Паломничество в Святую землю можно совершить и не выезжая за пределы Московской области. Хотите пройти по берегу реки Иордан, побывать в Гефсиманском саду, подняться на гору Елеон? Такая возможность есть у каждого, кто готов проделать недалекий путь из столицы до населенного пункта, необычное название которого говорит само за себя — Новый Иерусалим.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его окрестности — тема для сакрального топографа. Каждая мельчайшая деталь этого архитектурного комплекса и его природного окружения: холмов, рек, низин, рощ — имеет сокровенный, тайный смысл. Как будто кто-то в древности взял карту этой подмосковной местности, выполненную на кальке, приложил к бумажной карте Палестины и перенес названия. Так и есть. Этот кто-то — патриарх, сам лишивший себя патриаршества, горе-реформатор, разделивший Русскую Церковь на старо- и новообрядцев, русский крестьянин, ставший первоиерархом и умерший простым монахом, и, наконец, создатель Русской Палестины в Подмосковье. Мы говорим о патриархе Никоне.
Вид Воскресенского собора с юго-восточной стороны. На первом плане видна голова подземной церкви Константина и Елены. В Иерусалиме церковь Константина и Елены находится на том месте, где царицей Еленой был обретен Крест Господень. Фото Евгения Глобенко
Вид Воскресенского собора с юго-восточной стороны. На первом плане видна голова подземной церкви Константина и Елены. В Иерусалиме церковь Константина и Елены находится на том месте, где царицей Еленой был обретен Крест Господень. Фото Евгения Глобенко
В миру его звали Никита Минич, он был крестьянином села Вельдеманово на реке Волге близ Нижнего Новгорода. Жизнеописание Никиты Минича может лечь в основу многосерийного остросюжетного фильма на тему русской истории «бунташного» века. Судите сами. Родители Никиты уговаривают сына не постригаться в монахи, а, вопреки его желанию, жениться. Позже Никиту выбирают в священники прихожане местного храма, далее, уже будучи священником, он переезжает в Москву по протекции волжских купцов, случайно услыхавших проповедь молодого батюшки. В Москве у отца Никиты умирают все дети, он видит в этом знак Божий и уходит в Соловецкий монастырь, где принимает постриг с именем Никон. Через некоторое время Никон становится игуменом Кожеозерской пустыни и по делам обители едет снова в Москву, где ему случайно удается пообщаться с царем. Алексей Михайлович замечает Никона, добивается для него архимандритии в Новоспасском монастыре. Через несколько лет, в 1652 году, архиепископ Никон избирается патриархом.
Главным делом своей жизни Никон полагает строительство собора — копии храма Гроба Господня в устроенной им в 1656 году Воскресенской обители на реке Истре. В копии воспроизводились не только план и архитектура прообраза, но и все святыни храма Гроба Господня: «темница», Голгофа, камень помазания, кувуклия Гроба Спасителя и другие. Вся местность, обозримая с плоских крыш-гульбищ Воскресенского собора, была уподоблена палестинской земле. Центром этой топографической композиции была часовня Гроба Господня, окрестности символизировали разные палестинские местности, связанные с земной жизнью Спасителя. Холм, на котором была основана обитель, патриарх Никон назвал Сионом, реку Истру, огибающую этот холм по излучине, — Иорданом. Ручеек Золотушка, вытекающий из системы прудов под северным склоном, стал по воле патриарха потоком Кедрон. За ним был размещен Гефсиманский сад, где вместо олив святейший распорядился посадить березы. В Гефсиманском саду, на острове, образованном старицей Истры, был построен скит патриарха «в греческом духе», по подобию небольших скитов Святой горы Афон. Холм к востоку от монастыря Никон наименовал горой Елеоном, в Иерусалиме она тоже находится к востоку от города. На «горе» был установлен крест, отчего она получила второе название — Крестопоклонная. К югу от Елеонской горы по благословению святейшего была построена церковь Вознесения. Соседнее село по новой церкви стало именоваться Вознесенским, в этом селе патриарх устроил небольшой женский монастырь и назвал его Вифанией. К северу от Воскресенского монастыря, за рекой Иордан два соседних холма также получили новые имена: Фавор и Ермон. У подножия холма Фавор в селе Микулине Никон освятил храм Преображения Господня, отчего село стало именоваться Преображенским. В селе Дорна к востоку от холма Елеон святейший устроил церковь Воздвижения Креста, это село, так же как другие села окрестностей Нового Иерусалима, стало называться по посвящению местного храма.
Насколько точно Русская Палестина воспроизводила прообраз? Настолько, насколько на иконе воспроизводится та или иная местность, ведь, как известно, иконописец соблюдает принцип обратной перспективы. Естественно, что километраж между объектами новоиерусалимской копии не соответствовал настоящей Палестине. Сама же территория русской Святой земли не должна была превышать зоны видимости с крыш Воскресенского собора. С другой стороны гора Сион с доминантой Воскресенского собора должна была просматриваться с любой точки Русской Палестины. Для патриарха Никона была важна наглядность.
Воскресенский собор также иконографичен, то есть в нем воспроизведены план, композиция, объемы и некоторые наиболее характерные детали храма Гроба Господня. С западной стороны над главной святыней — Гробом Господним воздвигнута ротонда (круглая в плане постройка), завершенная шатром. На тот момент это был самый крупный шатер в русской архитектуре. Нельзя не вспомнить, что несколькими годами ранее патриарх Никон сам запретил строить шатры над русскими церквами, каноничным при этом признавалось лишь пятиглавие и одноглавие. Получается, патриарх нарушал собственное благословение. С восточной стороны к ротонде примыкал крестообразный в плане храм Воскресения с боковыми двухъярусными галереями, где располагались придел Успения (с севера) и гора Голгофа (с южной стороны). Далее к востоку от Воскресенского храма располагалась подземная церковь Константина и Елены, в которой было отмечено место нахождения Креста Господня. С южной стороны к храму Воскресения была пристроена столпообразная семиярусная колокольня. Архитектура Воскресенского храма полностью повторяла кипарисовый макет храма Гроба Господня, который привезли патриарху Никону из Иерусалима вместе с нужными планами и обмерами. Именно поэтому здесь появляются нехарактерные для русской архитектуры элементы — ротонда, плоские крыши-гульбища, столпообразная колокольня, до этого существовавшая лишь в Московском Кремле (знаменитая колокольня Ивана Великого), крестообразный план храма. Но были и отличия от первообраза. Во-первых, завершения — луковичные и шлемовидные главы. Во-вторых, богатое изразцовое убранство. Никон впервые использует поливные керамические изразцы для устройства иконостасов, изразцами украшены порталы, наличники, карнизы, барабан Воскресенского собора венчает изразцовая надпись. В-третьих, Воскресенский собор, в отличие от прообраза, построен из кирпича и побелен, на белых стенах яркими цветными пятнами выделяются изразцы. Есть еще одно отличие: колокольня увеличена до семи ярусов вместо четырех, скорее всего, в честь семи Вселенских соборов.
Откуда же появилась идея создания столь оригинального и масштабного комплекса?
Создание Воскресенского монастыря совпадает по времени с присоединением Левобережной Украины к Московскому государству в 1654 году. Дипломатические и военные успехи московитов вселяли надежду царя Алексея Михайловича на дальнейшие победы. За присоединением Киева государю мнилось освобождение Царьграда и покоренных османами православных народов Балкан и Греции, а в результате — объединение всего православного мира под единым омофором власти русского самодержца. Для унификации русских богослужебных книг и обрядов с греческими патриархом и царем была предпринята церковная реформа. Параллельно патриархом Никоном на реке Истре создавался духовный центр будущей православной империи. В алтаре Воскресенского собора вокруг престола до сих пор сохраняются пять возвышений для пяти православных патриархов, которые, как предполагалось, будут служить здесь по особым случаям.
Планам царя Алексея Михайловича не было дано сбыться. А в судьбе партиарха Никона вскоре наступил неожиданный поворот. Его резкое возвышение закончилось еще более резким падением. Царь «гневаться изволил» на своего бывшего «собиного (особенного.— А. Р.) друга». Десятого июля 1658 года, на праздник Положения Ризы, патриарх при стечении народа после совершения Божественной литургии открыто отказался от сана и через несколько дней уехал в Воскресенский монастырь. С этого момента начинается самовольная ссылка патриарха на берегах русского Иордана. В этот восьмилетний период истринский Иерусалим окончательно утерял первоначально заложенную в него идею духовного центра Вселенского Православия и стал ассоциироваться лишь со своим настоятелем — «не патриархом» Никоном. Иерусалим ссыльного Никона неожиданно оказался в оппозиции к московскому Иерусалиму, на стороне которого теперь стояла вся Церковь и русский царь. В 1666 году Никона судил Собор, на котором, для легитимности решений, присутствовали два патриарха — Антиохийский и Иерусалимский, два же других, Константинопольский и Александрийский, прислали поверенных. Одним из главных обвинений было — строительство Нового Иерусалима. В самой идее такого копирования усмотрели дерзость, гордыню и намерение создать новые московские святыни взамен истинных, палестинских. После суда Никон лишился не только патриаршества, но и священства, и теперь уже простого монаха отправили в далекое Белозерье, где он был заточен в Ферапонтове монастыре.
После отправки Никона в ссылку строительство в Воскресенском монастыре замирает. Оно возобновляется, лишь когда царь Федор Алексеевич, изменив свое мнение об опальном иерархе, собственным указом реабилитирует Никона и возвращает ему уже посмертно титул патриарха. Способствовала этому тетка царя Федора — Татьяна Михайловна, ее стараниями строительство в Воскресенском монастыре было продолжено, правда, как отмечают многие исследователи, без учета идей патриарха Никона. В это время здесь появляются стены с башнями и надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим, трапезные палаты с церковью Рождества Христова и с Вифлеемской пещерой в ее подклете (нижний, часто полуподвальный этаж), настоятельские и больничные покои, палаты царевны Татьяны Федоровны, братские корпуса. В 1723 году каменный шатер ротонды рухнул, повредив все здание. Собор восстанавливался уже в правление Елизаветы Петровны по проекту известного зодчего Франческо Растрелли, отчего его интерьеры приобрели пышный барочный лепной декор, а шатер был воссоздан из дерева в барочном духе с огромными окнами.
Разумеется, наибольший интерес представляют части комплекса, построенные во времена патриарха Никона. Копирование применялось в средневековом зодчестве не столь уж редко (например, Успенский собор Московского Кремля задуман как копия Успенского собора во Владимире, а Успенский собор Троицкой лавры является, в свою очередь, чуть ли не точной копией Успенского собора Московского Кремля), однако случай с Новым Иерусалимом уникален и не имеет аналогов — здесь собраны воедино копии всех святынь храма Гроба Господня и Святой земли.
В 1995 году Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был возвращен Московскому Патриархату. Сегодня здесь возобновлена монашеская жизнь, часть территории занята музеем.
Никон не был оригинальным в своих идеях воспроизведения христианских святынь на новом месте и о своей неоригинальности знал. Русский Иерусалим уже существовал в Москве как минимум с XVI столетия. По сохранившимся запискам иностранных путешественников того времени мы узнаем, что московиты собор Покрова на Рву величают Иерусалимом. Одиннадцатиглавый храм на Красной площади, больше известный современным москвичам как собор Василия Блаженного, действительно построен в образе города с церквами, стенами и башнями, крышами домов. Цветастая окраска и крыльца XVII века еще более усиливают это впечатление. Рядом с храмом-городом Голгофа, или Лобное место, — место распятия Спасителя. Ежегодно в Москве на праздник Входа Господня в Иерусалим проходили так называемые «шествия на осляти»: патриарх садился на белую лошадь, которую вел под узды царь, за патриархом и царем следовал крестный ход. От Успенского собора Кремля шествие двигалось к собору Покрова, где святейший совершал молебен в западном приделе Входа Господня в Иерусалим.
Добраться до монастыря можно:
— на электричке из Москвы от станций метро «Рижская», «Дмитровская», «Войковская» (пл. «Ленинградская»), «Тушино» до станции Новоиерусалимская;
— на автомобиле по Волоколамскому шоссе (около 60 км от Москвы)
Александр РАКИТИН, историк и краевед, руководитель Православного историко-культурного общества на Патриаршем Крутицком подворье
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Семь «грехов» Ватопеда Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела
Научиться монашеству по книгам? Как быть, если в монастыре нет духовного руководства, можно ли учиться монашеству по творениям Святых Отцов, каковы в принципе источники духовного опыта современного монаха – пример прп. Паисия Величковского вспоминает АННА ОЛЬШАНСКАЯ
Монах–номинант на Нобелевскую премию выкупил из тюрьмы 15 тысяч человек Архимандрита Гервасия (Раптопулоса) из Салоник выдвинули на Нобелевскую премию мира. За последние 35 лет он выкупил из тюрьмы более 15 тысяч человек. После нескольких бесед с ним один известный преступник-рецидивист решил уйти на Афон. Комментируют российские тюремные священники.
Монашество в Америке: женская обитель с афонским уставом 18 православных греческих монастырей были открыты в Америке за два последних десятилетия и большинство из них – женские. Американские монахини живут по строгому афонскому уставу и упражняются в Иисусовой молитве. Смотрите наш фоторепортаж из калифорнийского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», экскурсию проводит сама игумения – матушка Маркелла
Рождественские чтения 2013: Церковь приготовилась собрать всех игуменов Епископ Воскресенский Савва рассказал, что «монастырская» секция Рождественских Чтений 2013, которая проходит сегодня в Новоспасском монастыре, является подготовкой для собрания всех игуменов и игумений Церкви в 2014 году
Архимандрит Ефрем Ватопедский о монашестве и священстве 5 июля память всех преподобных отцов Святой Горы. Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Афоне, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).
Страсти по уставу: почему положение о монастырях и монашестве вызвало споры? За чередой «жареных тем» светские СМИ пропустили, может быть, самую острую церковную дискуссию за последние годы. Споры вокруг Положения о монастырях и монашестве, вынесенного на открытую дискуссию Межсоборным Присутствием показали много неожиданного в сегодняшнем состоянии русского монашества. О чем спорили в Церкви и закончились ли эти споры? «Нескучный сад» попытался разобраться в этом вопросе.
Протоиерей Павел Великанов: Активность монашествующих стала неожиданностью Главный редактор сайта «Богослов.ру» – интернет-площадки, на которой происходила наиболее бурная дискуссия вокруг проекта Положения о монастырях и монашестве, пояснил, почему редакция сохраняла даже самые острые комментарии и как состоявшаяся дискуссия повлияет на утверждение этого документа Межсоборного Присутствия
Большое сердце отца Лонгина 2 октября Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область Украины побывал в доме для детей-инвалидов при Вознесенском в Банченском мужском монастыре. На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные. Настоятель монастыря архимандрит Лонгин (Жар) стал отцом и тем и другим. Наш корреспондент побывал в этом монастыре за несколько месяцев до приезда Патриарха.
Епископ Пантелеимон о монашестве Мирянам образец монахи, а монахам – ангелы, напоминает старую отеческую поговорку епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Смотрите ВИДЕО, в котором владыка рассказывает, почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв.
Протоиерей Артемий Владимиров: «Монастырь — не инкубатор с перепелками!» В Москве, по недавнему решению Священного Синода, открывается новая женская обитель — Алексеевская в Красном Селе. О специфике нового монастыря рассказывает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, который станет, по всей очевидности, его духовником.
Монастыри Греции: на месте языческих капищ Паломнические маршруты по Греции часто обходят стороной две удивительные обители недалеко от Афин: женский монастырь Преображения Господня на горе Пендели и мужской монастырь святого Луки на склонах Геликона. Оба были построены на месте языческих капищ в десятом веке, в те времена, когда набеги пиратов-мусульман были особенно жестоки
Святыни Европы: Сербский Афон Монастыри Овчарско-Кабларского ущелья на Западной Мораве называют «сербским Афоном» — так писал о них святитель Николай Сербский. Но своему названию они обязаны не только великому богослову. В XIV веке афонские монахи основали здесь настоящую монашескую республику
Святыни Европы: Первейзе Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) — один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Святитель Феофан – блогер в затворе 23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи
Где затворился святитель Феофан? Наш корреспондент побывал в монастыре, где святитель Феофан Затворник провел последние 23 года своей жизни и написал самые свои значительные произведения. Как выглядит это место? В дополнение к предыдущей статье мы публикуем фоторепортаж из Выши и знаменитого Успенского монастыря под Рязанью
Пасха в Оптиной пустыни: как будет выглядеть обновленный собор? В Оптиной Пустыни художники заново расписывают центральный Введенский собор. На Пасху леса были сняты и нашему корреспонденту повезло попасть внутрь, чтобы сделать несколько фотографий на мобильный телефон - смотрите уникальные кадры из еще закрытого для посетителей собора, а так же фоторепортаж из пасхальной Оптины
Монастырь-миссионер Наверное, нет такого русского человека, который ничего не слышал о преподобном Сергии Радонежском. Ученики преподобного и насельники основанной им обители, ставшей впоследствии Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, основали сотни монастырей по всей России, так что Лавру можно считать монастырем-миссионером
Свято-Пантелеимонову монастырю на Афоне поможет Москва Свято-Пантелеимонову монастырю на святой горе Афон Правительство Москвы выделило 150 миллионов рублей. В течение долгих лет монастырь находится в бедственном положении, полученные деньги будут потрачены на реставрацию исторических построек обители.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.