Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы. События, с которыми связаны эти иконы, складываются во вполне детективные сюжеты. Разобраться в хитросплетениях истории помогает научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлана ЛИПАТОВА
В иконографии усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры.
На илл.: Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона. XVI век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Святой Иоанн, почитаемый Церковью как Предтеча Христа, был великим аскетом и последним пророком, предрекшим явление Спасителя в мир людей. Мало святых имеют так много дней памяти в православном календаре. В январе, на следующий день после Богоявления, празднуется Собор Иоанна Предтечи, затем 9 марта вспоминаются Первое и Второе обретения его главы, летом -- праздник Третьего, последнего ее обретения и Рождество Иоанна. Осенью следуют Усекновение главы, сопровождаемое строгим постом, память праведных родителей Предтечи, а также праздники Зачатия Иоанна Крестителя и перенесения его мощей (правой руки).
Как мы видим, сразу несколько событий, отмеченных в годовом круге богослужений, связаны с почитанием драгоценной святыни, которой стала глава принявшего мученическую кончину святого. Рассказ об этом событии содержится в Евангелии. Усекновение главы Иоанна Предтечи мечом, страшное завершение пира Ирода -- распространенный сюжет в византийском и древнерусском искусстве.
«Усекну его в темнице»
Как же изображается кончина святого? Одним из примечательных образов является шитая пелена конца XV века из собрания Государственного исторического музея. Действие происходит на фоне горок, что, заметим, не соответствует евангельскому тексту. Там как место казни указывается темница: «Он же (воин) шед усекну его в темнице» (Мк. 6: 28, см. также Мф. 14: 10). На пелене темницей, по всей видимости, является высокая палата, изображенная справа. На иконах Усекновения художники традиционно отдавали предпочтение показу скалистого пейзажа, а не обстановке заточения пророка. По всей видимости, так осуществлялась изобразительная связь с образами Иоанна Предтечи в пустыне. Ядром композиции пелены являются фигуры воина, заносящего обнаженный меч, и покорно склонившегося Иоанна с вытянутыми вперед связанными руками. Ниже у его ног в золотой чаше лежит отрубленная глава с закрытыми глазами и нимбом. Она представлена вне временного контекста -- ведь сам Предтеча показан в момент, предшествующий смерти, необезглавленным.
В иконографии Усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей, из шеи которого иногда текут струи крови. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры. На иконе XVI века из Русского музея такая пещера представлена прямо в центре, к ней склоняется безжизненное тело Иоанна. Поскольку в иконописи не используются традиционные для живописи приемы передачи пространства и перспективы, само размещение сосуда на фоне расщелины указывает на то, что он находится скрытым внутри ее. И в связи с этим возникает тема обретений главы Предтечи и ее почитания. Отделенная от тела голова и на иконе, и на рассмотренной пелене представлена, прежде всего, не исторически (как только что положенная на блюдо, чтобы быть отнесенной на пир Ирода), а символически -- как почитаемая реликвия, которая была скрыта и несколько раз найдена.
В мешке горшечника
Существуют разночтения истории ее первого обретения, опирающиеся на различные источники. Они сходятся в одном: Иродиада закопала главу обличившего ее праведника отдельно от тела, похороненного учениками Предтечи в самарийском городе Севастии. Традиция изображений Первого и Второго обретений чаще всего опирается на рассказ известного византийского агиографа Х века святого Симеона Метафраста. В составленном им житии повествуется о том, как главу Предтечи, скрытую Иродиадой, обнаружили два монаха, совершавшие паломничество в Иерусалим. Откопав святыню, они не воздали ей должных почестей, положили в мешок и попросили понести его одного бедного горшечника. Тому явился во сне сам святой Иоанн и приказал тайно оставить спутников и отнести главу в Эмессу (древний город в Келесирии -- области Азии. Ныне эта местность находится на территории Сирии). После смерти горшечника святыня находилась в руках монаха Евстафия, проповедовавшего арианскую ересь и приписывавшего себе чудотворения, совершавшиеся от главы. После того как жители Эмессы изгнали Евстафия, сокрытая в его пещере святыня оказалась забыта.
Повторное обретение произошло в V веке. Эмесскому игумену Маркелу во сне явился Предтеча и указал местонахождение главы. Совместное празднование Первого и Второго обретений, совершаемое 24 февраля (9 марта по новому стилю), было установлено лишь в IX веке, когда святыня со всей торжественностью была перенесена в Константинополь. Драгоценная реликвия, свидетельствующая о земных жизнях Спасителя и Предтечи, не была утеряна. Радость об этом наполняет богослужебные песнопения праздника. В стихире на «Господи, воззвах» (глас 5) службы Первому и Второму обретению святой главы она сравнивается с воссиявшим миру солнцем.
На Руси почитание святого Иоанна было очень широким. Большое количество храмов и икон, посвященных пророку и усекновению его главы, связано с заказами царя Иоанна Грозного, небесным покровителем которого был Предтеча. В XVI веке в Архангельском соборе Московского Кремля был устроен редкий по своему посвящению придел в честь Обретения главы. Очевидно, что главной иконой в нем был одноименный образ, на котором могло быть представлено одно или несколько событий, связанных с историей прославления святыни.
Три находки
Отдельные иконы с сюжетом Обретений встречаются нечасто. В основе иконографической схемы -- однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки.
Отдельные иконы с сюжетом Обретений встречаются нечасто. Главными его иллюстрациями обычно были клейма житийных икон святого Иоанна. Многочисленные небольшие образы, окружающие центральное изображение с крупной фигурой Предтечи, содержали цикл, начинавшийся с зачатия пророка праведными Захарией и Елизаветой и завершавшийся темой почитания его честной главы.
Как же изображают само обретение? В основе иконографической схемы -- однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки. Если житийный цикл краток, то в нем могло присутствовать лишь одно клеймо с Обретением. Если при этом сопроводительные надписи и имена монахов отсутствуют, то в точности установить, какое из двух событий -- Первое или Второе обретение -- изображено, не представляется возможным. Существование такого «собирательного» образа, объединяющего и Первое и Второе обретение главы Иоанна, напрямую связано с тем, что церковное празднование они имеют общее.
Изображения же Третьего, последнего Обретения главы, после которого она была с почестями перенесена в столицу Византии и с почестями положена в Студийском монастыре, опознаются намного легче. Чаще всего на них представлены юноши, откапывающие кирками и лопатами реликвию в присутствии монахов и священников в облачениях. В византийских памятниках одним из иконографических вариантов этого Обретения являлось изображение богослужения перед святой главой, лежащей на престоле.
Честная глава святого Иоанна Пердтечи в окладе, хранящаяся в соборе Богоматери в Амьене. Франция
Глава Иоанна Пердтечи. Икона мастера Ивана Буренина. 1762 год. Угличский художественный музей
Во времена крестовых походов, когда столица Византийской империи подверглась разорению и разграблению, святая глава была увезена из Константинополя и оказалась во Франции. Она и сейчас находится в готическом соборе Богоматери в Амьене, куда приезжают многочисленные паломники. Пребывание реликвии в Европе дало толчок к распространению в западном искусстве натуралистических скульптурных образов, воспроизводящих лежащую на блюде отрубленную голову. В поздней русской иконописи XVIII-XIX веков усекновенная глава Предтечи в чаше или на блюде стала предметом изображения сама по себе, полностью вне сюжетного контекста или жития Иоанна, как это представлено на иконе Ивана Буренина из Угличского музея (1762).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
«Жeны-мирoноcицы у Грoба Гocпoдня»: первая икона Воскресения Сцена «Явление ангела женам-мироносицам» — самый ранний образ Воскресения. Его изображали в иконах, в мозаиках и фресках, в книжной миниатюре и прикладном искусстве. Ирина ЯЗЫКОВА разбирает фреску купола храма Пантократора монастыря Высокие Дечаны в Косово
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Изображая Бога Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много . С чем связана эта сдержанность , как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА , заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско - богословском институте святого апостола Андрея , автор книг о богословии русской иконы .
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Воздвижение Креста Господня: тайны явного Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Как выглядели апостолы Петр и Павел? В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.
Псково-Печерский монастырь: Открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Поразивший змия 6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.