На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Воскресное Евангелие: Исцеление 10 прокаженных, или "вера твоя спасла тебя"


Версия для печати
21.12.12, 16:04

Лучше понять Евангелие на воскресной Литургии можно, если разобраться в нем заранее. 23 декабря в храмах будет читаться история о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Лишь один из них вернулся поблагодарить Спасителя. Эти же слова читаются на благодарственном молебне.

Исцеление Христом десяти прокаженных. Гравюра к Библии Пискатора

Евангелие от Луки (7-11:19):
«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя"».

Протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва)

Сегодняшнее евангельское чтение положено читать на богослужении, посвященном благодарению, когда мы, желая за что-то Бога поблагодарить, заказываем благодарственный молебен. Самое главное богослужение Православной церкви, Евхаристия, также переводится как благодарение. Почему же Богу так важна наша благодарность? И как она связана с верой?

Евангелие говорит нам о десяти прокаженных, причем почему-то подчеркивается, что девять из них был иудеями (правоверными, на наш язык), а один -- самарянин (не имеющий истинной веры). Обычно иудеи с самарянами не сообщались, презирали их, но тут общая беда объединила их вместе, как это бывает в жизни. Они вместе встретили Господа и вместе сказали: Иисусе, Наставниче, помилуй нас! Христос не дает прямого ответа, как в других случаях исцеления, не спрашивает о том, верят ли они и как они верят, а посылает показаться священникам. Опять все вместе они идут и на пути понимают, что исцелены. Произошло чудо. И вот тут происходит разделение: девять иудеев идут дальше, и только самарянин вдруг возвращается и славит Бога. Зачем он вернулся, ведь Христос Сам послал его показаться священникам? Что с ним случилось? И чего не случилось с девятью правоверными иудеями?

Иудеи, даже прокаженные, считали себя людьми «правильными». Выслушав от Господа повеление показаться священникам, они послушно пошли. Наверное, они не меньше самарянина обрадовались исцелению. Но, исполняя то, что сказал Господь, они совершенно искренне решили, что сделали все, что нужно. Воспитанные в традиции закона, они были уверены, что для спасения достаточно лишь его точного исполнения. Соответственно, и исполняя дела закона, добрые дела, творя посты и молитвы, они вправе рассчитывать, что Бог в ответ на это не просто может их спасти, Он обязан их спасти! Девять прокаженных страдали, терпели болезнь, изгнание, суровую жизнь, они молились, может быть, даже что-то обещали Богу за свое исцеление, и вот Бог пришел и исцелил их. Закон исполнен, они с Богом квиты. Они больше ничего Богу не должны.
Сегодняшнее Евангелие показывает, чем такой ветхозаветный расчет страшен для всякого верующего человека: из этих отношений нельзя прийти к любви, а без любви к Богу, без принятия Его любви нам спастись невозможно. Христос пришел в мир как Любовь, которая выше закона, но именно милующую любовь не принял иудейский мир. Нет в нем места и для благодарности, через которую любовь проявляется.

В отношениях расчета мы ставим себя с Господом на один уровень, считаем, что вправе «торговаться» с Ним, надеемся «расплатиться» «делами». Но спасаемся мы не делами, а любовью и милостью Божией. Сами наши «добрые дела», добрые движения в сердце не происходят без Его милости, благодати, которая смягчает наши сердца. Но в отношениях расчета невозможно принять Божию милость, потому что ответить на милость можно только любовью. Благодарность как проявление любви -- единственное, что мы можем сами Господу, Всемогущему и Вседостаточному, дать. Вера и благодарность -- также единственное «дело», которое может быть спасительным для нас, потому что вера вместе с благодарностью и есть любовь.

И вот оказалось, что только самарянин это понял. Он не был «исполнитель правил», не считал, что у него есть дела и заслуги, потому что иногда можно и болезнь, и страдание счесть «заслугой» перед Богом; его страдание, а потом и радость исцеления не отдалили его от Бога, как это часто бывает в жизни, когда Бог уже становится «не нужен», раз все хорошо. И потому его сердце смогло воспринять исцеление как дар, как милость Божию, не смутиться ей, а обрадоваться, побежать обратно, не дойдя и до священников, упасть перед Богом от радости встречи с Ним.

И эта встреча с Богом – еще один важный момент в разговоре о благодарности. Казалось бы, уже встретились, когда самарянин еще был прокаженным. Как встретились с Господом и девять иудеев. Все поверили в то, что Господь им поможет. И все получили исцеление. Но только вернувшемуся и поблагодарившему Его самарянину Господь сказал: «Вера твоя спасла тебя». Спасла от проказы? Но и девять других от нее исцелилось. По толкованию преподобного Ефрема Сирина Господь говорит о спасении для Жизни Вечной, то есть об исцелении от духовной проказы, которая спадает, как чешуя, и человек прозревая, становится способен к восприятию высшего мира. Чудо исцеления, в котором самарянин участвует своей верой и благодарением, открывает ему жизнь духовную, и потому он действительно встречает Господа, своего Спасителя. А если вера не рождает благодарность, она или слабая, или неправильная, как вера девяти прокаженных. Такая вера не приводит к Богу.

И потому, читая этот отрывок Евангельского текста, мы можем спросить себя: верующие ли мы на самом деле? Если в нас нет чувства благодарения Богу, наша вера мертва и мы пока что еще в группе этих девяти прокаженных, которые забыли о Боге, как только получили просимое.

Нельзя заставить благодарить. Но если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, мы увидим в ней очень многое, за что можно поблагодарить Господа. А когда мы благодарим, наше сердце меняется. Становится более милующим, зрячим, начинает видеть грех как то, что причиняет мне духовную проказу. Из состояния благодарения человек и на ближних начинает смотреть как на страдающих этой духовной проказой, начинает жалеть их, а не осуждать.

Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Беседа о 10 прокаженных:

Это чудо Господь совершил во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят. Прокаженные целой группой в 10 человек «остановились вдали», ибо закон запрещал им приближаться к здоровым людям, и громким голосом умоляли Господа помиловать их. Господь повелел им идти и показаться священникам. Это значило, что Он Своею чудотворную силою исцеляет от болезни, ибо посылает их к священникам для того, чтобы они, согласно требованию закона освидетельствовали исцеление от проказы, причем приносилась жертва и давалось позволение жить в обществе. Покорность прокаженных слову Господа — идти на освидетельствование к священникам — указывает на их живую веру. И они действительно по дороге заметили, что болезнь их оставила. Получивши исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, Самарянин, возвратился к Господу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Этот случай показывает, что хотя Иудеи и презирали Самарян, последние оказывались иногда выше их. Господь со скорбью и кротким упреком спросил: «Не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»Эти девять — живой пример человеческой неблагодарности Благодателю Богу.

Версия для печати

Тэги: Христос  Евангелие  Священное Писание 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.