1 июля Церковь чтит одну из самых древних икон Божией Матери на Руси – Боголюбскую. Это ли икона Богородицы Пирогощей, которую привезли на Русь вместе со Владимирской, был ли к ней парный образ Христа и был ли на ней изображен св. князь Андрея Боголюбский, рассказывает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА.
Боголюбская икона — одна из самых древних и почитаемых на Руси. Ее приписывали кисти апостола Луки и почитали чудотворной. Однако у иконы непростая судьба, хотя, казалось бы, она не покидала пределы Владимира. Она появилась в княжении Андрея Боголюбского (1155–1174) и князь повелел поставить ее в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря. Отсюда одни связывают ее наименование с именем князя, другие — с названием монастыря.
После разрушения монастыря в XVIII в. Боголюбскую поместили в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751–1756 гг. на месте древнего. Во II пол. XIX в. чудотворный образ перенесли в новый монастырский собор (1866), названный уже в ее честь. После закрытия обители в 20-х гг. XX в. икона обрела новое место — в приходской церкви во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позже ее перенесли в Успенский собор Владимира. В 1946 г. Боголюбская была изъята из собора и поступила во Владимирский областной краеведческий музей, где находилась вплоть до 1992 г., когда снова была передана Церкви и была поставлена в Успенском соборе владимирского Княгинина Успенского монастыря. Но и на этом не закончилась ее история. В 2009 г. при очередном реставрационном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону снова перенесли во Владимирский музей. Там она находится по сей день под присмотром реставраторов и музейных работников.
Боголюбская принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе), широко распространенному в византийском искусстве. Богоматерь представлена в рост, с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. В этой иконе выражен ходатайственный и заступнический образ Божьей Матери.
Некоторые исследователи (например, Н. Н. Воронин) считали, что на иконе было первоначально изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы. Действительно, такие изображения также были распространены в византийском искусстве. Но доказать, что фигура коленопреклоненного князя, действительно, была на иконе, совершенно невозможно, из-за плохой сохранности красочного слоя особенно в нижней части доски.
Иконографические особенности и размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.
Икона написана на доске с широкими полями. Вследствие неоднократных поновлений первоначальная живопись сохранилась очень плохо. Верхнее поле ее украшено изображением деисусного чина из пяти фигур, которое, могло появиться при поновлении иконы в конце XII в. после разорения Боголюбова рязанским князем Глебом. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», пятифигурный деисус на Боголюбской повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед которыми он молился в своем шатре. Образ Иисуса Христа в сегменте и свиток в руке Богоматери написаны также позже, примерно на рубеже XIII–XIV вв. Были ли они первоначально, предположить трудно.
Возможно, их написание связано с инициативой митрополита Максима, переехавшего из Киева во Владимир, который заказал для чудотворной иконы новый серебряный оклад, заменивший первоначальный. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в том числе накладных звезд на одежде Богоматери. В последующие века икону неоднократно украшали корунами, цатами, подвесками, новыми окладами и проч, многочиселнные следы от крепления их можно видеть на доске. В 1820 г. жители Владимира украсили Боголюбскую икону сплошным серебряным окладом, который во второй половине XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу. А на свитке в руках Богоматери был выбит текст: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное».
Только в 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря. Они уже тогда констатировали плохую сохранность жиаописи в следствие многих поновлений и креплений окладов. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Боголюбской проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) Ф. А. Модоровым в 1946, Н. А. Баранов в 1956 и в 1958–1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова).
В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Реставрационные работы и исследования показали, что, несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта, записи и тонировки, живопись иконы, особенно лика Богоматери, указывает на близость к столичной византийской школе XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греческий иконописец.
Согласно преданию, икона написана в память явления князю Андрею Боголюбскому. Но это предание позднее, поскольку житие Андрея Боголюбского было составлено только в нач. XVIII в. Скорей всего икона написана примерно в третьей четверти XII в., и не русским мастером, а греком, и не во Владимире, а в Константинополе.
Боголюбская икона современница знаменитой Владимирской. Некоторые исследователи даже делали предположение, что она прибыла на Русь вместе с Владимирской, и была первоначально в Киеве. Откуда ее вывез Андрея Боголюбский. Летопись, действительно упоминает некую икону Богоматери Пирогощей, привезенной вместе с Владимирской. Но эту гипотезу трудно доказать. Зато сама живопись Боголюбской свидетельствует о высоком живописном мастерстве, это видно особенно на личном письме Боголюбской, которое необычайно тонкое, прозрачное и многослойное. А образ Богоматери на этой иконе необыкновенно возвышенный и вдохновенный. Таких икон на Руси было совсем немного.
Боголюбская икона, на которой представлен образ заступничества Богоматери, впоследствии вдохновила древнерусских иконописцев на создании икон, в которых у ног Божьей Матери изображали и соловецких святых, и московских государей, и простых людей.
Общецерковное почитание Боголюбской иконы было установлено в последней трети XVII в. Это связано с особым почитанием Нарышкиными Андрея Боголюбского. Известно, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит кн. Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест. В 1682 г. до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны Ивана и Андрея Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684–1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы, первый храм в Москве с таким посвящением. Составление службы относится к рубежу XVII–XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре.
День празднования Боголюбской иконы Богоматери приходится на 1 июля (18 июня по старому стилю). В народе, который весьма почитает этот образ как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иверская икона Божией Матери: чтимые списки В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Икона «Похвала Богородицы»: акафист в красках В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков — лестницу, Гедеон — руно, Моисей — купину, Араон — расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Как живет в храме древняя Владимирская икона Божией Матери 6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент "НС"
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Что такое знамение Пресвятой Богородицы? Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.
Иконография казни Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Изображая Бога Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много . С чем связана эта сдержанность , как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА , заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско - богословском институте святого апостола Андрея , автор книг о богословии русской иконы .
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконы Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.