На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура 7 (78)'2012

Человек отдыхающий


Версия для печати
31.07.12, 12:49

В современной России отдых и досуг являются, пожалуй, важнейшими индикаторами общности образа жизни. В отличие от Советского Союза, где досуговая активность была определена системой распределения путевок в пансионаты, где признаком определенного достатка была праздная триада «квартира — машина – дача», также упорядочивающая и проведение свободного времени, современный отдых в гораздо большей степени зависит от ценностной ориентации людей.



Отчуждение
К концу нулевых в Москве и других крупных городах индустрии отдыха и досуга, наконец, приобрели законченные черты. В центре столицы невозможно пройти по улице и не встретить ни одной афиши туристического агентства. Наверное, не нужно обладать достаточной смелостью, чтобы утверждать, что в Москве экономика услуг, наконец, победила и горожанину приходится мучительно выбирать и выстраивать свой досуг. К тому же существует множество журналов, предлагающих как-то облегчить насущную проблему выбора, из которых самый известный последние несколько лет служит символом определенного слоя московской молодежи. Обратная сторона этого явления в том, что отдых превратился в нечто стандартизированное: житель мегаполиса живет уже не ото дня ко дню, а от отдыха к отдыху — вечером пятницы во многие заведения невозможно попасть. Во многих семьях принято планировать отпуск чуть ли не за год — человек, регулярно передвигающийся по городу в наземном транспорте и не лишенный определенной степени любопытства, легко заметит, что разговоры об отелях, билетах и прочем появляются где-то в начале марта и не прекращаются до августа.

Простое объяснение гегемонии отдыха, как ни странно, кроется в тезисе Маркса об отчуждении. Человек не заинтересован в результатах своего труда, не заинтересован в своей работе, и единственная возможность, которой он обладает для того, чтобы почувствовать себя свободным, заключается в досуге. Отдых — лишь одна из форм такой свободы от работы. Другое, более сложное объяснение — набирающие популярность на Западе концепции «Общества переживания» немецкого социолога Герхарда Шульце (одноименной книге которого в этом году исполняется 20 лет) и «Экономики переживаний», диагностирующие радикальные изменения в обществе и экономике соответственно. Первая из них указывает на то, что современный человек в гораздо большей степени заинтересован в своем внутреннем мире и даже его потребительские практики соотносятся с его представлениями о себе. Вторая концепция предлагает новый тип экономики, приходящий на смену экономике услуг, — как раз экономику переживания, где новым потребительским требованием, приходящим на смену качеству, является подлинность товара. Общее у этих концепций — представление о том, что человек начинает лучше понимать себя. Хрестоматийный пример: если раньше одежда была показателем достатка или классовой принадлежности (то есть принадлежность к определенной группе), то сегодня ее роль другая — выражать уникальность своего носителя. В этом отношении досуг также представляется зоной свободы — планирование времяпрепровождения не зависит от желаний другого и необходимости. Туризм как одна из форм отдыха иллюстрирует этот тезис наглядно — почему одни люди предпочитают проводить свое время в пансионатах и санаториях, на морских и прочих курортах, а другие, наоборот, стремятся наполнить время своего отпуска накоплением знаний, посещением музеев или паломничеством к святым местам?

«Экономика переживания» объясняет это различие стремлением людей к новому опыту — в идеальной ситуации новый опыт меняет своего обладателя и в этом отношении является ценностью сам по себе. Как пример такой трансформации авторы этой концепции, американские маркетологи Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, предлагают приобретение поездки в страны третьего мира с целью участия в гуманитарных акциях — предложение для российской действительности экзотическое, но демонстрирующее, что люди хотят меняться к лучшему. С другой стороны, традиционный отдых тоже меняется: во многих отелях и пансионатах теперь предлагают услуги «анимации», то есть развлечения, предполагающие интерактивное участие отдыхающих в разнообразных инициативах. Движение к человеку прослеживается и в изменении туристических маршрутов — влияет даже не предложение новых мест, а изменение географии туризма, разумеется, финансовый аспект до сих пор является важным при планировании отдыха, но на него накладываются новые факторы, такие как потребность в чем-то новом. Так, для соотечественников одними из направлений стала индийская провинция Гоа и Малайзия — излюбленные места западных дауншифтеров (от англ. Downshifting — букв. переключение на низшую передачу в автомобиле). С другой стороны, иногда возникает ощущение, что эти места привлекают отечественных туристов не экзотичностью, а доступностью, — тогда, используя терминологию уже упомянутого Герхарда Щульце, имеет место не внутренняя ориентация на свои переживания, а внешняя — желание «почувствовать себя королем», стремление к демонстративной и бездеятельной праздности. Какой из двух типов индивидуальной мотивации преобладает среди предпочитающих эти направления, невозможно сказать.
Дауншифтинг по-русски
Вскользь упомянутый феномен дауншифтинга характеризует стремление среди определенной части успешных людей к изменению образа и ритма. Чаще всего это смена места жительства, переезд из одного города в другой, где человек может почувствовать себя свободнее. Иногда это сопряженно со сменой страны пребывания. Еще одна важная черта дауншифтеров — готовность идти на снижение своего дохода. Так как меняется образ жизни, меняется и досуг, его соотношение с работой. Этот феномен хорошо вписывается в концепцию «общества переживания» — мотивация такой перемены лежит внутри индивида и соотносится с ценностями его жизни. Существует и «дауншифтинг по-русски», основанный на структуре московского рынка жилья. Не секрет, что на деньги, получаемые с аренды московской квартиры, можно снимать сравнимую квартиру, например, в Берлине, а также иметь какое-то количество денег на жизнь. «Дауншифтинг по-русски» как раз и заключается в том, чтобы вести праздный образ жизни рантье в странах Юго-Восточной Азии, оставаясь избавленным от необходимости работать. Ключевое различие заключается как раз в последнем — если на Западе дауншифтинг представляет собой форму смены одной работы на другую, более соотносящуюся с ценностями индивида, то в специфическом московском варианте это побег от работы как таковой.

Современные социологи уделяют особое внимание туризму — для них места представляются такими же брендами, как и товары. Важное наблюдение английского социолога Джона Урри — у каждого места есть своя специализация и свой открыточный вид. Для общества, ориентированного на потребление, следствием из этого является множество фотографий, сделанных на фоне самых известных достопримечательностей, и рассказы вроде «да был я в Париже, Эйфелеву башню видел». Таков специфический взгляд туриста — он включает в себя пренебрежение самим городом в пользу его открыточных видов. Но и с ним происходят трансформации — появляются люди, которые не посещают достопримечательности, а предпочитают найти в каждом месте что-то свое. Похожей логики придерживается группа отдыхающих, предпочитающая принципиально не ездить в те страны, которые пользуются популярностью среди соотечественников. В этой позиции находит свое отражение запрос на разрыв привычного — желание как можно дальше отстраниться от обыденности, а также желание почувствовать другую культуру более полно.
Пионерское прошлое
И все же для российского контекста вышеописанные практики маргинальны. Согласно официальной статистике, загранпаспорта имеются лишь у 15% населения, среди которых определенный процент использует их для выезда в Турцию и Египет — два самых популярных направления среди российских туристов, а часть не использует вообще. Типичный отдых в этих двух странах-«здравницах» не относится к «экономике переживаний», а характеризуется сверхпотреблением — услугой all inclusive. Во многих, часто ведомственных, учреждениях сохраняется практика распределения путевок в санатории. Продолжают существовать детские лагеря — трансформированное наследие пионерского прошлого. Но та инфраструктура, что они собой являют, не имеет ничего общего с новыми запросами. Ностальгический ресурс у советских рекреационных учреждений огромен, но централизованный туризм внутри страны не развит. Постсоветское представляет город Сочи — столица ближайшей зимней Олимпиады. Этот город скорее сон, чем реальность, он слишком дорогой, чтобы там отдыхать. Черты советского проступают во многих курортах, в пансионатах и санаториях, домах отдыха и гостиницах. Изменения лишь косметические. Что-то вроде евроремонта. Или просто ремонта. Многих привлекают походы, рыбалка и охота, но и их инфраструктура оставляет желать лучшего.

Однако главная проблема не в этом. Отдых представляет собой пространство свободы — от работы, от рутины, от привычного. Однако свобода эта иллюзорна, пока не появится возможность выбора — ведь от однообразности досуга тоже можно устать, как устал герой рассказа Германа Гессе «Курортник». И инфраструктурная проблема здесь не играет особой роли. Можно устать даже во дворце. Ключевой вопрос для человека отдыхающего — это вопрос его желаний, устремлений и поиска себя. Отдых как отражение индивидуальности. Как ни странно, проведение досуга, поднимает вопрос ценностей: среди двух крайностей — потребления еды, напитков и открыточных видов и второй работы на даче (а дача — это все же вторая работа, с ее теплицами, картошкой и огородом) — виднеются очертания чего-то нового. Возможно, настоящей свободы. Базовая мысль для общества переживания состоит в том, что твой отдых принадлежит только тебе.

Александр МИХАЙЛОВ

Версия для печати

Тэги: Психология  Отдых 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Человек отдыхающий

В современной России отдых и досуг являются, пожалуй, важнейшими индикаторами общности образа жизни. В отличие от Советского Союза, где досуговая активность была определена системой распределения путевок в пансионаты, где признаком определенного достатка была праздная триада «квартира — машина – дача», также упорядочивающая и проведение свободного времени, современный отдых в гораздо большей степени зависит от ценностной ориентации людей.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.