В современной России отдых и досуг являются, пожалуй, важнейшими индикаторами общности образа жизни. В отличие от Советского Союза, где досуговая активность была определена системой распределения путевок в пансионаты, где признаком определенного достатка была праздная триада «квартира — машина – дача», также упорядочивающая и проведение свободного времени, современный отдых в гораздо большей степени зависит от ценностной ориентации людей.
Отчуждение
К концу нулевых в Москве и других крупных городах индустрии отдыха и досуга, наконец, приобрели законченные черты. В центре столицы невозможно пройти по улице и не встретить ни одной афиши туристического агентства. Наверное, не нужно обладать достаточной смелостью, чтобы утверждать, что в Москве экономика услуг, наконец, победила и горожанину приходится мучительно выбирать и выстраивать свой досуг. К тому же существует множество журналов, предлагающих как-то облегчить насущную проблему выбора, из которых самый известный последние несколько лет служит символом определенного слоя московской молодежи. Обратная сторона этого явления в том, что отдых превратился в нечто стандартизированное: житель мегаполиса живет уже не ото дня ко дню, а от отдыха к отдыху — вечером пятницы во многие заведения невозможно попасть. Во многих семьях принято планировать отпуск чуть ли не за год — человек, регулярно передвигающийся по городу в наземном транспорте и не лишенный определенной степени любопытства, легко заметит, что разговоры об отелях, билетах и прочем появляются где-то в начале марта и не прекращаются до августа.
Простое объяснение гегемонии отдыха, как ни странно, кроется в тезисе Маркса об отчуждении. Человек не заинтересован в результатах своего труда, не заинтересован в своей работе, и единственная возможность, которой он обладает для того, чтобы почувствовать себя свободным, заключается в досуге. Отдых — лишь одна из форм такой свободы от работы. Другое, более сложное объяснение — набирающие популярность на Западе концепции «Общества переживания» немецкого социолога Герхарда Шульце (одноименной книге которого в этом году исполняется 20 лет) и «Экономики переживаний», диагностирующие радикальные изменения в обществе и экономике соответственно. Первая из них указывает на то, что современный человек в гораздо большей степени заинтересован в своем внутреннем мире и даже его потребительские практики соотносятся с его представлениями о себе. Вторая концепция предлагает новый тип экономики, приходящий на смену экономике услуг, — как раз экономику переживания, где новым потребительским требованием, приходящим на смену качеству, является подлинность товара. Общее у этих концепций — представление о том, что человек начинает лучше понимать себя. Хрестоматийный пример: если раньше одежда была показателем достатка или классовой принадлежности (то есть принадлежность к определенной группе), то сегодня ее роль другая — выражать уникальность своего носителя. В этом отношении досуг также представляется зоной свободы — планирование времяпрепровождения не зависит от желаний другого и необходимости. Туризм как одна из форм отдыха иллюстрирует этот тезис наглядно — почему одни люди предпочитают проводить свое время в пансионатах и санаториях, на морских и прочих курортах, а другие, наоборот, стремятся наполнить время своего отпуска накоплением знаний, посещением музеев или паломничеством к святым местам?
«Экономика переживания» объясняет это различие стремлением людей к новому опыту — в идеальной ситуации новый опыт меняет своего обладателя и в этом отношении является ценностью сам по себе. Как пример такой трансформации авторы этой концепции, американские маркетологи Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, предлагают приобретение поездки в страны третьего мира с целью участия в гуманитарных акциях — предложение для российской действительности экзотическое, но демонстрирующее, что люди хотят меняться к лучшему. С другой стороны, традиционный отдых тоже меняется: во многих отелях и пансионатах теперь предлагают услуги «анимации», то есть развлечения, предполагающие интерактивное участие отдыхающих в разнообразных инициативах. Движение к человеку прослеживается и в изменении туристических маршрутов — влияет даже не предложение новых мест, а изменение географии туризма, разумеется, финансовый аспект до сих пор является важным при планировании отдыха, но на него накладываются новые факторы, такие как потребность в чем-то новом. Так, для соотечественников одними из направлений стала индийская провинция Гоа и Малайзия — излюбленные места западных дауншифтеров (от англ. Downshifting — букв. переключение на низшую передачу в автомобиле). С другой стороны, иногда возникает ощущение, что эти места привлекают отечественных туристов не экзотичностью, а доступностью, — тогда, используя терминологию уже упомянутого Герхарда Щульце, имеет место не внутренняя ориентация на свои переживания, а внешняя — желание «почувствовать себя королем», стремление к демонстративной и бездеятельной праздности. Какой из двух типов индивидуальной мотивации преобладает среди предпочитающих эти направления, невозможно сказать. Дауншифтинг по-русски
Вскользь упомянутый феномен дауншифтинга характеризует стремление среди определенной части успешных людей к изменению образа и ритма. Чаще всего это смена места жительства, переезд из одного города в другой, где человек может почувствовать себя свободнее. Иногда это сопряженно со сменой страны пребывания. Еще одна важная черта дауншифтеров — готовность идти на снижение своего дохода. Так как меняется образ жизни, меняется и досуг, его соотношение с работой. Этот феномен хорошо вписывается в концепцию «общества переживания» — мотивация такой перемены лежит внутри индивида и соотносится с ценностями его жизни. Существует и «дауншифтинг по-русски», основанный на структуре московского рынка жилья. Не секрет, что на деньги, получаемые с аренды московской квартиры, можно снимать сравнимую квартиру, например, в Берлине, а также иметь какое-то количество денег на жизнь. «Дауншифтинг по-русски» как раз и заключается в том, чтобы вести праздный образ жизни рантье в странах Юго-Восточной Азии, оставаясь избавленным от необходимости работать. Ключевое различие заключается как раз в последнем — если на Западе дауншифтинг представляет собой форму смены одной работы на другую, более соотносящуюся с ценностями индивида, то в специфическом московском варианте это побег от работы как таковой.
Современные социологи уделяют особое внимание туризму — для них места представляются такими же брендами, как и товары. Важное наблюдение английского социолога Джона Урри — у каждого места есть своя специализация и свой открыточный вид. Для общества, ориентированного на потребление, следствием из этого является множество фотографий, сделанных на фоне самых известных достопримечательностей, и рассказы вроде «да был я в Париже, Эйфелеву башню видел». Таков специфический взгляд туриста — он включает в себя пренебрежение самим городом в пользу его открыточных видов. Но и с ним происходят трансформации — появляются люди, которые не посещают достопримечательности, а предпочитают найти в каждом месте что-то свое. Похожей логики придерживается группа отдыхающих, предпочитающая принципиально не ездить в те страны, которые пользуются популярностью среди соотечественников. В этой позиции находит свое отражение запрос на разрыв привычного — желание как можно дальше отстраниться от обыденности, а также желание почувствовать другую культуру более полно. Пионерское прошлое
И все же для российского контекста вышеописанные практики маргинальны. Согласно официальной статистике, загранпаспорта имеются лишь у 15% населения, среди которых определенный процент использует их для выезда в Турцию и Египет — два самых популярных направления среди российских туристов, а часть не использует вообще. Типичный отдых в этих двух странах-«здравницах» не относится к «экономике переживаний», а характеризуется сверхпотреблением — услугой all inclusive. Во многих, часто ведомственных, учреждениях сохраняется практика распределения путевок в санатории. Продолжают существовать детские лагеря — трансформированное наследие пионерского прошлого. Но та инфраструктура, что они собой являют, не имеет ничего общего с новыми запросами. Ностальгический ресурс у советских рекреационных учреждений огромен, но централизованный туризм внутри страны не развит. Постсоветское представляет город Сочи — столица ближайшей зимней Олимпиады. Этот город скорее сон, чем реальность, он слишком дорогой, чтобы там отдыхать. Черты советского проступают во многих курортах, в пансионатах и санаториях, домах отдыха и гостиницах. Изменения лишь косметические. Что-то вроде евроремонта. Или просто ремонта. Многих привлекают походы, рыбалка и охота, но и их инфраструктура оставляет желать лучшего.
Однако главная проблема не в этом. Отдых представляет собой пространство свободы — от работы, от рутины, от привычного. Однако свобода эта иллюзорна, пока не появится возможность выбора — ведь от однообразности досуга тоже можно устать, как устал герой рассказа Германа Гессе «Курортник». И инфраструктурная проблема здесь не играет особой роли. Можно устать даже во дворце. Ключевой вопрос для человека отдыхающего — это вопрос его желаний, устремлений и поиска себя. Отдых как отражение индивидуальности. Как ни странно, проведение досуга, поднимает вопрос ценностей: среди двух крайностей — потребления еды, напитков и открыточных видов и второй работы на даче (а дача — это все же вторая работа, с ее теплицами, картошкой и огородом) — виднеются очертания чего-то нового. Возможно, настоящей свободы. Базовая мысль для общества переживания состоит в том, что твой отдых принадлежит только тебе.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
В магазин - за радостью? Это неблагозвучное слово уже прижилось в русском языке. Шопинг -- такой же способ ухода от действительности, как алкоголизм и наркомания. Первым человеком, который поддался на «пропаганду шопинга», была наша праматерь Ева. О шопинге рассуждают священники и психолог
Материнское выгорание: жертва неизбежна? Если уж непросто говорить об усталости, апатии и желании бросить все у священников, работников храмов, врачей, то о физическом и эмоциональном истощении матери еще сложнее. Но говорить нужно обязательно. Продолжаем тему «выгорания»
Новый год для одиночки Для людей бессемейных Новый год бывает пыткой. В отличие от тех, кому есть с кем встретить «новое счастье», они остаются один на один со своим «старым». Даже новогодня компания – зачастую это семья друзей,– превращается для них в новогоднюю одиночную камеру с толпой народа. Какое чудо сможет преодолеть их новогоднее одиночество?
В чем черпать силы: 9 способов обновить свою жизнь, не уезжая на Канары У каждого человека, вне зависимости от того, чем он занимается, бывают периоды полного отсутствия сил. Конечно, в такой момент лучше всего взять отпуск, уехать на море или в горы, сменить привычную обстановку и отдохнуть. Но что делать, если по каким-то причинам это невозможно?
Время отдыхать. Тайм-менеджмент отдыха Как провести новогодние каникулы, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время? По мнению Глеба АРХАНГЕЛЬСКОГО, генерального директора ОАО «Организация Времени», секрет хорошего отдыха в том, чтобы правильно ответить на вопрос, который ставят десять дней каникул: что делать?
Хобби-клуб: доска для записей Наш нынешний выпуск носит сугубо практический характер. Елена ЛОСИКОВА рассказывает о том, как сделать своими руками очень полезную вещь для забывчивых людей! Кстати, на доске для записей можно оставить несколько приятных слов для своих близких.
Праздник и праздность Слово «праздник» происходит от слов «праздность», «праздный». Слова эти в обычной речи имеют не лучший смысл. Быть праздным означает – бездельничать. А разве это хорошо? Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Социология праздника: куранты, извините, не заглушить Начало года традиционно связано с праздниками. За долгие годы в России сложился своеобразный канон — как праздновать Новый год, культурная практика, с большим трудом совместимая со временем Рождественского поста. Можно ли встретить Новый год так, чтобы не навредить торжественному тихому ожиданию более важного праздника — Рождества? Культуролог Алина ВОЛЫНСКАЯ попыталась понять — как пройти сквозь огонь новогодних петард, не ослепнув, не оглохнув и не потеряв рассудок.
Волим те, Београде Бывают на свете странные привязанности – например, взаимная любовь русских и сербов. С путевыми заметками из Белграда – Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
Как бы не соблазнить ближнего «Скорей бы уж кончились эти каникулы, сколько можно пить?» «Как не выпить, зачем тогда праздники!» — Разность мнений показывает, что где одному расслабление, там другому напряжение. Договориться получается не всегда. Есть радикальный путь — справлять Новый год без алкоголя. Радикалы не страдают от алкогольной зависимости и не являются родственниками страдающих от нее. Просто им не хочется быть соблазном для ближнего.
Хобби-клуб: кормушка в саду Накануне наступления лета мы хотим открыть свой дачный сезон. Елена ЛОСИКОВА рассказывает, как сделать красивую и оригинальную кормушку для птиц. В жаркие летние месяцы туда стоит не столько крошить хлеб, сколько наливать для птиц воду.
В торговый центр за счастьем «Давай отдохнем, съездим в МЕГУ…» Не так давно появился этот новый вид отдыха – поездка в торговые центры. Яркие пространства и образы, толпа людей, блеск витрин и безучастные маски манекенов – каким образом среди всего этого можно отдохнуть? И надо ли отдыхать именно там?
Святые-на-Неве Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни — здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней
Карты на стол! В среде верующих людей карты пользуются дурной славой. Мало кто осмеливается признаться в пристрастии к игре публично. Даже если просто вечерами перекидывается с друзьями в канасту. Викентий АБРАМЯН, автор учебника по спортивному бриджу и организатор всероссийских и международных турниров, раскрыл перед нашим корреспондентом Анной ПАЛЬЧЕВОЙ все карты и рассказал об истории вопроса
Современный Гекльберри Финн Современные дети знают, что "им все должны". И умеют пользоваться этим - рассказывает о.Александр Доколин, священник, директор одного из московских детских домов
Детский вопрос: Дети плюс родители: как провести отпуск? Возвращаясь из отпуска, проведенного с детьми (их у меня всего двое, и все-таки), чувствую себя не сколько отдохнувшей, сколько еще больше уставшей. Хочется, чтобы на отдыхе все было мирно и радостно, но не получается — дети капризничают, разбивают коленки, ссорятся и требуют моего непрерывного внимания. Что это за отдых? Возможно ли как-то «грамотно» отдыхать с детьми? Мария М.
Секреты усталости: как научиться отдыхать? Всегда ли нам понятно, отчего именно мы устаем? Ведь не определив правильно характер усталости, мы не сможем правильно отдохнуть. Объясняет Алексей ПАРШИН, главный психотерапевт кризисного отделения Москвы на базе 20-й клинической больницы, старший научный сотрудник Института психиатрии
Надо ли отдыхать от духовной жизни? Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН
В летний лагерь -- с пользой Сегодня предложения по детскому отдыху могут удовлетворить самые взыскательные вкусы. Проблема лишь в том, насколько можно доверять написанному на рекламном проспекте. Ведь от выбора родителей зависит, вернется ли ребенок отдохнувшим и вдохновленным новыми добрыми впечатлениями, или же придется срочно мчатся забирать его из лагеря домой и «залечивать раны». Неудивительно, что, когда «цена риска» столь высока, наибольшим доверием пользуются советы и рекомендации друзей. По этому пути пошли и мы, предлагая вам несколько проверенных нами адресов детского отдыха
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.