второй Вселенский собор. Еще жив прп. Макарий Египетский, а прп. Евфимию Великому исполнилось только четыре года. Блаженный Иероним также прибудет в Вифлеем, но позже в 385 году.

Точно неизвестно, в какой именно обители Кассиан и Герман стали монахами и где пробыли первые два года своего подвижничества. Чаще называют киновию Посидония за Пастушьими полями. Их первым старцем был монах Пинуфий из Египта. Его рассказы о подвигах египетских отцов произвели на молодых монахов столь сильное впечатление, что они и сами отправились в Египет, дав в пещере Рождества в Вифлееме обет вернуться в Святую Землю.

Семь лет они пробыли в Панефисе, Диолке и Ските, встречаясь со многими знаменитыми отцами – Пафнутием Великим, Иоанном Коловом, покаявшимся разбойником эфиопом Моисеем Муриным. Эти годы намного превысили отпущенный им срок путешествия, поэтому по возвращении друзьям пришлось каяться, после чего их вновь отпустили в Скитскую пустыню. Судя по всему, по пути они побывали и в Нитрийской пустыни, и в Келлиях, таким образом обойдя наиболее прославленные места тогдашнего монашества.

Однако пришельцам не удалось задержаться в Египте надолго. Из-за споров вокруг ересей оригенизма и антропоморфизма в египетских монастырях возникли смуты и раздоры. В поисках более тихого места в 399-400 гг. прп. Иоанн Кассиан с Германом уезжают в Константинополь, и вновь оказываются в водовороте исторических событий.

В столице они были представлены тогдашнему архиепископу – ни кому иному, как свт. Иоанну Златоусту – и пришлись ему по душе. Иоанна Кассиана он рукоположил во диакона и пригласил его управлять финансами св. Софии, а Германа поставил во пресвитера.

После второй ссылки Златоуста (405 г.) друзья были направлены в Рим – представить Церкви на западе империи независимую от двора точку зрения на дело низложенного архиепископа и попросить для него поддержки папы. Миссия не увенчалась успехом, и поскольку на Востоке «иоанниты» подвергались жестокому преследованию, монахи на несколько лет остались в Италии. О судьбе Германа больше сведений не сохранилось: возможно вскоре он умер. А вот история странствий прп. Иоанна Кассиана продолжилась. В Риме он был рукоположен во пресвитера и подружился с архидиаконом Львом, будущим великим папой, спасителем Города от полчищ Аттилы.

Разграбление Рима готами в 410 г. прп. Иоанн Кассиан встретил в Италии. Через 5-6 лет он оправился из разоренной страны в более спокойную Южную Галлию и основал мужской и женский монастыри в Марселе. Здесь он наконец нашел надежное пристанище и оставался до своей смерти в 435 году.

Преподобный, лично слушавший поучения египетских и палестинских отцов, быстро стал авторитетом для галльских монахов, об этом свидетельствуют его сочинения. Всего через несколько лет после своего прибытия он уже дает советы, как наладить монашескую жизнь в новых монастырях. Так в 417-419 гг. он пересказывает устроение египетских обителей для епископа города Апта Юлия Кастора, устраивавшего монастырь в своей епархии. Так появляется его первое сочинение –«Постановления киновитян» («О правилах общежительных монастырей»).

«Постановления» посвящены приему послушников в монастырь, одежде, времени молитвы и другим практическим вопросам, но вскоре прп. Иоанн Кассиан обращается и к теме молитвы и борьбы со страстями. Для – Леонтия, епископа г. Форум Юлия (современный Фрежюс), брата Кастора, он описывает 10 своих диалогов со скитским старцами, т.н. «Собеседования». В 426 г. он добавляет к ним еще 7 бесед, которые посвящает Гонорату, основателю монастыря на острове Лерин, напротив современных Канн, и монаху той же обители Евхерию, впоследствии епископу Лионскому. Еще через год появляется третья часть этого монументального труда о внутренней жизни монаха и созерцании – еще 7 бесед. Их адресатами стали четверо монахов, подвизавшихся недалеко от Марселя.

«Собеседования» стали ценнейшей книгой по аскетике для западного монашества. Через сто лет их использовал, составляя свои правила, прп. Венедикт Нурсийский.

Жизнь прп. Иоанна Кассиана и первых гальских монахов, воспринявших традицию подвижничества не через Рим, а непосредственно с Востока, особенно важен в наши дни. Они – пример для тех французов, немцев, англичан, кто приходит к Православию и, в частности, к монашескому пути через чтение святых отцов подвижников.

западное монашество
Старый порт Марселя. Аббатство Сен-Виктор считается первым монастырем во Франции, основанном в черте города
западное монашество
Внутри собора. В VIII-IX вв. древний монастырь был разрушен сарацинами. Разграблению подвергся и женский монастырь в честь Христа Спасителя, основанный прп. Иоанном Кассианом. Он так и не был восстановлен, а Сен-Виктор отстроил в первой половине XI века аббат Уилфред
западное монашество
Глава прп. Иоанна Кассиана Римлянина хранится слева от главного престола в витрине, вместе с другими святынями аббатства
западное монашество
Примечательна надпись на реликварии: "Святой Иоанн Кассиан". Дело в том, что католическая церковь не признает некоторые взгляды преподобного на свободу воли, в которых он расходится с блаженным Августином и не считает его святым. Однако папа Урбан V в XIV в., бывший аббат Сен-Виктора,  прп.Иоанна Кассиана почитал и приказал сделать эту надпись
западное монашество
Икона св. Иоанна Кассиана Римлянина подарена собору Румынской Православной Церковью. В Румынии распространена версия, что основатель западного монашества был родом из Добруджи
западное монашество
Реликварий с мощами святых Марсельских мучеников, святого мученика Виктора и других святых
западное монашество
Мощи св. мученика Виктора, римского воина, пострадавшего за Христа в IV в., главная святыня аббатства
западное монашество
западное монашество
Частица мощей святого равноапостольного царя Константина. До разорения Константинополя участниками IV крестового похода 1204 г. мощи святого основателя города мирно почивали в порфировом саркофаге в церкви Святых Апостолов. После погрома города крестоносцами, а впоследствии турками, многие тела императоров были уничтожены или выброшены из гробниц. Где мощи св. Константина неизвестно. Его предполагаемый саркофаг находится в Стамбуле у входа в Археологический музей, а из частиц мощей лучше других известна вот эта – марсельская
западное монашество
Часть креста святого апостола Андрея
западное монашество

В соборе находится крипта IV в., оставшаяся от первоначальной обители

В крипте размещена коллекция христианских саркофагов IV-V вв., богато украшенная скульптурой. Они были перенесены сюда в 1968 г. из замка Борелли
западное монашество
западное монашество
западное монашество

Благодарим Паломнический центр апостола Фомы в Европе за помощь в проведении  съемки

Текст: Арсений ЗАГУЛЯЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги: Паломничество  Монашество  Монастырь  Инославные 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.